Название статьи:
технологическая карта урока "Имя существительное" | Гусева Зинаида Дмитриевна. Работа №273126
Дата публикации:
31.05.2021
Автор:
Гусева Зинаида Дмитриевна
Описание:
Автор: Гусева Зинаида Дмитриевна
Технологическая карта ко 2 уроку по теме "имя существительное"
Технологическая карта урока
1
ФИО
Гусева Зинаида Дмитриевна
2
Место работы
МОУ Дьчевская средняя школа
3
Должность
Учитель начальных классов
4
Предмет
Русский язык
5
Класс
2
6
Тема:
Что такое имя существительное? (второй урок)
7
Базовый учебник
Русский язык Канакина В.П.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать грамматическое понятие имя существительное, познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Задачи урока:
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об имени существительном.
2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Ресурсы: учебник Русский язык Канакина В.П., толковые словари.
ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.
Технологическая карта
урока русского языка
Тема: Что такое имя существительное?
Ход урока
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
УУД
1
Организационный момент
Цель: проверить готовность к уроку
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Проверяют своё рабочее место
Регулятивные: волевая саморегуляция
2
Мотивирование к учебной деятельности
Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.
(2 мин.)
-Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики.
(Гимнастика для пальчиков рук Дружба).
Делают гимнастику Дружба
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук соединяют ритмично в замок)
Мы давай подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинай считать опять.
(Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы закончили считать.
(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями).
Хлопают друг друга по ладошкам, присаживаются на свои места.
Записывают число, классная работа.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Личностные: самоопределение
3
Актуализация знаний (5 мин)
Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения
-Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву)
Ин..й, м..дведь, ябл..ко, св..стеть, уч..ница, щ..вель.
-Давайте проверим и исправим ошибки.
-Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее?
-Почему?
-А остальные слова в какую группу можно объединить?
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
Проверяют, исправляют ошибки.
Сравнивают, находят лишнее слово:
-Свистеть
Объясняют почему лишнее:
-Это глагол.
Объединяют в группу:
-Имена существительные.
Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.
Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном
Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других
4
Целеполагание (5 мин)
Цель: формулирование темы и задач урока
-Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
-Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.
На доске опорные слова:
Учиться отличать…
Узнать новое об…
Оценивать…
Возвращаемся к словам, записанным под диктовку
-На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?
Вывешиваются вопросы на доску кто? что?
Распределите.
Итак, что же такое имя существительное? (на доске кластер)
Называют тему урока:
-Имя существительное.
Формулируют задачи урока:
-имена существительные от других частей речи
- об имени существительном
-свою работу на уроке (активно, быстро, внимательно…)
-Сущ-ые, отвечающие на вопрос кто?
- Сущ-ые, отвечающие на вопрос что?
(подходят, соединяют линией существительное с вопросом кто? или что?)
Заполняем кластер
Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.
Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели
Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.
5
Физкультминутка
Цель: смена деятельности (1 мин)
Если слово отвечает на вопросы кто? и что?
То мы дружно приседаем,
Чтоб не видел нас никто.
Прилагательным в ответ
Мы рукой помашем вслед.
А когда глагол услышим,
Сесть за парту надо тише.
6
Открытие учащимися нового знания
(10 мин)
Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог
-Откройте учебник (стр. 45, упр.76)
-Прочитайте. Почему так говорят?
-Кто такой государь? Подберите синонимы.
-Попробуйте задать вопросы к выделенным именам существительным?
(вопросы вывешиваются на доску)
-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное?
-А мы в упражнении к существительным задавали какие вопросы?
-Какой вывод мы можем сделать?
- Прочитайте сведение на стр. 46 (Обратите внимание)
-Ребята в нашем упражнении названия зимних месяцев являются словарными словами.
(Электронное приложение к уроку)
-Запишите пословицу, где встречаются эти два месяца.
-Ребята, что обозначают существительные январь, февраль?
-Весна, зима?
-А что ещё могут обозначать имена существительные?
Если затрудняются, то смотрят электронное приложение
Находят нужную страницу в учебнике.
Объясняют пословицы.
Работают над лексическим значением слова государь, подбирают синонимы:
-государь (царь, правитель)
(январь - центральный, главный месяц;
весна - моложе, поэтому январь дедушка;
в январе чаще морозы, а в феврале-метели).
-государь (чего?) зимы, дедушка (чему?) весне, морозы (чему?) январю, метели (чему?) февралю
-Кто? Что?
-Чего? чему?
Делают вывод:
-имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? что?, но и на другие вопросы чего? чему? …
Читают сведение
Смотрят электронное приложение к уроку про словарные слова
Выбирают и записывают пословицу, подчёркивают орфограммы.
-зимние месяцы
-времена года
Смотрят электронное приложение, делают вывод
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез.
Коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других.
7
Включение в систему знаний (5 мин)
Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.
Игра на интерактивной доске (электронное приложение, упр.1)
Классифицируют имена существительные на группы по их лексическому значению.
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация.
Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.
Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.
Регулятивные: умение работать в парах, группах.
8
Творческое задание с самопроверкой по эталону
(5 мин)
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.
Предлагаю выполнить следующее задание: соберите стихотворение. Для этого разделитесь на группы.
-Какие слова в этом стихотворении для вас не понятны?
-Найдите в словарях, что они обозначают?
-Спишите стихотворение, обозначьте имена существительные.
Учащиеся делятся на 3 группы, собирают стихотворение :
Вот так ……-зима:
Не сугробы-……..!
На деревьях синий …..,
Как густая …….. .
(бахрома, зимушка, иней, терема)
Самопроверка по эталону.
-Бахрома, терема, иней.
Работают со словарями, зачитывают значения слов.
(на интерактивной доске рисунки непонятных слов)
Списывают стихотворение, находят имена существительные.
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация.
Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.
Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.
Регулятивные: умение работать в парах, группах.
9
Домашнее задание (2 мин)
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Разноуровневое домашнее задание.
Записывают домашнее задание
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации.
10
Рефлексия деятельности (итог урока)(5 мин)
Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.
-Вернёмся к поставленным задачам урока.
Учиться отличать им. сущ-ые от других частей речи
Узнать новое об им. существительном
-Оцените свою работу на уроке.
Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.
(дополняют кластер)
С помощью смайликов-настроения проводят анализ деятельности на уроке, поместив себя на определённую лесенку- успеха.
Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Имя
сущ-ое
Часть речи
Обозначает предмет,….
Отвечает на вопросы: кто? что?.......
Скачать работу
1
ФИО
Гусева Зинаида Дмитриевна
2
Место работы
МОУ Дьчевская средняя школа
3
Должность
Учитель начальных классов
4
Предмет
Русский язык
5
Класс
2
6
Тема:
Что такое имя существительное? (второй урок)
7
Базовый учебник
Русский язык Канакина В.П.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать грамматическое понятие имя существительное, познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Задачи урока:
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об имени существительном.
2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Ресурсы: учебник Русский язык Канакина В.П., толковые словари.
ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.
Технологическая карта
урока русского языка
Тема: Что такое имя существительное?
Ход урока
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
УУД
1
Организационный момент
Цель: проверить готовность к уроку
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Проверяют своё рабочее место
Регулятивные: волевая саморегуляция
2
Мотивирование к учебной деятельности
Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.
(2 мин.)
-Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики.
(Гимнастика для пальчиков рук Дружба).
Делают гимнастику Дружба
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук соединяют ритмично в замок)
Мы давай подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинай считать опять.
(Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы закончили считать.
(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями).
Хлопают друг друга по ладошкам, присаживаются на свои места.
Записывают число, классная работа.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Личностные: самоопределение
3
Актуализация знаний (5 мин)
Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения
-Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву)
Ин..й, м..дведь, ябл..ко, св..стеть, уч..ница, щ..вель.
-Давайте проверим и исправим ошибки.
-Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее?
-Почему?
-А остальные слова в какую группу можно объединить?
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
Проверяют, исправляют ошибки.
Сравнивают, находят лишнее слово:
-Свистеть
Объясняют почему лишнее:
-Это глагол.
Объединяют в группу:
-Имена существительные.
Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.
Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном
Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других
4
Целеполагание (5 мин)
Цель: формулирование темы и задач урока
-Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
-Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.
На доске опорные слова:
Учиться отличать…
Узнать новое об…
Оценивать…
Возвращаемся к словам, записанным под диктовку
-На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?
Вывешиваются вопросы на доску кто? что?
Распределите.
Итак, что же такое имя существительное? (на доске кластер)
Называют тему урока:
-Имя существительное.
Формулируют задачи урока:
-имена существительные от других частей речи
- об имени существительном
-свою работу на уроке (активно, быстро, внимательно…)
-Сущ-ые, отвечающие на вопрос кто?
- Сущ-ые, отвечающие на вопрос что?
(подходят, соединяют линией существительное с вопросом кто? или что?)
Заполняем кластер
Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.
Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели
Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.
5
Физкультминутка
Цель: смена деятельности (1 мин)
Если слово отвечает на вопросы кто? и что?
То мы дружно приседаем,
Чтоб не видел нас никто.
Прилагательным в ответ
Мы рукой помашем вслед.
А когда глагол услышим,
Сесть за парту надо тише.
6
Открытие учащимися нового знания
(10 мин)
Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог
-Откройте учебник (стр. 45, упр.76)
-Прочитайте. Почему так говорят?
-Кто такой государь? Подберите синонимы.
-Попробуйте задать вопросы к выделенным именам существительным?
(вопросы вывешиваются на доску)
-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное?
-А мы в упражнении к существительным задавали какие вопросы?
-Какой вывод мы можем сделать?
- Прочитайте сведение на стр. 46 (Обратите внимание)
-Ребята в нашем упражнении названия зимних месяцев являются словарными словами.
(Электронное приложение к уроку)
-Запишите пословицу, где встречаются эти два месяца.
-Ребята, что обозначают существительные январь, февраль?
-Весна, зима?
-А что ещё могут обозначать имена существительные?
Если затрудняются, то смотрят электронное приложение
Находят нужную страницу в учебнике.
Объясняют пословицы.
Работают над лексическим значением слова государь, подбирают синонимы:
-государь (царь, правитель)
(январь - центральный, главный месяц;
весна - моложе, поэтому январь дедушка;
в январе чаще морозы, а в феврале-метели).
-государь (чего?) зимы, дедушка (чему?) весне, морозы (чему?) январю, метели (чему?) февралю
-Кто? Что?
-Чего? чему?
Делают вывод:
-имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? что?, но и на другие вопросы чего? чему? …
Читают сведение
Смотрят электронное приложение к уроку про словарные слова
Выбирают и записывают пословицу, подчёркивают орфограммы.
-зимние месяцы
-времена года
Смотрят электронное приложение, делают вывод
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез.
Коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других.
7
Включение в систему знаний (5 мин)
Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.
Игра на интерактивной доске (электронное приложение, упр.1)
Классифицируют имена существительные на группы по их лексическому значению.
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация.
Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.
Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.
Регулятивные: умение работать в парах, группах.
8
Творческое задание с самопроверкой по эталону
(5 мин)
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.
Предлагаю выполнить следующее задание: соберите стихотворение. Для этого разделитесь на группы.
-Какие слова в этом стихотворении для вас не понятны?
-Найдите в словарях, что они обозначают?
-Спишите стихотворение, обозначьте имена существительные.
Учащиеся делятся на 3 группы, собирают стихотворение :
Вот так ……-зима:
Не сугробы-……..!
На деревьях синий …..,
Как густая …….. .
(бахрома, зимушка, иней, терема)
Самопроверка по эталону.
-Бахрома, терема, иней.
Работают со словарями, зачитывают значения слов.
(на интерактивной доске рисунки непонятных слов)
Списывают стихотворение, находят имена существительные.
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация.
Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.
Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.
Регулятивные: умение работать в парах, группах.
9
Домашнее задание (2 мин)
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Разноуровневое домашнее задание.
Записывают домашнее задание
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации.
10
Рефлексия деятельности (итог урока)(5 мин)
Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.
-Вернёмся к поставленным задачам урока.
Учиться отличать им. сущ-ые от других частей речи
Узнать новое об им. существительном
-Оцените свою работу на уроке.
Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.
(дополняют кластер)
С помощью смайликов-настроения проводят анализ деятельности на уроке, поместив себя на определённую лесенку- успеха.
Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Имя
сущ-ое
Часть речи
Обозначает предмет,….
Отвечает на вопросы: кто? что?.......