Технологическая карта урока «Глазами муравья» | Климова Галина Андреевна. Работа №306626
Технологическая карта занятия «Глазами муравья». Занятие для 3 года обучения. Цель: выполнение эскизов к декоративной графической композиции, составленной из фантастических и стилизованных элементов. Графическое задание. Эскизы выполняются карандашом. Материалы: простой карандаш, ластик. Тип урока: комбинированный. Основа задания - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Изостудия». Обучение по программе осуществляется на базе "Дома детства и юношества пгт Тымовское".
Технологическая карта урока
ФИО:
Климова
Галина Андреева
Место работы
:
МБОО ДО «ДД и Ю
пгт
.
Тымовское
«
Должность:
педагог дополнительного образования
Предмет:
Объединение
«Изостудия»
Класс:
3 год обучения
Тема и номер урока:
Выполнение эскиза к
декоративной графической композиции «Глазами муравья»
Базовый учебник:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«
Изостудия
» (
составитель:
Климова Г.
А.)
Тип урока:
комбинированный
Цель:
Вып
олнение эскизов
к декоративной графической композиции, с
оставленной из фантастических и стилизованных элементов.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепление понятий «декоративная композиция»
Расширить знания о приемах преобразовани
я природных форм
(стилизация
).
Ознакомление с новыми приемами построения сюжетной композиции
(без
«земли», наслоения, ритмического
расположения элементов
и др.).
Расширить знания о колорите.
Развивающие задачи:
Расширить кругозор и интер
ес к изобразительному искусству. Расширить знания о приемах работы с натуры и творческо
м преображении природных форм;
Формировать эмоционально-эстетиче
ское восприятие окружающего мира;
Развить воображение, способность к фантазированию,
образное, ассоциативное и композиционное мышление
;
Формировать способности к изучению, обобщению, цельному восприятию наглядного материала, акцентированию внимания на
его о
сновные характерные особенности.
Воспитательные задачи:
Формировать эстетичес
кое восприятие окружающего мира;
Развить творческое эмоциональное отношение к
выполнению поставленной задачи;
Воспитать любознательность, бережное отношение к природе;
Воспитать и
нтерес к
изобразительному искусству
;
Формы обучения:
объяснительно-иллюс
тративное
Технология:
развивающее обучение
Методы преподавания:
Словесные (беседа, выступления учащихся, обсуждение).
Нагляд
ные (образцы природных
форм: раковины, камни, растения, насекомые и др., репродукции, фотографии, рисунки из методического
фонда)
;
Практические (выполнение заданий)
Оборудование:
Наглядные пособия
;
Простые карандаши, ластики, бумага.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:1.Отличие декоративного рисунка от реалистического изображения; 2.Различные приемы построения композиции;
3.Приемы стилизации природных форм;4.Понятие гармоничного сочетания графического и цветового решения для передачи замысла и образной выразительности композиции.
Уметь: 1.Видеть, анализировать и изображать характерные особенности природных форм;
2.Стилизовать природные элементы с сохранением их характерных особенностей; 3.Уметь работать над эскизами, делать варианты набросков;
4.Уметь самостоятельно работать над сюжетом композиции, фантазировать, гармонично сочетать в рисунке натурные и придуманные элементы.
КОНСПЕКТ УРОКА
№
Этапы урока
Слова педагога
1
Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Вы будете выполнять задание на тему «Глазами муравья». Чтобы выполнить работу с таким необычным названием, каждый из вас должен превратиться в сказочника, сочинить историю про нас с вами. Я знаю, что вы не только любите фантазировать, но можете и нарисовать сказочную композицию.
2
Вступительная беседа
Итак, новая тема называется «Глазами муравья». Сказка про нас. Начну ее я. «Это случилось 10 сентября. В тот день мы радостно встретились после летних каникул. День был теплый солнечный, настроение прекрасное. И мы решили порисовать на свежем воздухе, в парке. Нашли полянку. Такая красота- ни ветерка, ни облачка на небе. Устроились поудобнее, рядышком, чтобы поделиться впечатлениями о прошедшем лете. И вдруг Аня закричала:» Посмотрите на небо! Что это?!» Все вскинули головы и увидели прямо над нами странное облако. Откуда оно взялось? Белоснежное, пушистое. Все замерли, предчувствуя, что сейчас произойдет что-то необычное. И вдруг пошел дождь, странный, теплый, необычного цвета. Капли были похожи на сверкающие голубые бусинки. И, главное, они капали только на нас. Дождик кончился быстро, и тут-то начались наши приключения. Все вокруг неузнаваемо изменилось! Где солнце, деревья, кусты? Куда все исчезло?» Вот такое начало нашей сказки. Спросите меня, что случилось с нами? А случилось невероятное- этот волшебный дождь уменьшил нас так, что мы стали ростом чуть больше мухи. Теперь каждая травинка – дерево, камушки – валуны, капля на земле- глубокая лужа…Мы очутились в новом, незнакомом мире. И теперь вам нужно продолжить сказку, представить себе этот новый мир, наши приключения, удивительные открытия, встречи с гигантами-насекомыми…На ваших рисунках мы увидим то, что находится под нашими ногами, растения, на которых мы не обращаем внимания, потому что есть настоящие большие деревья, кустарники, красивые цветы. Но сейчас маленькие травинки должны превратиться в волшебный лес Этот удивительный новый мир поражает своей необычностью и красотой, но и таит много опасностей для крошечных людей (можно стать жертвой при столкновении с великанами-насекомыми и птицами, погибнуть под лапами животных или ногами человека, отравиться ядовитыми растениями). Как много нужно знаний об окружающем мире, поэтому я советую вам прочитать фантастическую повесть Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
3
Краткий обзор пройденного материала
Ребята, перед вами стоит интересная и непростая задача, но вам поможет опыт, который у вас есть. Вспомним букеты, которые вы рисовали на первых занятиях после каникул (просмотр). Вспомните, что не раз вы придумывали орнаменты, которые не только рисовали, но и лепили из пластилина (рельефы в круге и полоске). И в композициях на разные темы часто нужно было украсить узором одежду людей, нарисовать сказочный пейзаж, сделать фантастическое оперение птицам. Ваше умение придумывать красивые формы, геометрические и растительные узоры вам очень пригодится для выполнения нового задания.
4
Формулирование проблемы
Я думаю, что вы уже поняли, что на ваших рисунках будет густой лес из трав. Этот лес фантастический, и не только потому, что мы рисуем сказку, но и потому что мы не очень знакомы с разнообразием настоящих форм маленьких растений. Наша цель – создать декоративную композицию. Вы знаете, что это означает- в вашей работе должны сочетаться фантастические и стилизованные элементы. Способы изменения природных форм, их преобразования и украшения вам известны. Самые наблюдательные могут вспомнить резные листья моркови, петрушки, как выглядит мох или крошечные цветочки в траве. Для вас приготовлен наглядный материал, который поможет представить, как может преобразиться форма раковины, камня или растения, но остаться узнаваемой. Флора (так называется мир растений на нашей планете) настолько богата и удивительна, что некоторые растения при сильном увеличении покажутся нам пришельцами из космоса или сказки. Посмотрите на эти фотографии.
Сейчас вы начнете делать эскизы, искать наиболее выразительный и интересный сюжет. Запомните несколько условий при построении композиции: 1. Деревья (травы) изображаем от края листа, землю или не рисуем или отводим небольшую полоску; 2.Небо только просвечивает сквозь густую листву; 3.Рисуем только несколько видов растений (3-4); 4. Изображение насекомого не должно сильно заслонять растения; 5. Фигуры человечков должны быть нарисованы в определенном масштабе по отношению к размерам растений и насекомых.
5
Объяснение материала
На этом занятии ваша цель –поиск идеи, содержание сюжета, варианты построения композиции. Вы знаете, что от придуманной идеи и сюжета зависит вся дальнейшая работа. Если в истории, сочиненной вами, рассказ об опасной ситуации (например, встреча с хищником-насекомым), то вы будете думать над композицией и графическим решением для передачи тревоги и напряжения. Для образной выразительности, передачи эмоционального состояния необходим выбор соответствующего колорита, графического приема (возможно, геометрические, резкие, «колючие» контуры). О цветовом решении мы будем подробно говорить на следующем занятии. Но сегодня сам рисунок растений, формы стволов и листьев, ритмичное построение в пространстве должен соответствовать идейному замыслу композиции. Если ваша задумка предполагает веселое приключение, то работа над всеми элементами композиции направлена для передачи этого состояния. Расстановка планов – несложная, достаточно нарисовать первый и второй, но будут интересны и ваши предложения.
Обратите особое внимание на то, что вы рисуете густые заросли, просветов между «деревьями» нет, одно растение заслоняет другое, и только наверху есть немного места для неба. Очень хотелось бы увидеть насекомых, потому что почти все из них при увеличении выглядят совершенно непривычно, имеют сложные формы, удивительное строение (глаз, клещей, хоботов, крыльев, лап). Я надеюсь, что новая тема вдохновит вас не только на творческую работу, но поможет развитию наблюдательности, интересу к природе, даст вам новые знания об окружающем мире.
А теперь внимательно ознакомьтесь с наглядным материалом (демонстрация живых растений, камней, раковин и других природных форм, а также работ из методического фонда, иллюстративного материала, фотографий).
6
Раздача материала
Возьмите карандаши и бумагу. Начинайте работу над эскизами
7
Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к выполнению задания. Педагог наблюдает, советует, направляет.
8
Просмотр эскизов. Обсуждение.
Педагог просматривает эскизы, обсуждает с учащимися результаты работы.
Наша новая тема
Таблица 1.
Этап урока
Виды работы, формы, методы, приёмы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап вводно-мотивационный
Организационный момент
(1 мин)
словесные
Приветствует.Озвучивает тему урока. Вызывает заинтересованное отношение учащихся.
Внимательно слушают. Делятся впечатлениями, связанными с личным опытом.
К: Умение слушать и воспринимать информацию.
Готовность восприятия новой темы. Создание атмосферы заинтересованности.
Вступительная
Беседа ( 3 мин )Беседует
Словесные. Информативные. Опрос. Обсуждение.
Беседует об особенностях работы над новым заданием: умение фантазировать, сочинять истории, развивать воображение, применять знания об окружающем мире.
Воспринимают информацию. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Вовлекаются в процесс обсуждения. Получают эмоциональный настрой.
К: Умение слушать, вступать в диалог.
Р: прогнозирование результата и уровня усвоения темы. Л: эмоциональный настрой на самостоятельную творческую деятельность;
П: умение сформулировать вопрос, выразить свое мнение
Познавательная активность. Эмоциональный настрой на поиск идеи.
(II этап открытие знаний
Краткий обзор пройденного материала (3 мин)
Объяснительно-иллюстративная.
Напоминает о ранее выполненных заданиях. Объясняет важность развития наблюдательности и ассоциативного и образного мышления. Вызывает на обсуждение.
Смотрят, анализируют, проводят аналогию между заданиями, определяют сходства и различия.
П: Умение анализировать, определять основные задачи. К: умение слушать, обсуждать.
Познавательная и аналитическая активность. Понимание поставленных задач: сочетания нескольких видов работы над новой темой. Анализ различия приемов работы в прошлых заданиях и для выполнения нового задания.
Формулирование проблемы ( 2 мин. )
Объяснение. Обсуждение.
Формулирует поставленную задачу. Предупреждает о возможных ошибках в работе с наглядным материалом (копировании). Направляет на поиск самостоятельного оригинального решения композиции.
Воспринимают объяснение, концентрируют внимание на нужной информации
П: концентрация на выборе способов решения задачи. К: умение слушать, воспринимать, вступать в диалог.
Готовность к восприятию нового задания. Осмысление и обдумывание поставленной задачи.
III этап формализация знаний
Объяснение материала ( 7 мин )
Словесный. Предлагает ознакомиться с наглядным материалом, оценить композиционные приемы и находки. Напоминает о соблюдении условий построения композиции, о необходимости соответствия графического и цветового решения идейному замыслу.
Уточняет последовательность в работе над композицией, дает направление в поиске идеи. Определяет основные требования. Подчеркивает необходимость поиска вариантов расположения как для стилизованных, так и для придуманных элементов.
Внимательно слушают. Оценивают наглядный материал. Настраиваются на самостоятельные поиски решения поставленных задач, на поиск идеи, сюжета, определения эмоциональной выразительности композиции (радости, тревоги).
К: умение слушать и воспринимать объяснение. Л: образно-эмоциональное восприятие новой темы. Р: обдумывание собственных творческих целей. Способность оценивать свои практические знания и умения. Стремление к освоению нового.
Создание эмоционально-позитивного настроя. Концентрация памяти. Активация воображения и фантазии для определения сюжета, образной выразительности композиции.
IV этап обобщение и систематизация
Подготовительная работа ( 2 мин )
Предлагает сосредоточиться на изучение наглядного материала, обратить внимание на приемы стилизации . Анализировать находки удачного сочетания графики и колорита, видеть ошибки в построении композиции.
Настраивает на самостоятельную работу.
Обдумывают тему, начинают изучение наглядного материала, анализируют, активизируют память, воображение, настраиваются на творческие поиски.
К: умение сосредоточиться, настроиться на самостоятельную работу. Р: определение последовательности действий: поиск вариантов, делают наброски.
Пробуждение творческой активности, желания решить новую задачу, найти собственный оригинальный способ выражения идеи изобразительными средствами.
Физминутка (2 мин)
Разминка
Самостоятельная практическая работа ( 20 мин )
Выполнение эскизов
Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.
Рисуют эскизы, поправляют, ищут лучшие варианты
П: Самостоятельная творческая работа.
Поиски композиционных решений, оригинальные находки в построении композиции, форм и пропорций составляющих элементов.
Рефлексия.
Завершение урока ( 5 мин )
Наглядные. Словесные. Просмотр эскизов.
Просматривает эскизы. Обобщает результаты, задает вопросы, предлагает провести самооценку.
Представляют эскизы. Проверяют и оценивают проделанную работу. Отвечают на вопросы.
К: умение слушать, проявлять внимание и интерес к работе других. П: оценка процесса и результатов деятельности. .
Умение анализировать и оценивать результаты работы. Умение аргументированно выражать свое мнение.