Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока музыки ☼☼☼ | Рудакова Ксения Алексеевна. Работа №285919

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рудакова Ксения Алексеевна
Методический материал содержит технологическую карту урока для учащихся пятого класса общеобразовательной школы по теме «Песня - верный спутник человека». Может быть использован практикантами-студентами специальности 53.02.01 Музыкальное образование в период производственной практики, а также учителями музыки.

Содержит в себе описание цели, планируемых результатов: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных; методов обучения, музыкальный материал, формы работы с учащимися; ход урока с описанием этапов урока, деятельности учителя и учащихся, обозначением формируемых УУД.

 

Технологическая карта урока музыки для учащихся 5 класса

по теме «Песня - верный спутник человека»

 

Рудакова К.А.

Студентка группы 418А

БУ ПО ХМАО-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

 

Программа «Музыка»: авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко Т.Н. Кичак

Класс: 5

Тема урока: «Песня - верный спутник человека»

Цель урока:

формировать познавательный интерес к истории возникновения и развития песенного жанра.

– учить воспринимать музыку (песенный жанр) как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование знаний об истории возникновения, развития песенных жанров.

развитие осмысленного восприятия музыкальных произведений

Регулятивные результаты:

– умение планировать

работу в соответствии с поставленной задачей;

– умение оценивать правильность выполненного действия;

Познавательные результаты:

- умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных и литературных произведений.

Коммуникативные результаты:

– умение строить монологическое высказывание;

умение воспринимать различные точки зрения.

Личностные:

. – умение эмоционально, эстетически откликаться на музыку, выражая свое отношение к нему.

Методы обучения: словесный, наглядный, сравнения, содержательного анализа музыкального произведения, создания художественного контекста.

Музыкальный материал

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Повторение пройденного материала

Темой прошлого урока стали слова из стихотворения Николая Забалоцкого

«Откройся мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!».

-Каково значение этой фразы?

А к какому виду искусства относится слово?

-Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства, которые неразрывно взаимодействуют друг с другом. Союз музыки и слова является основой множества музыкальных жанров. Каким жанрам музыки литература дает жизнь?

-Один из перечисленных вами жанров дал вторую жизнь инструментальной музыке. Сейчас прозвучит фрагмент прослушанного вами на прошлом уроке произведения. Ваша задача: узнать его название, композитора и какое произведение послужило его музыкальной основой.

Звучит фрагмент финала 4 симфонии Чайковского (тема «Во поле береза стояла»)

-Вспомним, что это за жанр?

 

-Какой жанр послужил основой для создания финала симфонии?

-Вы слушали фрагмент еще одного крупного произведения П.И. Чайковского, основой которого послужил такой же жанр.

Послушайте фрагмент.

Звучит фрагмент финала первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

-Что прозвучало?

 

-Что послужило основой для создания этого произведения?

 

 

Возможные ответы детей.

 

Литература.

 

 

Вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория, также сценические жанры: опера, балет, мюзикл, оперетта.

 

 

 

 

 

Финал 4 симфонии Чайковского.

 

Симфония – крупное многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Русская народная песня «Во поле береза стояла».

 

 

 

 

 

Фрагмент 3 части первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

Украинская народная песня-закличка «Веснянка»

Актуализация знаний учащихся по теме

Обозначение темы урока

-Итак, какой жанр является основой финала симфонии и фортепианного концерта?

-Как вы думаете, какой теме будет посвящен урок?

аш урок посвящен песне. Давайте сформулируем, что это за жанр?

-Песнянаиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Это самый любимый, самый популярный жанр, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни – с первых минут появления в этом мире до последних мгновений земной жизни, т.е. сопровождает его всю жизнь, песня сопровождает нас с самого рождения, песня с нами на протяжении всей нашей жизни.

-Таким образом, как можно сформулировать тему урока?

-Тема урока: «Песня – верный спутник человека»

Песня.

 

Песне.

Различные варианты ответов.

 

 

 

 

 

 

 

Различные варианты ответов.

 

Объяснение нового материала

Закрепление материала: слушание и анализ произведений

-О чем можно спеть в песне?

 

 

-Песни различают по жанрам: календарно-обрядовые, трудовые, колыбельные, шуточные, свадебные, лирические, исторические, солдатские, песни-романсы и т.д. У каждого народа свой набор песенных жанров, отвечающих его духовным потребностям.

-Как вы думаете, а какую песню человек слышит впервые?

 

-Мы посмотрим фрагмент песни. Подумайте, какой жанр этой песни и какие эмоции, настроение вызывает

Звучит видеофрагмент песни «Колыбельная медведицы».

-Какой жанр этой песни? Что вы почувствовали при слушании песни?

Колыбельная - первая представительница вокального жанра, да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня поначалу напевалась совсем без слов. Догадайтесь почему? 

-А дальше, за все время существования человеческого общества было написано огромное количество песен. Как вы уже отметили, песня сопровождает человека во время работы и отдыха, в будни и праздники.

-Годы учёбы, труда, сражения и победы – всё оставляет свои песни. И если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества. И мы сегодня перелистаем некоторые странички этой летописи, вспомним некоторые известные песни и те события, которые они сопровождают.

-Самый первый этап жизни человека после младенчества (о котором мы уже вспомнили) – это детство. В старые времена звучали различные жанры детских песенок: «потешки», «прибаутки», «дразнилки». Все это включает в себя понятие «Детский фольклор».

-В настоящее время существует огромное количество песен, написанных для детей профессиональными композиторами. Содержание их охватывает все важные события, происходящие в жизни маленького человека, все праздники, все то, что для него важно и значимо.

-А сейчас ответьте мне на вопрос – кто для вас самый главный человек в жизни, без кого вы не представляете своей жизни, кто вас любит, защищает, помогает в жизни, кого вы любите?

-Мы сейчас прослушаем песню, попробуйте отгадать название, о ком она?

Звучит песня «Спасибо, мамы» (муз. и сл. Т. Музыкантовой)

 

-А какой один из главных этапов появляется в жизни человека после детского сада?

-Не меньшее количество песен, чем про маму, (а может еще и большее), написано композиторами про школу – ведь именно со школой связана очень важная часть жизни ребенка.

-Назовите знакомые песни про школу.

-Да, есть песни, посвященные школьным праздникам – от поступления в 1 класс до выпускного вечера. В других песнях говорится о школьных буднях или о любви к родной школе.

-Конечно, все вы знаете песню «Чему учат в школе». Написал ее известный детский композитор Владимир Шаинский Исполнение песни «Чему чат в школе» (караоке) (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).

-Какие чувства вызвала у вас эта песня? Чему она учит?

 

-С детства дружбой дорожить» – это важное умение прививают в школе, и именно о дружбе сложено большое количество детских песен.

-Как вам кажется, какая очень важная тема затрагивается в песнях, и не только в детских песнях.

 

 

-А сейчас мы послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч» звучит за кадром в начале и в конце каждой из 4-х серий в исполнении замечательного певца Марка Бернеса. Заглавная строка песни стала распространенным и до сих пор используемым мемом. В 1969 году школьники даже писали всесоюзное сочинение по литературе на тему «С чего начинается Родина?»

Просмотр видео.

-Какие чувства вызвала у вас эта песня?  Чему может научить данное произведение?

Песня рассказывает обо всём в нашей жизни: о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах…

 

 

 

 

Колыбельную песню. Пели, чтобы укачать малыша, успокоить.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама, папа и т.д 

 

 

Это песня про мам, она звучит очень нежно, певуче.

 

Школа.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

В школе даются знания, дети учатся дружить. Уважать друг друга.

 

 

 

 

Это тема Родины, любви к Родине

Наша большая Родина, наше Отечество – это Россия, страна в которой все мы живем и учимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости за свою Родину, любви.

Обобщение

 

Наш урок подходит к концу.

Чему был посвящен урок?

Как называлась тема урока?

Что такое песня? Почему ее можно назвать спутником человека по жизни?

С какими жанрами песен мы познакомились сегодня?

 

Песне

«Песня – спутник человека»

 

Домашнее задание.

 

Составить биографию любой песни (доклад, презентация или буклет)

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз