Технологическая карта по функциональной грамотности | Осипова Гузель Исхаковна. Работа №335115
Технологическая карта по развитию функциональной грамотности на уроке русского языка во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока " Предлоги. Для чего служат предлоги в речи?" Урок проводится в 4 четверти 2 класса. Учебник «Русский язык» 2класс Учебник в 2 частях. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва «Просвещение», 2023. Цель урока - сформировать представление о предлоге как части речи, о его роли в предложении. На уроке развиваются предметные, метпредметные и личностные УУД. Применяются игровые ситуации, работа в парах, в группах, рефлексия.
Технологическая карта по учебному предмету русский язык
Класс 2
УМК «Школа России»
Учебник «Русский язык» 2класс Учебник в 2 частях. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва «Просвещение», 2023
Тема урока
Предлоги. Для чего служат предлоги в речи?
Тип урока
Открытие новых знаний
Цель урока
Сформировать представление о предлоге как части речи, о его роли в предложении
Основные термины и понятия
Предлог
Информационно-образовательная среда
Ресурсы: индивидуальные – задания для работы в паре, в группе
информационный материал – правило о правописании предлогов
демонстративный материал – таблица с предлогами, карточки с заданием для рефлексии
Межпредметные связи
Б.Заходер «На полянке, у тропинки…»
Планируемые результаты (из федеральных или примерных рабочих программ учебных предметов https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_nachal.htm)
Предметные
Находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте, устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога, раздельное написание предлогов с именами существительными
Метапредметные
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям
Познавательные: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; Коммуникативные: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Личностные
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения
Этапы урока
Формируемые УУД, компоненты ФГ
Мотивационно-ориентировочный этап
Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное):
игровая ситуация
; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения,
антиципация, учебно-познавательная или
учебно-практическая
.
Готовность к использованию языковых средств, работа с информацией
Проектирование задания
Организационный момент.
Все сейчас у нас в порядке – ручки, книжки и тетрадки. Мы послушаем вопросы и на них ответ найдем:
Где растет морковь? (На грядке)
Буквы пишут где? (В тетрадке)
Чистим что мы? (Чистим зубки)
Надеваем в холод? (Шубки)
- На какое правило встретились слова в ответах на вопросы? Как проверить парные согласные?
Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное):
познавательный интерес
, желание помочь персонажу,
стремление применять свои
знания
, получить практический (личностно значимый) результат,
потребность в самоутверждении, самореализации,
получении удовольствия).
Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место.
Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя; умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя и других; формулировать свое собственное мнение; приходить к общему мнению.
Проектирование задания
- Какие части речи вы знаете? Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
Прочитайте предложения. Определите части речи.
Чтение отрывка стихотворения Бориса Заходера без предлогов.
… поляне, … тропинки
Пробиваются травинки.
… бугорка ручей бежит.
А … ёлкой снег лежит.
- Что вы заметили? (Не хватает предлогов)
Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД) Сегодня мы с вами сформируем понятие о предлоге как части речи и поговорим о роли предлогов в нашей речи.
Компоненты ФГ:
готовность к использованию языковых средств с целью создания высказываний.
Компоненты языковой ФГ:
осуществление поиска информации в учебнике.
Предметные действия: определение цели урока.
Личностные УУД: понимание значения «для чего нужны знания»
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний - отличать новое от уже изученного
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать друг друга.
Проектирование задания
- Какие проблемы могут возникнуть? (Не сможем подобрать нужные предлоги, не знаем, как пишутся предлоги с другими словами).
Кто догадался, какая будет тема урока?
Открывается тема «Предлоги. Для чего служат предлоги в речи?»
- Допишем предлоги.
Учебная задача (УЗ) Тема нашего урока «Предлоги. Для чего служат предлоги в речи?»
Предметные действия: определение темы урока.
Личностные УУД: понимание значения «для чего нужны знания»
Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи.
Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний - отличать новое от уже изученного
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать друг друга
Проектирование задания
- Знаем ли мы что такое предлоги?
- Как они пишутся с другими словами?
Открываю правило: Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Перед глаголами предлогов не бывает.
Сформулируйте цель урока. Что мы сегодня должны узнать? (Узнать, для чего нужны предлоги, и как они пишутся с другими словами.)
Поисковый этап
Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)
Компоненты ФГ:
способность извлекать информацию для ее преобразования, готовность к использованию языковых средств с целью создания высказываний.
Компоненты языковой ФГ:
соблюдать нормы современного русского языка, стремиться повышать уровень языковой культуры, осуществлять поиск информации в учебнике.
Личностные УУД: понимать значение «для чего нужны знания»
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать решение учебной задачи; оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний - отличать новое от уже известного
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать друг друга.
Проектирование задания
Упражнение 183. Прочитайте все предлоги.
- С какими частями речи они употреблены? (С именами существительными) Выпишите их с предлогами.
- Как вы себя оцениваете?
-Какую роль выполняют предлоги в предложении?
1 ученик выполняет задание по карточке. (Запиши предложения, вставь пропущенные предлоги).
Мяч забросили … сетку ворот. … лесную тропку выскочил зайчик.
Проверка работы. – Как ты себя оцениваешь?
- А как пишутся предлоги с другими словами?
Составляемый учащимися (при участии педагога) план
Укажите форму фиксации плана (графическая, устная, письменная, работа в парах и др.)
Познавательные УУД:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий; анализ, сравнение; выдвижение гипотез.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные УУД:
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Проектирование задания
Попробуем составить план того, как мы будем с вами работать на уроке.
1.Работа с учебником.
2. Работа в парах.
3.Работа в группах.
Практический этап
Опишите формы организации учебной деятельности учащихся по реализации каждого из пунктов плана по форме:
1.Реализуемый пункт плана.
2.Форма организации учебной деятельности, обеспечивающая самостоятельное получение или применение учащимися знаний, умений, опыта (наблюдение, эксперимент, дидактическая игра, решение практической задачи, выполнения творческих заданий, беседа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника, других пособий и т.д.)
3.Содержание проводимой работы.
4.Предполагаемый итог работы (открытие нового знания, актуализация освоенных ранее представлений, создание нового алгоритма, определение эффективности способа, выявление закономерности и т.д.)
Компоненты ФГ:
готовность к смысловому восприятию текстов, анализу, способность ориентироваться в информационном потоке, готовность к использованию языковых средств с целью создания высказываний, стремление к совершенствованию своей коммуникативной деятельности.
Компоненты языковой ФГ:
осуществление поиска информации в учебнике, учет позиции партнеров в группе, в паре, умение с помощью языковых средств решать конфликты.
Предметные действия: умение писать предлоги с учётом изученного правила
Познавательные УУД: ориентироваться в новой системе знаний
Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций, анализировать свою работу, находить ошибки, устанавливать их причины
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Проектирование задания
1.Упр.184. Запомните, какие бывают предлоги, как они произносятся и как они пишутся.
2. Проговорите друг другу в паре, какие вы узнали новые предлоги.
3. На листочках в группах –
Закончите предложения:
1 группа: Без, над, из, для, около – это …(предлоги).
Предлог – это …(часть речи).
2 группа: Предлоги служат для …(связи слов в предложении).
Перед … (глаголами) предлогов не бывает.
3 группа: Предлоги со словами пишутся … (раздельно). Предлоги всегда пишутся … (одинаково)
Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ
Опишите содержание работы
Компоненты ФГ:
готовность к смысловому чтению, готовность к использованию языковых средств с целью создания высказываний.
Компоненты языковой ФГ:
соблюдать этикетные нормы правил речевого поведения.
Познавательные УУД:
установление причинно-следственных связей; рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД:
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Проектирование задания
Работа по карточкам.
- Спишите, вставляя нужные предлоги.
… полю бежит … волка заяц. … лесу … поляне прыгали белочки. Ребята … опушке леса нашли спелую землянику. … кошки зеленые глаза и кисточки … ушках.
Фронтальная проверка.
« +» - все сделано правильно.
«?» - есть над чем поработать.
- Какие допустили ошибки?
Домашнее задание будет подобное этому.
Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся.
Опишите задания, предлагаемые учащимся, критерии их оценки
Познавательные УУД: ориентируются в системе новых знаний
Личностные УУД: проявляют интерес к предмету
Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке
Коммуникативные УУД: умеют выражать свои мысли
Проектирование задания
- Итак, вспомним тему сегодняшнего урока.
- Какова была цель?
- Что нового узнали о предлогах?
- Для чего служат предлоги?
-Где ставятся предлоги?
- Где они никогда не пишутся?
- Хлопните в ладоши, если вы считаете, что все поняли на уроке, узнали новые правила и сможете применять их в жизни.
Ваше домашнее задание – упр.185.
А для творческих ребят – с.111 упр.4