технологическая карта пол окружающему миру 4 класс "Мир глазами историка" | Пономарева Ирина Владимировна. Работа №310099
Цели деятельности учителя
создать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока
открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения
объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная
Образовательные ресурсы
http://download8.proshkolu.ru
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер; фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами; индивидуальные карточки с заданиями; кроссворд
Основные понятия
История, историк, исторические источники, архивы, экспонаты
Окружающий мир 4 класс Урок 5. Мир глазами историка
Цели
деятельности
учителя
создать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса
к предмету «Окружающий мир»
Тип урока
открытие нового знания
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы
обучения
объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная
Образовательные
ресурсы
http://download8.proshkolu.ru
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер; фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами; индивидуальные карточки с заданиями; кроссворд
Основные
понятия
История, историк, исторические источники, архивы, экспонаты
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации
взаимодействия
на уроке
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного
материала
– какая наука сегодня поможет провести урок?
На доске:
ис ’ия
– сегодня познакомимся с наукой историей. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка
Слушают, принимают участие в диалоге.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
– Что изучает география?
– Какие виды географических карт вы знаете?
– Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
– Как выглядела первая географическая карта?
Отвечают
на вопросы учителя.
Фронтальная, индивидуальная,
Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулиру-
Устные ответы,
карточки
Кроссворд
Предлагает некоторым учащимся по выбору выполнить задания по карточкам .
– Узнайте материки по контурам, запишите их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово
Выполняют
задания.
Отгадывают кроссворд
коллективная
ют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач,
планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют знаково-символические средства представления информации.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя.
– В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество.
У человечества тоже есть биография – это история.
История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
– Что же изучает история?
Внимательно слушают.
Отвечают
на вопросы учителя.
Выполняют
записи в тетради.
Фронтальная, индивидуальная
Устные ответы,
записи
в тетради
– История – это дорога во времени. Она уходит
в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
предлагает рассмотреть схему:
– Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
– Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
– Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древ-
Рассматривают схему.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; ставят вопросы; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравст-
Работа
по учебнику
них людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
– О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» (с. 37–40).
предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки
читают, рассматривают иллюстрации
(с. 39, 40)
венно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
IV. Практическая деятельность
Дидактическая игра «Исторические источники».
Задания
из электронного прило-
– Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
– Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку.
Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.
Предлагает ученикам правильно их распределить по группам.
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации
Учащиеся высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы.
Ученик прикрепляет карточку к доске, объясняя свой выбор.
Выполняют
задания
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.
Устные ответы,
выполненные
задания
жения к учебнику
Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; замечают допущенные ошибки
V. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Выставление оценок
– Что такое история?
– Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
– Приведите примеры исторических источников.
– Кто-нибудь из вас захотел связать свою будущую профессию с историей?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
читают вывод в учебнике (с. 41).
Отвечают
на вопросы учителя
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
Устные ответы
VI. Домашнее задание
Комментарий учителя
Учебник, с. 35–41. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
Выполнить задания 1, 2
Задают уточняющие вопросы
фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Задания
Ресурсный материал
Индивидуальные карточки
№ 1. Заполни пробелы в предложениях:
Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).
Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное… (полушария).
№ 2. Выбери, подчеркнув, верное высказывание:
1) Модель Земли – это…
а) глобус; б) схема; в) карта.
2) Наука о Земле – это…
а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.
Кроссворд
Ответы:
1. Африка. 4. Антарктида.
2. Евразия. 5. Австралия.
3. Южная Америка. 6. Северная Америка.
Ключевое слово: Экватор.