Технологическая карта "Ширма в японском стиле" | Мой кабинет. Работа №354091
Технологическая карта урока "Ширма в японском стиле". Контингент: учащиеся пятого года обучения (10-12 лет). Проводится на базе "Дома детства и юношества пгт.Тымовское", Сахалинской области. Материал: простой карандаш, ластик. Цель: Выполнение эскиза ширмы в японском стиле. Знакомство с декоративно-прикладным искусством Японии
Технологическая карта урока
ФИО:
Климова
Галина Андреевна
Место работы
:
МБОО ДО
ДДиЮпгт
Тымовское
Должность:
педагог дополнительного образования
Предмет:
Объединение
«Изостудия»
Класс:
5 год обучения
Тема и номер урока:
Выполнение эскиза росписи ширмы в японском стиле
Базовый учебник:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «
Палитра» (
составитель: Климова Г.А.).
Тип урока:
комбинированный
Цель:
Выполнение эскиза росписи ширмы в японском стиле
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Расширить знания учащихся о видах декоративно-прикладного искусства
2. Ознакомить учащихся с композиционными и изобразительными приемами оформления многочастной формы (ширмы).
Развивающие задачи:
1. Расширить кругозор и углубить интерес учащихся к декоративно-прикладному искусству, изобразительным и композиционным приемам росписи ширм.
2. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающей среды.
3. Развить индивидуальные художественные способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности.
4. Развить наблюдательность, умение работать с вспомогательным информационным материалом.
Воспитательные задачи:
1. Формировать духовно-нравственные и эстетические ценности .
2. Воспитать интерес, толерантное и уважительное отношение к культуре другого народа. 3. Воспитать творческую активность и мотивацию к эстетическому преображению окружающей среды.
Формы обучения: объяснительно-иллюстративное
Технология:
развивающее обучение
Методы преподавания:
Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)
Наглядные (
выставка предметов японского декоративно-прикладного искусства, работы учащихся, иллюстрати
вный материал, интернет).
Практические (выполнение заданий)
Оборудование:
Компьютер
Наглядные пособия
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать: Историю и характерные композиционные и художественные особенности росписи японской ширмы.
Учащиеся должны уметь: Работать с наглядным материалом, применять композиционные и изобразительные приемы для выполнения эскиза росписи ширмы в японском стиле.
КОНСПЕКТ УРОКА
№
Этапы урока
1
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы начинаем работу над новым интересным заданием. Сегодня вы будете делать эскизы росписи ширмы в японском стиле. Вы знаете, что самый важный этап работы на любую тему – поиск идеи, сюжета на заданную тему. Я уверена, что после моего объяснения, у вас появится желание придумать композицию, тем более что она будет выполняться не так, как вы привыкли. Приготовьте для эскизов бумагу и карандаши.
2
Вступительная беседа
Нашу беседу мы начнем об особенностях традиционной складной японской ширмы. Она называется в Японии «бёобу» ( или «бёбу»). И представляет собой несколько соединенных между собой панелей (иногда разной величины), которые складываются «гармошкой». Обычно ширма выполняется из 6 панелей, общая высота 1,5 метра, ширина 3,5 метра. «Бёбу» пришли из Китая, где они назывались «фэнпин», что в переводе означает «препятствие ветру» - таково было назначение этого изделия. Ширмы украшались росписью, картина на каждой панели раньше была самостоятельным произведением, не связанным с другими. Позже художники начали создавать цельную художественную композицию во всю ширину ширмы. Делали ширмы из шелка и бумаги, из плетеного бамбука, кипарисового дерева или тростника и расписывали картинами. Со временем стали выполнять ширмы , состоящие из разного количества панелей ( от одной до шести). В прошлом они были незаменимыми предметами, имели разные виды и назначения: для чайных церемоний, в качестве перегородок в доме, вешалок и др. В современном интерьере ширмы чаще используют как украшение интерьера. Многие музеи мира демонстрируют прекрасные старинные и современные ширмы как образцы декоративно-прикладного искусства. О разнообразии сюжетов в росписях ширм мы поговорим на следующем занятии. Но познакомиться с особенностями мировосприятия японцев вам будет интересно и полезно перед началом работы над эскизами. Вспомним, что в Японии издавна существуют удивительные «сады камней», во всем мире восторгаются японским искусством «икебана» ( в переводе «небо-земля-человек»), бонсаями, нэцкэ, оригами, мастерством архитекторов, умеющим гармонично сочетать архитектуру с природным пейзажем…И, конечно, вы знаете о традиционных обычаях – созерцании и любовании цветущей вишни (сакуры), о сохранении древнего театра Кабуки, о бережном отношении к этнической одежде ( кимоно), которую можно и сейчас увидеть на японцах в праздничные дни, о знании японцев символики природных форм. Например, цветущая ветка сакуры – это не только красота растения, но и олицетворение самой природы, недолговечности цветка, но вечности самой жизни. Очень интересна символика цвета. Белый цвет – священный цвет богов, символ духовной и физической чистоты. Черный цвет-традиционный мужской цвет ( в прошлом принадлежал классу самураев, в настоящее время используется для торжественных случаев, включая свадебный наряд). Красный цвет символизирует мир и процветание семьи, отпугивает силы зла. Синий – в старинные времена простым людям запрещали одежду ярких цветов, поэтому синий цвет- цвет будничный, цвет простых людей. Фиолетовый цвет-цвет воинов, он символизирует благородство и силу. Золотой является символом солнца, божественной силы и милосердия, поэтому часто применяется для украшения храмов. Конечно, знания о символике цвета очень обширны, но даже краткая информация может вам помочь для понимания особенностей японского искусства, когда мы будем знакомиться с наглядными пособиями.
3
Краткий обзор пройденного материала
Сегодня вы приступаете к необычному заданию. Много раз вы изображали пейзажи, рисовали цветы, деревья с зеленой кроной или голыми ветвями. Очень эффектно получились у вас фантастические пейзажи и композиции со стилизованными травами. Вы умеете придумать растительный орнамент, соблюдая законы симметрии, для украшения любой формы, подбирать цвета и оттенки в соответствии с задуманным образом. Обладая достаточным опытом тем интереснее будет для вас выполнение новой задачи.
4
Формулирование проблемы
Особенность нового задания состоит в том, что нужно придумать композицию для росписи ширмы, выполнив несколько условий. Первое: сюжет композиции включает изображение растений. Второе: рисунок на каждой части ширмы должен быть красивым как самостоятельная композиция, но соединен сюжетно и графически с другими частями (панелями) ширмы, чтобы «изделие» выглядело цельно и гармонично. Третье: эскиз ширмы должен быть выполнен в японском стиле, который требует подробное изображение основных элементов, живой динамичной графики, красоты и гибкости линий, Для образной выразительности композиции продумайте интересный оригинальный фон и , по желанию, изображение дополнительных элементов ( птиц, насекомых, животных, людей, архитектуры).
5
Объяснение материала
Японский стиль в росписях ширм обусловлен особым мировоззрением жителей этой страны. С древних времен японцы отличаются почтительным отношением к природе. Обожествляя природу, они стремятся не покорять ее, а приспосабливаться, согласуя с ней свою жизнь. Уникальное качество мировоззрения японцев – стремление рассматривать все объекты и явления как бы с близкого расстояния, фокусируя внимание на мелких деталях. Мир представляется в единстве и целостности, в малом заключается большое, микрокосм выражается в метафоричности и символах (в частности, в искусстве и поэзии). Например, рисуя фиолетовый ирис может появиться ассоциация с веком самураев, их обычаями, облачением и оружием. Изображение мотылька напомнит о хрупкости и краткости жизни, о ее ценности и красоте. Поэтому мы удивляемся мастерству художников, которым удается передать лиричный характер природы. Утонченность и изящество, живая линия, точность передачи природных форм – особенности японского стиля. Вам предстоит внимательно выбрать основной элемент композиции – растения, формы которых наиболее подходят для выполнения задачи. Вы знаете, что элементы композиции могут располагаться различными способами, создавая ритм, движение или уравновешенность и покой, все зависит от замысла автора. Вот главная задача на сегодня – поиск идеи, общего представления о композиции и начало работы над выбором растений.
6
Раздача материала
Возьмите карандаши и бумагу. Начинайте работу над эскизами.
7
Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к выполнению задания. Педагог наблюдает, советует, направляет.
8
Просмотр эскизов. Обсуждение.
Педагог просматривает эскизы, обсуждает с учащимися результаты работы.
Таблица 1.
Этап урока
Виды работы, формы, методы, приёмы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап вводно-мотивационный
Организационный момент
( 1 мин )
словестные
Приветствует. Озвучивает тему урока. Вызывает заинтересованное отношение учащихся.
Внимательно слушают.
К: Умение слушать и воспринимать информацию.
Готовность восприятия новой темы. Создание рабочей атмосферы и заинтересованности
Вступительная
Беседа ( 3 мин )
Словесные. Информативные. Опрос. Обсуждение.
Беседует об истории и особенностях изготовления и декорирования японской ширмы. Рассказывает о других видах художественного творчества в Японии, символике образов и цвета.
Воспринимают информацию. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Вовлекаются в процесс обсуждения. Получают эмоциональный настрой.
К: Умение слушать, вступать в диалог. Р:прогнозирование результата и уровня усвоения темы. Л: нравственно-этическая оценка содержания темы. П: осознанное построение речи.
Познавательная активность. Эмоциональный настрой на поиск идеи.
(II этап открытие знаний
Краткий обзор пройденного материала ( 3 мин )
Объяснительно-иллюстративная.
Напоминает о ранее выполненных заданиях. Показывает предметы японского декоративно-прикладного искусства, работы учащихся, иллюстрации. Вызывает на обсуждение.
Смотрят, анализируют, проводят аналогию между заданиями, уясняют разницу между поставленными задачами нового задания и задачами ранее выполненными.
П: Умение анализировать, определять основные задачи. К: умение слушать, обсуждать.
Познавательная и аналитическая активность. Определение закономерностей построения композиции и выразительного образа, значения графического и цветового решения.
Формулирование проблемы ( 2 мин. )
Объяснение. Обсуждение .
Формулирует поставленную задачу.
Воспринимают объяснение, концентрируют внимание на нужной информации, задают вопросы
П: концентрация на выборе способов решения задачи. К: умение слушать, воспринимать, вступать в диалог.
Готовность к восприятию нового задания. Осмысление и обдумывание поставленной задачи.
III этап формализация знаний
Объяснение материала ( 7 мин )
Словесный. Предлагает внимательно изучить наглядный материал, подчеркивает важность самостоятельного поиска информации. Поясняет и определяет характерные черты стиля, образных и изобразительных особенностей.
Уточняет последовательность в работе над поиском идеи, образа. Напоминает о характерных особенностях стиля, использовании преображении наглядного материала, о значении линейного и цветового решения, фона. Напоминает о цельности многочастной композиции.
Внимательно слушают. Оценивают наглядный материал, отличительные выразительные особенности росписи в заданном стиле. Настраиваются на самостоятельные поиски решения поставленных задач.
К: умение слушать и воспринимать объяснение. Л: образно-эмоциональное восприятие новой темы. Р: обдумывание собственных творческих целей. Способность оценивать свои практические знания и умения. Стремление к освоению нового.
Создание эмоционально-позитивного настроя. Концентрация внимания в работе с наглядным материалом. Активация аналитической оценки в выборе материала, креативного, образного воображения, фантазии для выполнения поставленной задачи.
IV этап обобщение и систематизация
Подготовительная работа ( 2 мин )
Словесный. Предлагает сосредоточиться на выборе предложенного наглядного материала, использовать интернет для получения дополнительной информации.
Настраивает на самостоятельную работу. Напоминает о последовательности и вариативности работы над эскизами.
Обдумывают тему, начинают анализировать наглядный материал, выбирать образное решение и композиционное построение. Начинают поиски дополнительной информации.
К: умение сосредоточиться, настроиться на самостоятельную работу. Р: определение последовательности действий, умение сделать правильный выбор наглядного материала.
Пробуждение творческой активности, желания решить новую задачу, пополнить свои знания по теме, найти источник вдохновения.
Физминутка (2 мин)
Разминка
Самостоятельная практическая работа ( 20 мин )
Выполнение эскизов
Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.
Делают наброски, выбирают идею общего композиционного построения, растительных форм, начинают работу над изображением отдельных частей ширмы.
П: Самостоятельная творческая работа. Адаптация наглядного материала для выполнения задачи.
Поиски решения композиционного и графического решения общей формы и отдельных ее частей.
Рефлексия.
Завершение урока ( 5 мин )
Наглядные. Словесные. Просмотр эскизов.
Просматривает эскизы. Обобщает результаты, задает вопросы, предлагает провести самооценку.
Представляют эскизы. Проверяют и оценивают проделанную работу. Отвечают на вопросы.
К: умение слушать, проявлять внимание и интерес к работе других. П: оценка процесса и результатов деятельности.
Умение анализировать и оценивать результаты работы. Умение аргументированно выражать свое мнение.