Технологическая карта. Семейный бюджет. | Величкина Наталья Александровна. Работа №317473
Технологическая карта.
Семейный бюджет.
Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель урока: формирование у учащихся первоначального понятия «семейный бюджет» и его структуре; осознание значимости изучения этой темы.
Планируемые результаты:
Личностные:
1 Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений
2 Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки
3 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях
4 Развивать умение работать в группе
Предметные:
1 Представление о роли денег в семье и обществе.
2 Знание источников доходов и направлений расходов семьи.
3 Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.
Технологическая карта
Учитель: Величкина Наталья Александровна
Класс: 4а
Тема: Семейный бюджет
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование у учащихся первоначального понятия «семейный бюджет» и его структуре; осознание значимости изучения этой темы.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений.
2. Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки.
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
4. Развивать умение работать в группе.
Предметные:
1. Представление о роли денег в семье и обществе.
2. Знание источников доходов и направлений расходов семьи.
3. Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.
Метапредметные:
1.Владение и умение извлекать информацию из предложенного источника.
2.Вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, умение работать в команде.
Основные понятия: бюджет, доход, расход.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир
Оборудование: экран, проектор, раздаточный материал
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности класса. Деление класса на группы
Приветствие учителя, подготовка к уроку. Учащиеся вытягивают разноцветные жетоны – делятся на группы.
Актуализация субъектного опыта учащихся
- Отгадайте ребус.
- Какое слово получилось?
- Что вы знаете по этой теме?
- Что хотите узнать?
- Какую цель поставим перед собой на урок?
Обучающиеся разгадывают ребус,
определяя тему урока.
Обучающиеся отвечают на предложенные
вопросы, формулируют цель урока.
Изучение нового материала и способов деятельности
1. Вам необходимо выбрать сведения о семейном
бюджете на основе предложенного текста.
(см. Приложение 1).
- Записать, что такое «семейный бюджет».
- Заполнить схему, из каких частей состоит семейный
бюджет.
(Семейный бюджет – денежный план семьи)
(Состоит из расходов и доходов)
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
ДОХОДЫ РАСХОДЫ
- Подумайте, что такое расходы и доходы.
Запишите определения.
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
- На что может тратить деньги семья?
2. Посмотрите видеоролик (https://youtu.be/g6htIoIfV74)
и заполните таблицу.
3. - Давайте вместе подумаем, на какие группы можно
разделить РАСХОДЫ? (схема на доске)
- Почему их так называют?
РАСХОДЫ
Обязательные Необязательные
4. - Сейчас, мы с вами отправимся в магазин за
покупками.
- Распределите картинки по столбикам, первая группа
выбирает из данного списка товары, без которых вы не
можете обойтись, вторая группа товары, от покупки
которых можно отказаться (см. Приложение 2).
5.- О чём говорят схемы?
Доходы = расходы
Доходы > расходы
Доходы < расходы
-Какая формула будет наилучшей?
-Почему?
- Как избежать долгов? Как можно сэкономить?
- Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?
Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
Обучающиеся работают в группах с предложенным текстом, записывают определение семейного бюджета и составляют схему.
Обучающиеся находят и записывают определение расходов и доходов. Расходы – затраты семьи. Доходы – все денежные поступления семьи. Каждая группа озвучивает ответы.
Ответы детей.
Обучающиеся просматривают ролик, заполняют таблицу. Желающие озвучивают ответы.
Работа с текстом. (Стр.77-78 в учебнике). - обязательные, необязательные
- Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование невозможно.
- Необязательные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись.
Игра «Магазин»
Дети прикрепляют картинки на доску в нужный столбик.
Проверка выполнения работы.
Обучающиеся работают над предложенными схемами, выбирают наилучший семейный бюджет.
Наилучшей будет формула №2. Планируемые расходы не должны превышать доходы семьи, иначе образуются долги.
«Мозговой штурм» (способы сэкономить). Ответы детей
Физминутка
Давайте отдохнем
Дети выполняют движения под музыку
Закрепление изученного материала
1. - Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит?
- Назовите источники семейного бюджета.
- Какие бывают расходы?
2. Игра «Бюджет семьи»
- Каждая группа – семья. Необходимо, пользуясь
карточкой для игры (см. Приложение 3), определить,
какие у семьи источники доходов, какие расходы ей
необходимы.
- Учтите, что в карточке не указано, что относится к
доходам, а что – к расходам. Это вы должны определить
сами.
- Когда бюджет вашей «семьи» будет готов, проверьте
его: сопоставьте размер общего дохода и размер
расходов.
Представьте другим «семьям» свою «семью» и ее
бюджет.
Отвечают на вопросы учителя
Заполняют таблицу (см. Приложение 4), используя карточку для игры.
Представляют бюджет своей семьи.
Контроль
Сейчас вам предстоит выполнить тест
(см. Приложение 5).
- Какие действия по порядку нужно выполнить при
составлении бюджета?
1.Подсчитать доход.
2.Подсчитать обязательные расходы.
3.Сравнить. Если доходы больше расходов, продолжить
составлять бюджет.
4.Подумать, сколько можно отложить на сбережения и
непредвиденные расходы.
5.Посчитать, сколько денег можно потратить на
желательные расходы.
Выполняют тест группой, получают ключевое слово. Обучающиеся называют алгоритм
Подведение итогов
-Что нового вы узнали?
- В чём полезность нашего урока?
- Достигли ли мы цели, поставленной вначале урока?
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Бертольд Авербах (немецкий писатель)
- Как вы понимаете эти слова?
Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение
Домашнее задание
1. Составить кроссворд по теме «Семейный бюждет» (по желанию)
2.Вставить в текст пропущенные слова (см. Приложение 6)
Обучающиеся записывают домашнее задание
Рефлексия
- Зажмите руку в кулак и Кому было интересно – разогните мизинец, Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный, Кто хорошо потрудился – средний, Кто помогал работе в группах – указательный, Кому урок понравился – большой. - Всем спасибо за работу на уроке!
Осуществляют самооценку
Приложение 1
Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.
Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.
В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись. А с конца XVIII века - так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.
БЮДЖЕТ (англ. budget), роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок.
ДОХОДЫ- деньги или материальные ценности, получаемые государством, учреждением, предприятием или частным лицом в результате какой-л. деятельности. 2) Заработок.
РАСХОДЫ - затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств.
Приложение 2
Картинки для игры в «Магазин»
Приложение 3
Карточка для игры
1
Питание 20 тыс. руб.
20 тыс. руб.
2
Создание резервного фонда семьи 6 тыс. руб.
6 тыс. руб.
3
Заработная плата мамы 19 тыс. руб.
19 тыс. руб.
4
Проезд в общественном транспорте 3 тыс. руб
3 тыс. руб.
5
Покупка ботинок для папы 5 тыс. руб.
5 тыс. руб.
6
Пенсия бабушки 12 тыс. руб.
12 тыс. руб.
7
Заработная плата папы 31 тыс. руб.
31 тыс. руб.
8
Выплаты по кредиту (с процентами) 25 тыс. руб.
25 тыс. руб.
9
Сдача второй квартиры в аренду 15 тыс. руб.
15 тыс. руб.
10
Продажа ягод и овощей с дачного участка 3 тыс. руб.
3 тыс. руб.
11
Коммунальные услуги 6 тыс. руб
6 тыс. руб.
12
Пенсия дедушки 13 тыс. руб.
13 тыс. руб.
13
Отдых и развлечения 3 тыс. руб.
3 тыс. руб.
14
Текущие хозяйственные нужды 2 тыс. руб.
2 тыс. руб.
15
Лекарства 2 тыс. руб.
2 тыс. руб.
16
Возврат долга друзьям 3 тыс. руб.
3 тыс. руб.
17
Подарки 5 тыс. руб.
5 тыс. руб.
18
Подработка папы 10 тыс. руб.
10 тыс. руб.
19
Ремонт холодильника 3 тыс. руб.
3 тыс. руб.
20
Карманные деньги детей 2 тыс. руб.
2 тыс. руб.
21
Штраф 5 тыс. руб
5 тыс. руб.
Приложение 4
Доходы
Расходы
Итого:
Итого:
Другие раздела бюджета
Приложение 5
Тест
Вопросы
1. Из чего складывается семейный бюджет?
А) из заработной платы, пенсии, стипендии.
Б) из доходов и расходов.
В) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
Я) расходы
Е) проценты
Ю) доходы
3. Авторское вознаграждение это:
Б) зарплата
Г) налог
Д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся
из бюджета семьи это:
Ш) доходы
Ж) расходы
Х) прибыль
5. Лучшим бюджетом
считается тот, в котором:
Е) доходы больше расходов
И) доходы равны расходам
А) доходы меньше расходов
6. Зарплата, пенсия,
стипендия - это разные
виды:
Т) доходов
П) расходов
К) гонорар
Приложение 6
Жили-были дедушка, бабушка, мама и папа, и дочка Алёнка. Однажды
вечером
собралась вся ……… вместе. Алёнка и говорит:
- Вы даже не представляете, какую куклу подарили моей подружке Маше!
Сама ходит, кушает и стихи читает! Вот бы мне такую.
- Так, - сказал папа – сейчас разберёмся. Несите калькулятор, посмотрим на
наш
семейный …………………
- Я каждый месяц работаю и получаю зарплату. Мама тоже работает.
Дедушке и бабушке почтальон каждый месяц приносит пенсию. И тебе,
Алёна, тоже дают денежки – детское пособие. Посчитаем …… нашей семьи:
1) зарплата папы – 60000 рублей
2) зарплата мамы – 40000 рублей
3) пенсия дедушки и бабушки – 30000 рублей
4) детское пособие – 3000 рублей
Он составляет …………..рублей.
- Ура! Можно купить даже несколько таких кукол! – обрадовалась Алёнка.
Тут вмешалась мама:
- Погодите! Нам нужно купить продукты на месяц. Это 30000 рублей. Вотвот наступит зима, нужна тёплая одежда. Это ещё 20000 рублей.
- И не забудьте заплатить за квартиру, свет, воду 5000 рублей – добавила
бабушка.
- Мы на работу ездим на автобусе. В месяц нам нужно 3000 рублей, – сказал
папа. – Вот теперь можем посчитать наш ……………за месяц. Он
составляет…………………
рублей.
- Алёнка, а сколько стоит такая кукла, Маша не сказала?
- Как же не сказала?! В игрушечном магазине куклу Маше купили за 500
рублей.
- Мы посчитали доход и расход нашей семьи. Осталось посчитать……….
Это то, что останется от дохода в семье после того, как мы израсходуем
деньги на всё необходимое. В нашем распоряжении …………………. рублей.
Давайте подумаем, что нам делать