Технологическая карта урока музыки ☼☼☼ | Рудакова Ксения Алексеевна. Работа №285919
Автор: Рудакова Ксения Алексеевна
Методический материал содержит технологическую карту урока для учащихся пятого класса общеобразовательной школы по теме «Песня - верный спутник человека». Может быть использован практикантами-студентами специальности 53.02.01 Музыкальное образование в период производственной практики, а также учителями музыки.
Содержит в себе описание цели, планируемых результатов: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных; методов обучения, музыкальный материал, формы работы с учащимися; ход урока с описанием этапов урока, деятельности учителя и учащихся, обозначением формируемых УУД.
Технологическая карта урока музыки для учащихся 5 класса
по теме «Песня - верный спутник человека»
Рудакова К.А.
Студентка группы 418А
БУ ПО ХМАО-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Программа «Музыка»: авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко Т.Н. Кичак
Класс: 5
Тема урока: «Песня - верный спутник человека»
Цель урока:
– формировать познавательный интерес к истории возникновения и развития песенного жанра.
– учить воспринимать музыку (песенный жанр) как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование знаний об истории возникновения, развития песенных жанров.
развитие осмысленного восприятия музыкальных произведений
Регулятивные результаты:
– умение планировать
работу в соответствии с поставленной задачей;
– умение оценивать правильность выполненного действия;
Познавательные результаты:
- умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных и литературных произведений.
Коммуникативные результаты:
– умение строить монологическое высказывание;
–
умение воспринимать различные точки зрения.
Личностные:
. – умение эмоционально, эстетически откликаться на музыку, выражая свое отношение к нему.
Методы обучения: словесный, наглядный, сравнения, содержательного анализа музыкального произведения, создания художественного контекста.
Музыкальный материал
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Повторение пройденного материала
Темой прошлого урока стали слова из стихотворения Николая Забалоцкого
«Откройся мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!».
-Каково значение этой фразы?
А к какому виду искусства относится слово?
-Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства, которые неразрывно взаимодействуют друг с другом. Союз музыки и слова является основой множества музыкальных жанров. Каким жанрам музыки литература дает жизнь?
-Один из перечисленных вами жанров дал вторую жизнь инструментальной музыке. Сейчас прозвучит фрагмент прослушанного вами на прошлом уроке произведения. Ваша задача: узнать его название, композитора и какое произведение послужило его музыкальной основой.
Звучит фрагмент финала 4 симфонии Чайковского (тема «Во поле береза стояла»)
-Вспомним, что это за жанр?
-Какой жанр послужил основой для создания финала симфонии?
-Вы слушали фрагмент еще одного крупного произведения П.И. Чайковского, основой которого послужил такой же жанр.
Послушайте фрагмент.
Звучит фрагмент финала первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.
-Что прозвучало?
-Что послужило основой для создания этого произведения?
Возможные ответы детей.
Литература.
Вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория, также сценические жанры: опера, балет, мюзикл, оперетта.
Финал 4 симфонии Чайковского.
Симфония – крупное многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Фрагмент 3 части первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.
Украинская народная песня-закличка «Веснянка»
Актуализация знаний учащихся по теме
Обозначение темы урока
-Итак, какой жанр является основой финала симфонии и фортепианного концерта?
-Как вы думаете, какой теме будет посвящен урок?
-Наш урок посвящен песне. Давайте сформулируем, что это за жанр?
-Песня – наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Это самый любимый, самый популярный жанр, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни – с первых минут появления в этом мире до последних мгновений земной жизни, т.е. сопровождает его всю жизнь, песня сопровождает нас с самого рождения, песня с нами на протяжении всей нашей жизни.
-Таким образом, как можно сформулировать тему урока?
-Тема урока: «Песня – верный спутник человека»
Песня.
Песне.
Различные варианты ответов.
Различные варианты ответов.
Объяснение нового материала
Закрепление материала: слушание и анализ произведений
-О чем можно спеть в песне?
-Песни различают по жанрам: календарно-обрядовые, трудовые, колыбельные, шуточные, свадебные, лирические, исторические, солдатские, песни-романсы и т.д. У каждого народа свой набор песенных жанров, отвечающих его духовным потребностям.
-Как вы думаете, а какую песню человек слышит впервые?
-Мы посмотрим фрагмент песни. Подумайте, какой жанр этой песни и какие эмоции, настроение вызывает
Звучит видеофрагмент песни «Колыбельная медведицы».
-Какой жанр этой песни? Что вы почувствовали при слушании песни?
Колыбельная - первая представительница вокального жанра, да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня поначалу напевалась совсем без слов. Догадайтесь почему?
-А дальше, за все время существования человеческого общества было написано огромное количество песен. Как вы уже отметили, песня сопровождает человека во время работы и отдыха, в будни и праздники.
-Годы учёбы, труда, сражения и победы – всё оставляет свои песни. И если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества. И мы сегодня перелистаем некоторые странички этой летописи, вспомним некоторые известные песни и те события, которые они сопровождают.
-Самый первый этап жизни человека после младенчества (о котором мы уже вспомнили) – это детство. В старые времена звучали различные жанры детских песенок: «потешки», «прибаутки», «дразнилки». Все это включает в себя понятие «Детский фольклор».
-В настоящее время существует огромное количество песен, написанных для детей профессиональными композиторами. Содержание их охватывает все важные события, происходящие в жизни маленького человека, все праздники, все то, что для него важно и значимо.
-А сейчас ответьте мне на вопрос – кто для вас самый главный человек в жизни, без кого вы не представляете своей жизни, кто вас любит, защищает, помогает в жизни, кого вы любите?
-Мы сейчас прослушаем песню, попробуйте отгадать название, о ком она?
Звучит песня «Спасибо, мамы» (муз. и сл. Т. Музыкантовой)
-А какой один из главных этапов появляется в жизни человека после детского сада?
-Не меньшее количество песен, чем про маму, (а может еще и большее), написано композиторами про школу – ведь именно со школой связана очень важная часть жизни ребенка.
-Назовите знакомые песни про школу.
-Да, есть песни, посвященные школьным праздникам – от поступления в 1 класс до выпускного вечера. В других песнях говорится о школьных буднях или о любви к родной школе.
-Конечно, все вы знаете песню «Чему учат в школе». Написал ее известный детский композитор Владимир Шаинский Исполнение песни «Чему чат в школе» (караоке) (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).
-Какие чувства вызвала у вас эта песня? Чему она учит?
-С детства дружбой дорожить» – это важное умение прививают в школе, и именно о дружбе сложено большое количество детских песен.
-Как вам кажется, какая очень важная тема затрагивается в песнях, и не только в детских песнях.
-А сейчас мы послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч» звучит за кадром в начале и в конце каждой из 4-х серий в исполнении замечательного певца Марка Бернеса. Заглавная строка песни стала распространенным и до сих пор используемым мемом. В 1969 году школьники даже писали всесоюзное сочинение по литературе на тему «С чего начинается Родина?»
Просмотр видео.
-Какие чувства вызвала у вас эта песня? Чему может научить данное произведение?
Песня рассказывает обо всём в нашей жизни: о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах…
Колыбельную песню. Пели, чтобы укачать малыша, успокоить.
Ответы учащихся.
Мама, папа и т.д
Это песня про мам, она звучит очень нежно, певуче.
Школа.
Ответы учащихся.
В школе даются знания, дети учатся дружить. Уважать друг друга.
Это тема Родины, любви к Родине
Наша большая Родина, наше Отечество – это Россия, страна в которой все мы живем и учимся.
Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости за свою Родину, любви.
Обобщение
Наш урок подходит к концу.
Чему был посвящен урок?
Как называлась тема урока?
Что такое песня? Почему ее можно назвать спутником человека по жизни?
С какими жанрами песен мы познакомились сегодня?
Песне
«Песня – спутник человека»
Домашнее задание.
Составить биографию любой песни (доклад, презентация или буклет)