Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе | Китова Лилия Владимировна. Работа №301843

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе "Изобразительное искусство под редакцией Б.М. Неменского". Обобщающий урок по теме "Древние образы в народном искусстве. Представлена разработка открытого урока. Указаны планируемые, личностные и метапредметные результаты. Урок состоит из шести этапов. Дети по своему желанию берут жетоны с названием мастерских Плотники, Столяры, Художники, Вышивальщики, мастеровые. Работа на уроке организована в этих группах. Каждая мастерская работает по своему заданию.

5 класс. Урок 7. По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского

 

Тема

 

«Изба» (Обобщающий урок по теме «Древние образы в народном искусстве»)

 

Цель урока:

Создать декоративный образ русской народной избы, используя древние образы

Педагогическая цель:

 

 

Задачи урока:

Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предметов

Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.

Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (гуашь, пластилин, цветной песок, ткань).

Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного

Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки, причелин, полотенец, наличников. Уметь применять графические и художественные материалы, выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)

 

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

 

Основное содержание темы, понятия, термины.

Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности конструктивных элементов и форм декора в крестьянской избе.

Образовательные ресурсы.

В/ф «Саянское кольцо», Презентация «Древние образы в декоративных элементах избы».

Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов. Формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши, пластилин, гуашь, цветной песок, клей, картонные заготовки, ткань, макет избы.

 

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

 

 

 

Действия педагога

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Детям розданы жетоны с названием мастерских

Плотники

Столяры

Художники

Вышивальщики

Мастеровые

-Я рада приветствовать на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. И, как гостеприимные хозяева, подарим гостям свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой и знаниями.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Видеоролик «Мир Сибири» Саянское кольцо.

-На этом фестивале каждая культура представляет свои образы, музыкальные, ремесленные, мастеровые, которые отличают её от культур других народов.

 

Видеоролик «Шушенское»

-Фестиваль Саянское кольцо проходит в историко-географическом музее-заповеднике «Шушенское «Новая деревня»»

Постановка учебной задачи.

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-В 2018 году фестиваль Мир Сибири приглашает участников со своими проектами на тему «Древние образы в украшении национального жилища».

 

-Я предлагаю вам принять участие в фестивале и выполнить проект.

-Хотели бы вы это сделать?

- Скажите, пожалуйста, какова тема нашего проекта, что является жилищем наших предков русских крестьян?

- ИЗБА. Правильно. Русская изба.

 

-Какие вы знаете элементы декора русской избы и предметы быта? (Обсуждаем устно)

 

Интерактивная доска

ИЗБА

- Давайте посмотрим и наглядно вспомним, то, что мы с вами обсудили. Для этого вам надо подойти к доске и пальчиком нажать на предмет.

 

- Для того чтобы определить задачи для выполнения проекта вам нужно соединить понятия в предложения.

- Ученик подходит к доске и линией соединяет.

Вспомнить (знаки)

Применить (техники изображения)

Организовать (работу в группе)

Защитить (проект)

Создать (макет)

-Мы с вами должны представить убранство русской избы и предметов быта, которые в ней находились.

 

Макет русской избы

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

- Ребята, у вас жетоны с названием мастерских, предлагаю вам перейти в свою мастерскую.

- У нас с вами много работы, давайте выберем мастеров.

- Загадки для каждой мастерской:

До

работы он охотник,

 

День-деньской с рубанком ... (плотник)

Мастер

он весьма хороший,

 

Сделал шкаф нам для прихожей.

 

Он не плотник, не маляр.

 

Мебель делает... (столяр)

У меня

есть

карандаш,

 

Разноцветная

гуашь,

 

Акварель, палитра, кисть

 

И бумаги плотный лист,

 

А еще – мольберт-треножник,

 

Потому что я ...(художник)

Шагает

мастерица

 

По шелку да по ситцу.

 

Как мал ее

шажок!

 

Зовется

он – стежок.

(

игла)

Знает

каждый в доме житель-

этот дом возвёл...(строитель)

В каждой мастерской теперь есть мастер и подмастерья. Один из

вас

будет хранителем времени. Другие

,

согласно задания, которое написано в технологической карте, быстро, аккуратно и качественно будут выполнять задание. Выберите одного подмастерья, который будет выступающим, он защищает вашу часть проекта.

Обратите внимание, у вас на столах лежит лист самооценки, в котором вы оцените свою работу в группе.

Ребята, давайте встанем и образуем круг.

Работа предстоит большая и я протягиваю своему соседу руку помощи со словами «возьмите её и воспользуйтесь в трудную минуту», протяните руку помощи своему соседу. Так было принято делать на Руси, отказать в помощи было нельзя. Давайте и мы сегодня будем помогать друг другу.

Теперь можно приступить к работе

.

У вас на столе лежат технологические карты для выполнения проекта

и требования

,

по которым будет

оцениваться выступление группы

. На работу отводится 10 минут

, на защиту проекта 2 минуты

. Будьте внимательны, придерживаетесь плана. Мастера, распределите обязанности в группе и начинайте работу.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Работа в группах

Плотники (

причелины

, аппликация)

столяры (полотенце, пластилин)

художники (прялка, гуашь)

вышивальщики (ткань, гуашь)

мастеровые (наличники, цветной песок)

 

 

 

 

 

 

 

-Внимание время работы в группах пошло к концу. Пришло время защитить свой проект.

Сейчас по очереди будет выступать каждая мастерская, все остальные должны будут ее оценить, согласно требованиям, которые лежат у вас на столе.

После выступления:

- поднимите квадратик того цвета, который соответствует вашей оценке.

Учитель отмечает работу группы в таблице на доске.

-Наш проект удался!

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Оцените результаты своей работы.

Лист оценки:

Аккуратность

Старательность

Взаимопомощь

Доброжелательность

Вклад в работу группы

Оценка проекта

Использование солярного знака в орнаменте

Аккуратность выполнения

Качество выступления

7.Закрепление.

 

 

 

 

8. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

-Мы с вами выполнили проект «Изба. Древние образы в убранстве русской избы», а ученики Лицея для фестиваля МИР Сибири выполнили проект хакасской юрты.

-Давайте сравним два этих жилища, что общего в их убранстве и чем они отличаются?

Ребята, предлагаю вам встать и образовать круг

Кому

урок понравился

— поднимите руки вверх

Кому урок понравился, но остались вопросы

— протяните вперед

Кому

урок не понравился

— ручки

вниз

Сегодня мы с вами поняли, что основным защитным знаком являлся круг, как символ Солнца.

Еще в древности, наши предки славяне, при рождении ребенка завязывали вокруг животика красную шерстяную нить. Считалось, что после этого обряда ребенок защищен этим красным кругом от нечистой силы. Давайте и мы с вами выполним этот обряд.

Наш урок закончен. И сегодня вы не только научились украшать русскую избу, но и приобщились к славянской культуре.

9. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

-На следующем уроке вы продолжите знакомиться с культурой русского народа. Предлагаю вам на выбор домашнее задание:

Русский народный женский костюм

Русский народный мужской костюм

Русский народный праздничный костюм

1 уровень – сообщение по выбранной теме

2 уровень – рисунок по выбранной теме

3 уровень – аппликация по выбранной теме

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×