Технологическая карта урока «Финансовая безопасность личности в сети Интернет» | Белянинова Мария Павловна. Работа №338169
Занятие, приуроченное к Всероссийскому уроку финансовой грамотности. Проводится в старших классах и нацелено на формирование знаний, умений и нравственных категорий по теме «Финансовая безопасность личности в сети Интернет».Школьники являются одной из наиболее уязвимых категорий населения. Дети данного возраста чаще всего попадаются в ловушки финансовых обманщиков. Чтобы не допустить угрозы потери денег или утечки персональной информации, ребенка нужно с самого детства обучать основам цифровой безопасности.
Технологическая карта урока
УРОК НА ТЕМУ: «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ».
Визитка
Тема урока: Финансовая безопасность личности в сети Интернет
Тип урока: урок-практикум.
Форма урока: развивающий урок.
Цель урока: способствовать формированию знаний, умений и нравственных категорий по теме «Финансовая безопасность личности в сети Интернет».
Задачи:
Образовательные – учащиеся должны знать факты и теорию по теме:
Теория: понятия –
бюджет, финансы, мошенники, финансовые пирамиды, вложение, налоги, блокчейн, доходы, сбережения, фишинг.
логические
– выявить, как не попасться на мошеннические схемы, проработать ряд факторов, помогающих следить за собственным бюджетом.
причинно-следственные связи
– определить, какие действия пагубно влияют на нашу интернет-безопасность, почему так происходит и как от этого избавиться.
оценочные
– оценить, как отсутствие финансовой грамотности отражается на людях и понять, для чего ее нужно развивать.
выводы
– увидеть, к чему может привести неграмотное распоряжение собственными финансами.
Развивающие – ученики должны уметь:
логические
– выявлять причины, побуждающие людей передавать свои личные данные мошенникам и понять, что этого не нужно делать.
образовательные
– знать, как правильно организовать свой досуг в сети Интернет, чтобы избежать внимания мошенников.
оценочные
– оценивать итоги безграмотности в сфере финансов и понять, как подобного избегать.
Воспитательные – ученики должны понимать нравственные категории:
способность трезво мыслить в любых ситуациях
финансовую грамотность
трудолюбие
требовательное отношение к себе
доброжелательное отношение к другим.
Оборудование:
учебник;
ИКТ-технологии;
Использованные материалы:
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы. общеобразоват. орг. – м.: вако, 2018. – 152 с.
Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 10-11 классы. Экономический профиль. – М.:
Вита-Пресс
, 2016. – 224 с.
https://cbr.ru/information_security/pmp/
https://fincult.info/article/kak-bystro-raspoznat-moshennika/
https://bankiros.ru/news/otdal-dengi-i-nicego-ne-skazal-roditelam-kak-nasih-detej-obmanyvaut-v-internete-4411
https://bankiros.ru/news/prose-vsego-kinut-na-dengi-eksperty-rasskazali-kak-vygladit-potencialnaa-zertva-8588
Ход урока.
Этап урока, задачи и хронометраж этапа, № УВМ
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы, приемы, ФОПД
Формируемые УУД
(блок)
Формируемые умения
(тип, название)
Результат обучения
(уровень)
1. Этап
организационный
1-2 мин.
Приветствие школьников.
Проверка готовности к уроку.
Приветствие учителя.
Подготовиться к началу урока.
2. Мотивационно-ориентировочный
3 мин.
УВЗ
Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке
УВМ №1
Учитель: «Школьники являются одной из наиболее уязвимых категорий населения. Дети данного возраста чаще всего попадаются в ловушки финансовых обманщиков. Чтобы не допустить угрозы потери денег или утечки персональной информации, ребенка нужно с самого детства обучать основам цифровой безопасности. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока.
Угроз нашей безопасности в Интернете существует достаточно много. Как вы думаете, что это за угрозы?
Вместе с усилением мер кибербезопасности, становятся продуманнее и инструменты финансовых мошенников. Попасться на их удочку может каждый, но особенно уязвимыми к подобным схемам становятся люди с низким уровнем цифровой грамотности. На этом уроке нам предстоит узнать, как нужно это делать и как не попасть под влияние злоумышленников.
Слушают учителя, выдвигают предположения по поводу темы урока.
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос, идет дискуссия.
Угрозы безопасности в Интернете:
вымогание средств через личные банковские карты;
взлом личных аккаунтов;
сомнительные виды онлайн-заработка;
онлайн-игры;
вымогание денег мошенниками под видом знакомых или знаменитостей в соцсетях;
воровство денег через интернет-магазины;
Гипотеза:
Финансовая безопасность - это осторожное отношение к собственным личным данным.
Прием:
словесный
Метод:
репродуктивный
ФОПД:
фронтальная
познавательные
коммуникативные
логические (умения выявлять причины)
коммуникативные
предметный
2.1. Актуализация знаний
4 мин.
УВЗ
Мотивировать обучающихся к изучению новой темы, опираясь на ранее полученные знания
УВМ №2
Учитель обращает внимание учеников на доску. На ней написаны три термина: интернет-магазины, онлайн-игры и социальные сети.
«Как думаете, как мошенники могут обмануть нас именно через эти сервисы?»
Затем ученики проверят свой ответ вместе с учителем.
Учащиеся слушают учителя.
Записывают в тетрадь:
Интернет-магазины - распространение популярного товара по низким ценам. Последующее списание всех денег, имеющихся на карте, с которой совершалась покупка.
Онлайн-игры - списание денег с карты при покупке самой игры или при покупках внутри игры.
Социальные сети - взлом аккаунтов, просьбы у друзей переводить деньги.
Прием:
Печатно-словесный
Метод:
репродуктивный
ФОПД:
индивидуальная
фронтальная
познавательные
логические, коммуникативные
предметный
2.2. Мотивация
2 мин.
УВЗ
сформировать мотив учащихся для учебной деятельности
УВМ №3
Тема урока: «Финансовая безопасность в сети Интернет».
Учитель: Мошенники применяют различные схемы, чтобы завоевать доверие и интерес ребенка.
Мошеннические розыгрыши – злоумышленники в интернете размещают рекламу о различных розыгрышах. Например, игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет, и ребенок сообщает необходимую информацию, а аферисты получают доступ к онлайн-банку.
Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение. После того, как обманщикам удается втереться в доверие, они просят ребенка помочь финансово.
Мошеннические голосования – злоумышленники также в соцсетях могут создать фейковое голосование и попросить ребенка принять в нем участие за деньги. Аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы, и переход по ссылке заканчивается заражением телефона для дальнейшего хищения информации.
Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для оформления таких сайтов используют персонажей из фильмов и мультфильмов. При этом порталы маскируют под экономические онлайн-игры. Для участия детям предлагают внести средства на счет.
Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону. Они могут использовать различные предлоги для того, чтобы похитить деньги.
Учитель подводит их к теме последствий событий.
Дети записывают тему урока в тетрадь.
Ученики слушают внимательно учителя.
Мошеннические розыгрыши – реклама розыгрышей игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет.
Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение, просят ребенка помочь финансово.
Мошеннические голосования – аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы.
Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для участия детям предлагают внести средства на счет.
Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону.
Прием:
печатно-словесный
Метод:
репродуктивный
ФОПД:
фронтальная
познавательные
логические
предметный
2.3. Постановка учебной задачи
1 – 2 мин.
УВЗ
сформировать цель урока
УВМ №4
Учитель совместно с детьми формулируют главную цель урока.
Учащиеся формулируют цель урока совместно с учителем.
Цель: Научиться распознавать мошенников в Интернете и узнать, как им противостоять.
Прием:
Устный
Метод:
репродуктивный
ФОПД:
фронтальная
познавательные
коммуникативные
логические (умения формулировать цель урока)
предметный
2.4. Планирование деятельности
2 – 3 мин.
УВЗ
Разработать план действий
УВМ №5
Учитель и учащиеся совместно разрабатывают план действий.
Ученики совместно с учителем разрабатывают план урока.
План действий:
1. Кого мошенники чаще всего выбирают своими жертвами?
2. Как не стать жертвой мошенников?
Прием:
Устный
Печатно-словесный
Метод:
частично-поисковый
ФОПД:
фронтальная
познавательные
коммуникативные
логические (умения разрабатывать план урока)
коммуникативные
предметный
3. Операционно-деятельностный
5 мин.
УВЗ
способствовать формированию умений, знаний и нравственных категорий.
3.1. Преобразовать условия учебной деятельности
УВМ №6
Учитель делит класс на 2 группы, каждой группе раздаются небольшие статьи для подготовки к ответу.
Учащиеся должны внимательно прочитать свой пункт.
Класс делится на 2 группы, и получают задание: прочитать пункт в параграфе.
1 группа – статья https://bankiros.ru/news/prose-vsego-kinut-na-dengi-eksperty-rasskazali-kak-vygladit-potencialnaa-zertva-8588
2 группа – статья https://bankiros.ru/news/otdal-dengi-i-nicego-ne-skazal-roditelam-kak-nasih-detej-obmanyvaut-v-internete-4411
Прием:
Печатно-словесный
практические
Метод:
частично-поисковый
ФОПД:
групповая
познавательные
логические (умения работать с текстом)
предметный
3.2. Моделирование
7 мин.
УВМ №7
Учитель совместно с детьми обсуждают информацию, которую учащиеся прочитали в статьях.
Ученики при ответе должны охарактеризовать:
1 группа:
1. Какой портрет идеальной жертвы?
2. Как понять, что тебя обманывают?
2 группа:
1. Почему мошенники выбирают подростков?
2. Как избежать внимания преступников?
Учащиеся беседуют с учителем.
Получают рекомендацию от учителя, что они должны охарактеризовать в своем пункте.
Прием:
словесно-печатный;
объяснение
Метод:
репродуктивный
ФОПД:
фронтальная
познавательные
коммуникативные
логические
образные
предметный
3.3. Преобразование модели
10 мин.
УВМ №8
После того, как учащиеся представили свой пункт устно, получили рекомендации от учителя (что конкретно они должны охарактеризовать в своем материале), ученики должны систематизировать свою информацию и представить классу.
Ученики систематизируют свою информацию и разрабатывают свое выступление.
Прием:
печатно-словесный
графический
объяснение
Метод:
частично-поисковый
ФОПД:
коллективная
познавательные
логические (умения заполнять таблицу и тд.)
предметный
3.4. Отработка полученных знаний
5 мин.
УВМ №9
Учитель предлагает проверить работы.
Учитель корректирует ответы учеников, если в этом есть необходимость.
Ученики с учителем проверяют свои работы.
Ответы учащихся.
1 группа:
1. Стать жертвой мошенников могут люди с неадекватно высокой степенью доверчивости, верой в чудо, в доброго волшебника, в волшебную таблетку и доброго дядю, который однажды придет и решит все проблемы. Также могут попасться люди с низким уровнем жизни. Этим как правило пользуются создатели лотерей и мошенники, обещающие быстрый заработок. Часто попадаются одинокие люди - они всегда готовы общаться по телефону, даже с мошенниками.
2. Несколько критериев, по которым в ходе общения можно определить, что вас пытаются обмануть:
1. Вас активно вовлекают в разговор и пытаются удержать ваше внимание, предлагая отвечать на различные вопросы
2. Мошенник предлагает методы исполнения желания или решения любых проблем
3. Аферист рассказывает общедоступную информацию в качестве эксклюзивной
4. Мошенник предлагает информацию в той сфере, в которой у него нет и не было ранее никакой компетенции (перед принятием какого-либо решения обязательно проверяйте лицензии и сертификаты подтверждающие деятельность лица или организации, которые предоставляют вам услуги или товар)
5. Наличие яркой и широкой рекламы информационного продукта или услуги в общедоступных сервисах по общедоступным ценам, например, реклама в социальных сетях «марафона желаний» от какого-либо блогера.
2 группа:
1. Доверчивость и не до конца сформированная способность критически мыслить играют на руку злоумышленникам. У детей еще мало жизненного опыта, они не всегда до конца осознают последствия своих действий. Чаще всего мошенники поджидают несовершеннолетних в социальных сетях и онлайн-играх. Бывают и случаи, когда потенциальный мошенник только знакомится с подростком в социальных сетях, а обманывает уже на месте, когда понимает, что человек в силу возраста еще не может отстаивать свои права. Часто родители выступают катализатором, развивая чрезмерное доверие к взрослым и приучая ребенка к мысли, что старших нужно слушать, потому что они умнее и обо всем лучше знают. В отсутствии жизненного опыта и доверия ребенка к интернету, это чувство играет мошенникам на руку.
2. Избегать контакта с незнакомыми людьми. Если какой-то человек настойчиво хочет общаться или просит помощи, сразу сообщить родителям. Объясните, что добропорядочный взрослый в состоянии позаботиться о себе и не будет обращаться за помощью к ребенку. Если финансовой помощи просит кто-то из друзей или знакомых, об этом следует также сообщить родителям. Проходить только по разрешенным ссылкам, на защищенные сайты. Предупредить, чтобы без уведомления родителей он не вводил свои контакты, паспортные данные и номера карты. Установить приложение, которое будет отслеживать, какие сайты посещает ребенок, и блокировать нежелательные и потенциально опасные. Подключить у операторы мобильной связи услугу блокировки СМС на платные номера. Завести для платежей в интернете отдельную карту и пополнять баланс на небольшую сумму, чтобы в случае мошенничества, не так обидно было терять деньги.
Прием:
печатно-словесный
устный
объяснение
печатно-графический
Метод:
репродуктивный
ФОПД:
групповая
фронтальная
познавательные
коммуникативные
логические
коммуникативные
предметный
4. Рефлексивно-оценочная
5 мин
УВЗ
Ученик должен оценить свою работу, проверка знаний
4.1. Самооценка
4.2. Контроль
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке по «5-бальной системе», таким образом, ученик сможет выяснить, где возникли проблемы.
На этапе контроля ученики показывают свои результаты, насколько они усвоили новый материал. Учитель возвращается к проблеме: что же в первую очередь нужно делать, чтобы не попасться на уловку злоумышленников в Интернете?
Ученики оценивают свою работу на уроке.
Ответ:
Для собственной безопасности нужно не отвечать на подозрительные сообщения и ни с кем не делиться личными данными.
Прием:
оценка
вывод
объяснение
Метод:
оценивающий
контролирующий
репродуктивный
ФОПД:
индивидуальная
фронтальная
личностный
познавательные
регулятивные
коммуникативные
оценочные
логические
предметный
личностный
5. Домашние задание
Учитель задает д/з:
Написать эссе на тему: «Что нужно сделать, чтобы мошенников больше никогда не было?»
Ученики записывают д/з в дневник
Прием:
печатно-словесный
Метод:
репродуктивный
ФОПД:
индивидуальная
познавательные
логические
предметный