Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс.Тема " И.А.Бунин "Первый снег" . Те | Фомичева Светлана Михайловна. Работа №250100
Автор: Фомичева Светлана Михайловна
1. Класс 3 Предмет: литературное чтение.
2. Тема урока: И.А.Бунин «Первый снег»
3. Урок изучения нового произведения в разделе «Картины русской природы».
4. Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок открытия нового знания, комбинированный урок.
- по способу проведения: сочетание различных форм работы (фронтальная, индивидуальная).
Цель урока: познакомить со стихотворением И. Бунина «Первый снег».
Задачи урока: - ознакомить обучающихся с произведением И.Бунина «Первый снег»;
- способствовать развитию кругозора;
- развивать интерес к чтению лирических текстов, стимулируя желание читать лирические произведения о красоте русской природы;
- воспитывать любовь к красоте природы.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя:
Фомичева Светлана Михайловна
Класс 3
Дата:
18.12
.2019
г. Предмет: литературное чтение.
Тема
урока:
И.А.Бунин «Первый снег»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения
нового произведения в разделе «Картины русской природы
».
Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок открытия нового знания, комбинированный урок.
- по способу проведения: сочетание различных форм работы (фронтальная, индивидуальная).
6. Цель урока: познакомить со стихотворением И. Бунина «Первый снег».
7. Задачи урока: - ознакомить обучающихся с произведением И.Бунина «Первый снег»;
- способствовать развитию кругозора;
- развивать интерес к чтению лирических текстов, стимулируя желание читать лирические произведения о красоте русской природы;
- воспитывать любовь к красоте природы.
8. Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностно-смысловых установок, направленных на любовь к русской природе; мотивация к обучению и познанию;
Метапредметные – создание условий для формирования следующих УУД:
Познавательные
:
восприятие
худож
ественного произведения, работа с разными источниками информации
.
Личностные
:
осознавать ценность
изучаемого предмета
,
проявлять любовь
к
природе.
Коммуникативные
:
использовать речь для регуляции своего действия, воспитыват
ь культуру диалогового общения.
Регулятивные
: определять цель деятельности на уроке с помощью учите
ля и самостоятельно; планирование учебного сотрудничества
; формирова
ние умения
анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Предметные: осмысленное чтение лирического текста, понимание настроения стихотворения, определение собственного отношения.
9. Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
10. Учебно-методический комплекс:
учебник литературного чтения, 3 класс 1 часть,
авторы:
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.;
презентация;
репродукция картины
В.
Поленова «Ранни
й снег»;
аудио-сопровождение: аудиозапись стихотворения И.Бунина «Первый снег»
.
Ход урока:
Этапы
урока
Время,
мин.
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные
действия
I.Организационный момент.
1
Мин.
Учитель.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга уважает, чувствует и слышит.
- Сегодня у нас необычный урок, у нас гость, повернитесь и поздоровайтесь, ребята!!!
Включение в деловой ритм. Устное сообщение.
Подготовка к работе.
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.
II. Актуализация знаний.
Мотивация к деятельности.
15
Мин.
Учитель.
Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
- Как называется раздел, который сейчас познаем?
Учащиеся.
- «Картины русской природы».
Учитель.
-Какие картины русской природы мы с вами уже увидели?
-Какие произведения читали?
-Для чего мы читаем произведения с описанием природы?
Учащиеся(отвечают).
Учитель.
-Давайте теперь проверим, как вы прочувствовали стихотворения, которые учили дома.
-Рассказываем стихотворения выразительно, с тем настроением, которое хотел передать нам автор произведения.
Уточняет понимание учащимися роли изучаемого материала, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию.
Анализируют собственные знания, участвуют в диалоге, читают стихотворения наизусть.
Регулятивные: воспринимать учебные действия учителя по заданию.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
Личностные: применять навыки сотрудничества.
Познавательные: анализировать, обобщать полученные ранее знания.
III. Введение в тему.
8 Мин.
Учитель.
- Хорошо, умеем мы выразительно читать. Давайте теперь проведем речевую разминку, и еще раз докажем, что мы хорошо читаем выразительно.
-Смотрим на доску, читаем, что там написано.
Учащиеся(читают текст с доски).
Учитель.
-А теперь тоже самое, но с интонацией радости, грусти, страха.
-Молодцы, справились с заданием.
- О каком времени года говорится в речевой разминке?
Учащиеся.
-О зиме.
Учитель.
-Да, верно, в речевой разминке нам представлена ситуация, которая может произойти только зимой.
-Какие эмоции у вас вызывает это время года?
Учащиеся(отвечают).
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учащиеся(отвечают).
Учитель.
-Наш сегодняшний урок посвящен самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А всё потому что природа зимой особенная, она какая то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только красивое время года, но ещё и волшебное. Зиму называют ласково матушка, зимушка, раскрасавица.
Знакомит учащихся с темой урока.
Дети ставят учебные задачи. Отвечают на вопросы.
Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют тему урока
Регулятивные: воспринимать учебные действия учителя по заданию.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать коллективно в обсуждении.
Познавательные:
извлечение из текста необходимой информации, аргументировать точку зрения.
IV. Физкультминутка
1
Мин.
«Лови снежинку»
-Снежинка падет слева от вас, ловим ее.
-А теперь падает вам на голову, не дадим ей упасть.
-Падает справа от вас.
-Ой, прямо перед вами целый снегопад, давайте поймаем много снежинок.
Контролирует действия детей
Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке
Регулятивные: самоконтроль,
саморегуляция
V. Восприятие текста.
8
Мин.
Учитель.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великих русских поэтов.
-А какая именно будет тема нашего урока, узнаем на с.149 нашего учебника.
-Скажите, как называется стихотворение, которое мы сегодня будем читать, и кто автор этого произведения?
Учащиеся(читают, отвечают).
-Как вы думаете, о чем оно?
-Давайте проверим, правы ли вы. Послушаем это стихотворение в записи.
Учащиеся(слушают аудиозапись)
Учитель.
-Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
-Что вы себе представили, когда его слушали?
-О чем же оно?
Ответы учащихся.
-Какие слова в тексте помогли вам это понять? Какие средства выразительности использует автор?
Учащиеся(подтверждают свое мнение словами из текста)
-А как вы думаете, какие чувства испытывает Бунин к описываемой
природе?
-Какие слова говорят о том, что ему нравится природа?
-Чтобы вам проще было ответить на этот вопрос, давайте я еще раз прочитаю вам стихотворение.
-Ребят, теперь ответьте мне, о чем это стихотворение? И какие чувства Бунин испытывает к природе?
Ответы учащихся.
т
По названию, иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.
Решение учебной задачи: анализ художественного произведения, составление с другими произведениями искусства. Выражают свои чувства, мысли.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать коллективно в обсуждении.
Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
Личностные: проявлять любовь к природе.
Познавательные: воспринимать художественное произведение, извлечение из текста необходимой информации, аргументировать точку зрения.
VI. Закрепление темы.
10
Мин.
Учитель.
- Свои произведения посвящали природе не только поэты, но и художники.
-Давайте посмотрим, как же зима отразилась в творчестве художника Василия Поленова. Перед вами репродукция его картины под названием «Ранний снег».
-В каких красках написана картина?
-Какой день изображен?
-Какое настроение передает картина?
-Вспомните стихотворение Бунина, на одну ли тему написаны эти произведения?
-А одинаковое ли настроение хотели передать авторы?
Ответы учащихся.
Учитель.
-Итак, ребята, мы сейчас увидели, что с помощью разных средств можно передать свои чувства, свое настроение. Так, поэт Бунин с помощью речи передал нам свое отношение к начинающейся зиме. А художник Поленов уже с помощью красок погрузил нас в мир своих мыслей на эту тему. Они говорили об одном, но по-разному. Согласны?
(дети соглашаются).
-Верно, в мире искусства говорят на разных языках, но темы очень близки. Поэты, художники и даже композиторы помогают нам увидеть в окружающем нас мире красоту. Помогают прочувствовать её. Кого-то они вдохновляют, и эти люди так же делятся с нами своими чувствами, и помогают увидеть красоту в таких обычных вещах, как, например, первый снег.
-Теперь предлагаю и нам вдохновиться. Представим себя художниками. У вас на парте лежат листочки, на них вы сейчас попробуете нарисовать иллюстрацию к стихотворению Бунина «Первый снег». Если не успеете сейчас нарисовать, продолжите дома.
Сравнительный анализ стихотворения с
произведениями искусства.
Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают произведения искусства. Выражают свои чувства, мысли.
Регулятивные: умение анализировать, сравнивать, обобщать,
принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль.
Коммуникативные: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение.
VII. Рефлексия урока.
2
Мин.
- Молодцы, ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
-С какими произведениями мы знакомились на уроке? О чем они?
-Нарисуйте на снежинках, которые лежат у вас на партах, смайлик, передающий ваше настроение.
Организация подведения итогов урока учащимися.
Демонстрация итога: ответы на вопросы.
Оценка и рефлексия собственной деятельности.
Регулятивные: осмысливают свою деятельность.
VIII. Домашнее задание.
Стр.149 –читать выразительно.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Дает домашнее задание в соответствии с результатами урока
Личностные:
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Учитель.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга уважает, чувствует и слышит.
- Сегодня у нас необычный урок, у нас гость, повернитесь и поздоровайтесь, ребята!!!
Учитель.
Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
- Как называется раздел, который сейчас познаем?
Учащиеся.
- «Картины русской природы».
Учитель.
-Какие картины русской природы мы с вами уже увидели?
-Какие произведения читали?
-Для чего мы читаем произведения с описанием природы?
Учащиеся(отвечают).
Учитель.
-Давайте теперь проверим, как вы прочувствовали стихотворения, которые учили дома.
-Рассказываем стихотворения выразительно, с тем настроением, которое хотел передать нам автор произведения.
Учитель.
- Хорошо, умеем мы выразительно читать. Давайте теперь проведем речевую разминку, и еще раз докажем, что мы хорошо читаем выразительно.
-Смотрим на доску, читаем, что там написано.
Учащиеся(читают текст с доски).
Учитель.
-А теперь тоже самое, но с интонацией радости, грусти, страха.
-Молодцы, справились с заданием.
- О каком времени года говорится в речевой разминке?
Учащиеся.
-О зиме.
Учитель.
-Да, верно, в речевой разминке нам представлена ситуация, которая может произойти только зимой.
-Какие эмоции у вас вызывает это время года?
Учащиеся(отвечают).
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учащиеся(отвечают).
Учитель.
-Наш сегодняшний урок посвящен самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А всё потому что природа зимой особенная, она какая то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только красивое время года, но ещё и волшебное. Зиму называют ласково матушка, зимушка, раскрасавица.
«Лови снежинку»
-Снежинка падет слева от вас, ловим ее.
-А теперь падает вам на голову, не дадим ей упасть.
-Падает справа от вас.
-Ой, прямо перед вами целый снегопад, давайте поймаем много снежинок.
Учитель.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великих русских поэтов.
-А какая именно будет тема нашего урока, узнаем на с.149 нашего учебника.
-Скажите, как называется стихотворение, которое мы сегодня будем читать, и кто автор этого произведения?
Учащиеся(читают, отвечают).
-Как вы думаете, о чем оно?
-Давайте проверим, правы ли вы. Послушаем это стихотворение в записи.
Учащиеся(слушают аудиозапись)
Учитель.
-Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
-Что вы себе представили, когда его слушали?
-О чем же оно?
Ответы учащихся.
-Какие слова в тексте помогли вам это понять? Какие средства выразительности использует автор?
Учащиеся(подтверждают свое мнение словами из текста)
-А как вы думаете, какие чувства испытывает Бунин к описываемой
природе?
-Какие слова говорят о том, что ему нравится природа?
-Чтобы вам проще было ответить на этот вопрос, давайте я еще раз прочитаю вам стихотворение.
-Ребят, теперь ответьте мне, о чем это стихотворение? И какие чувства Бунин испытывает к природе?
Ответы учащихся.
Учитель.
- Свои произведения посвящали природе не только поэты, но и художники.
-Давайте посмотрим, как же зима отразилась в творчестве художника Василия Поленова. Перед вами репродукция его картины под названием «Ранний снег».
-В каких красках написана картина?
-Какой день изображен?
-Какое настроение передает картина?
-Вспомните стихотворение Бунина, на одну ли тему написаны эти произведения?
-А одинаковое ли настроение хотели передать авторы?
Ответы учащихся.
Учитель.
-Итак, ребята, мы сейчас увидели, что с помощью разных средств можно передать свои чувства, свое настроение. Так, поэт Бунин с помощью речи передал нам свое отношение к начинающейся зиме. А художник Поленов уже с помощью красок погрузил нас в мир своих мыслей на эту тему. Они говорили об одном, но по-разному. Согласны?
(дети соглашаются).
-Верно, в мире искусства говорят на разных языках, но темы очень близки. Поэты, художники и даже композиторы помогают нам увидеть в окружающем нас мире красоту. Помогают прочувствовать её. Кого-то они вдохновляют, и эти люди так же делятся с нами своими чувствами, и помогают увидеть красоту в таких обычных вещах, как, например, первый снег.
-Теперь предлагаю и нам вдохновиться. Представим себя художниками. У вас на парте лежат листочки, на них вы сейчас попробуете нарисовать иллюстрацию к стихотворению Бунина «Первый снег». Если не успеете сейчас нарисовать, продолжите дома.
- Молодцы, ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
-С какими произведениями мы знакомились на уроке? О чем они?
-Нарисуйте на снежинках, которые лежат у вас на партах, смайлик, передающий ваше настроение.
Стр.149 –читать выразительно.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.