Технологическая карта "Мифы Древней Греции" | Климова Дарья Владимировна . Работа №297539
Автор: Климова Дарья Владимировна
Художественная направленность. Технологическая карта занятия «Мифы Древней Греции». Автор: педагог дополнительного образования Климова Дарья Владимировна. Цель задания: Выполнение эскизов к композиции «Мифы Древней Греции». Задание из курса третьего года обучения (возраст детей 7-9 лет). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Палитра". Объединение «Фантазеры». Материалы: простой карандаш, ластик, фломастеры, маркеры, линеры. Карта расписана на первое занятие.
Технологическая карта урока
ФИО:
Климова
Дарья Владимировна
Место работы
:
МБОО ДО ДДиЮ
пгт
Тымовское
Должность:
педагог дополнительного образования
Предмет:
Объединение
«Фантазеры»
Класс:
3
год обучения, гр.№1
Тема
урока:
«Мифы Древней Греции»
Базовый учебник:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«
Палитра» (
составитель:
Климова Г.А., Климова С.В., Климова Д.В.).
Тип урока:
комбинированный
Цель:
Вып
олнение эскизов
к к
омпозиции «Мифы Древней Греции»
Задачи:
Образовательные задачи:
Ознакомить с осно
вными правилами работы с литературным текстом.
Расширит
ь знания о видах изобразительного искусства, об особенностях художественного оформления книги, книжной графике.
Развивающие задачи:
Расширить кругозор и интер
ес к изобразительному искусству. Расширить зн
ания о графических приемах и техниках, о
творческо
й интерпретации литературного текста.
Формировать эмоционально-эстетичес
кое восприятие литературы и истории.
Развить
память,
воображение, образное, ассоциативное и композиционное мышление
.
Формировать способности к изучению, обобщению, цельному восприятию наглядного материала, акцентированию внимания на
его основные характерные особенности.
Воспитательные задачи:
Формировать эстетичес
кое восприятие литературы и произведений изобразительного искусства.
Развить творческое эмоциональное отношение к выполнению поставленной задачи.
Воспитать интерес к изобразительному искусству, к самостоятельному творческому процессу создания оригинальной композиции.
Формы обучения:
объяснительно-иллюс
тративное
Технология:
развивающее обучение
Методы преподавания:
Словесные (беседа, выступления учащихся, обсуждение).
Нагляд
ные (
мультимедиа
, репродукции, фотографии).
Практические (выполнение заданий)
Оборудование:
Наглядные пособия
,
работы из методического фонда, И
нтернет.
Простые карандаши, ластики, бумага.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
Особенности работы с литературным источником, сочетания точной передачи сюже
та с творческой интерпретацией в изображении образов.
Уметь выделить из текста наиболее выразительный сюжет, выполнить динамичную композицию, сочетающую реалистические изображения человеческих фигур и фантастические изображения мифологических существ.
Таблица 3.
КОНСПЕКТ УРОКА
№
Этапы урока
Слова педагога
1
2
3
1
Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к новому заданию, которое вы давно ждали. Мы с вами посвятили много времени чтению древнегреческих мифов, особенно «Подвигам Геракла». Сейчас вы начнете делать эскизы к иллюстрациям нашей будущей книжки «Мифы Древней Греции». Настройтесь и внимательно послушайте объяснение.
2
Вступительная беседа
Прежде всего поговорим об особенностях книжного оформления. Красивая книга-это художественное произведение автора текста и иллюстратора. В ней органично сочетаются все элементы: обложка, титульный лист, иллюстрации, заставки, шрифт. Можно назвать много художников, отечественных и зарубежных, которых мы называем классиками в этом виде искусства. Позже посмотрим оформленные ими книги, ставшие образцами искусства книжной графики. Эти мастера показали сложность работы над книгой, сочетания графики и живописи, шрифта и даже конструкторских идей. У многих из вас, я уверена, хранятся книжки, которые можно не только читать. Их можно превращать в своеобразные макеты, составные части которых передвигаются, выдвигаются, складываются, иногда дополняются звуками. Такая книжка – не только чтение, но и увлекательная игра (демонстрация примеров).
3
Краткий обзор пройденного материала
Вот перед вами традиционные книги. Они разные по содержанию, по времени и стилю, по технике исполнения и художественным приемам. Говорить о разнообразии приемов художественного оформления книги мы будем на следующих занятиях. Сегодня ваша задача – сделать несколько вариантов эскизов иллюстраций на выбранный вами сюжет из большого списка древнегреческих мифов. Хотя вы впервые будете выполнять эту работу, хочу напомнить о других заданиях, в которых были схожие задачи. Когда вы рисовали композиции на темы «Приключение на море», «Наставники и ученики», «Глазами муравья», «Светлое Христово Воскресение» вы были авторами идеи и сюжета. Вы знакомы с поисками образов главных персонажей, изображения их в действии и движении, поиском нужного фона и дополнительных элементов для достижения выразительности композиции. В экспозиции выставки, которая сейчас демонстрируется, представлены многие из ваших работ.
4
Формулирование проблемы
Особенность нового задания состоит в том, что необходимо выбрать из множества древнегреческих мифов один, который произвел на вас большее впечатление и который вы хорошо помните. Затем нам нужно выяснить, не будет ли несколько иллюстраций на один сюжет, ведь в нашей книжке картинки должны быть без повторов. И следующий этап – выполнение эскизов, поиск вариантов наиболее выразительной и оригинальной композиции. Ознакомление с наглядным материалом, особенно с примерами краснофигурного и чернофигурного стиля греческой вазописи помогут вам определить изобразительные особенности будущей композиции.
5
Объяснение материала
Перед началом работы внимательно послушайте, какие задачи и условия вы должны учесть. Первая задача: образы главных героев и персонажей должны быть узнаваемы, выразительны, динамичны в движении, иметь характерные особенности внешнего вида, соответствующие литературному описанию. Немаловажную роль имеют детали и фон, для которых на листе отведено мало пространства, поэтому они должны быть тщательно продуманы. Вторая задача: Рисунок человеческой фигуры с правильной передачей пропорций, выбор ракурса и особенностей персонажа. Например, внешний вид Геракла должен выделяться преувеличенными анатомическими пропорциями по сравнению с другими фигурами. Облачение Геракла по принятому греческому стилю того периода, о котором вы знаете, позволяет показать его силу и мощь, т.к. она не прикрывает мышц героя (нужно решить проблему изображения его в шкуре Немейского льва). Следующая задача – это изображение мифологических образов (чудовищ, Цербера, Медузы Горгоны и других). В поиске этих образов вы можете пользоваться свободой своей фантазии и воображения, но помнить их характерные особенности, описанные в тексте.
6
Раздача материала
Возьмите карандаши и бумагу. Начинайте работу над эскизами.
7
Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к выполнению задания. Педагог наблюдает, советует, направляет.
8
Просмотр эскизов. Обсуждение.
Педагог просматривает эскизы, обсуждает с учащимися результаты работы.
Таблица 1.
Этап урока
Виды работы, формы, методы, приёмы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап вводно-мотивационный
Организационный момент
(1 мин)
словесные
Приветствует. Озвучивает тему урока. Вызывает заинтересованное отношение учащихся.
Внимательно слушают. Делятся впечатлениями, связанными с личным опытом.
К: Умение слушать и воспринимать информацию.
Готовность восприятия новой темы. Создание атмосферы заинтересованности.
Вступительная
Беседа
(3 мин)
Словесные. Информативные. Опрос. Обсуждение.
Беседует об особенностях работы над новым заданием: умение. Ознакомление с книжной графикой как видом изобразительного искусства о значении получения новых знаний в процессе работы над заданием.
Воспринимают информацию. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Вовлекаются в процесс обсуждения. Получают эмоциональный настрой.
К: Умение слушать, вступать в диалог.
Р: прогнозирование результата и уровня усвоения темы. Л: нравственно-этическая оценка содержания темы.
П: умение сформулировать вопрос, выразить свое мнение
Познавательная активность. Эмоциональный настрой на поиск идеи.
(II этап открытие знаний
Краткий обзор пройденного материала
(3 мин)
Объяснительно-иллюстративная.
Напоминает о ранее выполненных заданиях. Определяет сходство и различие прошлых и предстоящих задач. Вызывает на обсуждение.
Смотрят, анализируют, проводят аналогию поставленных задач при выполнении композиций на различные темы.
П: Умение анализировать, определять основные задачи. К: умение слушать, обсуждать.
Познавательная и аналитическая активность. Анализ различия и сходства приемов работы над созданием композиций в прошлых заданиях и новой темой.
Формулирование проблемы
(2 мин)
Объяснение. Обсуждение.
Формулирует поставленную задачу. Подчеркивает важность правильного выбора литературного сюжета. Направляет на поиск самостоятельного оригинального решения композиции.
Воспринимают объяснение, концентрируют внимание на нужной информации
П: концентрация на выборе способов решения задачи. К: умение слушать, воспринимать, вступать в диалог.
Готовность к восприятию нового задания. Осмысление и обдумывание поставленной задачи. Концентрация памяти для индивидуального выбора сюжета.
III этап формализация знаний
Объяснение материала
(7 мин)
Словесный. иллюстративный
Уточняет последовательность в работе над эскизами дает направление в поиске идеи. Определяет основные требования. Подчеркивает важность передачи образов соответственно описанию в тексте со всеми характерными особенностями. Работа над рисунком человеческой фигуры. Сочетание реалистического и фантастического изображения.
Внимательно слушают. Оценивают наглядный материал, узнаваемость сюжета и оригинального композиционного построения. Настраиваются на самостоятельные поиски решения поставленных задач.
К: умение слушать и воспринимать объяснение. Л: образно-эмоциональное восприятие новой темы. Р: обдумывание собственных творческих целей. Способность оценивать свои практические знания и умения. Стремление к освоению нового.
Создание эмоционально-позитивного настроя. Концентрация и активизация памяти и воображения для создания образа, настрой на внимательное изучение стиля греческого искусства, одежды, архитектуры, дополнительных элементов. Умение работать с текстом и наглядным материалом.
IV этап обобщение и систематизация
Подготовительная работа (2 мин)
Предлагает сосредоточиться на изучение наглядного материала, пропорций человеческой фигуры в различных ракурса, на поиске динамичной компоиции.
Настраивает на самостоятельную работу.
Обдумывают тему, начинают изучение наглядного материала, текста, активизируют ассоциативное восприятие и память.
К: умение сосредоточиться, настроиться на самостоятельную работу. Р: определение последовательности действий: поиск вариантов, делают наброски.
Пробуждение творческой активности, желания решить новую задачу, найти собственный оригинальный способ выражения идеи изобразительными средствами.
Физминутка (2 мин)
Разминка
Самостоятельная практическая работа (20 мин)
Выполнение эскизов
Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.
Рисуют эскизы, поправляют, ищут лучшие варианты
П: Самостоятельная творческая работа. Поиски самовыражения
Поиски композиционных решений, оригинальные находки в построении композиции.
Рефлексия.
Завершение урока (5 мин)
Наглядные. Словесные. Просмотр эскизов.
Просматривает эскизы. Обобщает результаты, задает вопросы, предлагает провести самооценку.
Представляют эскизы. Проверяют и оценивают проделанную работу. Отвечают на вопросы.
К: умение слушать, проявлять внимание и интерес к работе других. П: оценка процесса и результатов деятельности. .
Умение анализировать и оценивать результаты работы. Умение аргументированно выражать свое мнение.