технологическая карта урока на тему "Ориентирование" | Минаева Марианна Петровна. Работа №296586
Автор: Минаева Марианна Петровна
Технологическая карта урока географии 5 класс
«Ориентирование на местности
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный.
Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.
Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока: Сформировать знание о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия «ориентирование», «румбы», « компас», «стороны горизонта».
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умений характеризовать конкретные способы ориентирования; овладение навыками пользования компасом.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков коммуникативной компетентности; осознают, что умения ориентироваться на местности пригодятся в жизни
Ориентирование на местности
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный.
Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.
Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока:Сформировать знание о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия ориентирование, румбы, компас, стороны горизонта.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:формирование умений характеризовать конкретные способы ориентирования; овладение навыками пользования компасом.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:развивать умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:развитие навыков коммуникативной компетентности; осознают, что умения ориентироваться на местности пригодятся в жизни
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап.
1. Приветствие
2.Проверка готовности
3. Организация внимания
Приветствие школьников
Приветствие учащимися учителя
Этап целеполагания, подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент мультфильма Зайчишка заблудился
- как бы вы повели себя, если оказались бы в такой ситуации?
- если выход из ситуации, в которой оказался зайчонок?
- чего не умел зайчонок?
Учитель предлагает по просмотренному фрагменту мультфильма определить тему урока.
- как вы думаете, что же мы сегодня на уроке будем изучать.
Уточняет тему.
Формулирует вместе с учащимися задачи урока.
Сегодня с зайчишкой мы будем решать задачи урока
Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.
Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и его задачи.
Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения.
Актуализация знаний
- Зачем нужно уметь ориентироваться?
- Людям, каких профессий это необходимо в первую очередь?
- что же такое ориентирование (найдите на стр. 29 определение понятию)
Рассказ учителя, что слово ориентирование в переводе с латинского языка обозначает восток
- как вы думаете, а почему именно восток?
Учащиеся слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
- работа с текстом учебника (стр.29) определение
Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.
Этап усвоения новых знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Введение понятий.
- какие стороны горизонта вы знаете (запишите их в тетрадь в виде схемы). Учитель выписывает их на доску
Рассказ учителя.
Стороны горизонта – стороны света - румбы
Промежуточные стороны горизонта (работа со схемой)
- Основные направления – с, в, ю, з;
- Промежуточные - св, юв, юз, сз;
- Румб – направления к точкам горизонта.
Вопросы классу:
1. Какая сторона горизонта противоположна северу?
2. Какая сторона горизонта противоположна западу?
3. Если стать лицом к северу, какая сторона горизонта будет сзади? Слева? Справа?
- Ребята, с помощью какого прибора можно определять стороны горизонта
Вам приходилось пользоваться компасом? Учитель ведет диалог.
Что такое компас?
(Компас – это прибор, указывающий направление географического меридиана и позволяющий ориентироваться относительно сторон горизонта).
Устройство компаса.
Традиционно южный конец магнитной стрелки компаса окрашен в красный цвет, северный – черный. Кто знает почему?
Цвета стрелки являются отголоском древних времен. Еще в Ассирийском календаре север назывался черной страной, юг – красной, восток – зеленой, а запад – белой. В соответствии этому были окрашены городские ворота в древнем Китае.
Учащиеся записывают схематично изображают стороны горизонта в тетради
Слушают учителя, задают вопросы
Учащиеся продолжают заполнять схему в тетради, проговаривают стороны горизонта
Учащиеся отрабатывают навыки определение сторон горизонта.
Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.
Работа по учебнику. Стр.30 учебник.
Инструкция по работе с компасом.
- Как же теперь определить остальные стороны света?
(противоположен северу – юг, слева – запад, справа – восток)
Практическая работа (2-3 мин)
Пользуясь компасом, определите:
А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….
Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………………
В) в каком направлении от вас расположен стол учителя…………………………..
Г) направление, в котором находится баскетбольная площадка ……………………………………
Д) направление, в котором находится школьная столовая……………………………………………
Е) в каком направлении находиться классная доска………………………………………..
Какие способы ориентирования вы знаете?
Вы смогли бы помочь бедному зайчишке?
Как?
Ориентирование по местным признакам.
Местные признаки - явления и объекты природного или искусственного происхождения, позволяющие ориентироваться на местности.
Заполните таблицу, используя предложенные местные признаки.
Кора берез светлее, более крутая сторона муравейника, обильнее смола на стволах хвойных деревьев, снег раньше таит весной на склонах, гуще лишайник на стволах, грубее кора деревьев.
Самопроверка.
На север
На юг
Грубее кора деревьев.
Кора берез светлее
Гуще лишайник на стволах
Обильнее смола на стволах хвойных деревьев
Более крутая сторона муравейника
Снег раньше таит весной на склонах
Учащиеся знакомятся с правилами пользования компасом.
Учащиеся отвечают
Работа в группах
Проверка выполненных заданий
Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы
Выполняют практическую работу.
Самостоятельно, самопроверка.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.
Повернулись на восток, а затем на север.
Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу
прямо, прямо к западу и пора за парту нам.
Что такое зюйдвестка?
Самостоятельная работа по учебнику. стр.31
Сообщения учащихся.
Учащиеся выполняют упражнения.
Учащиеся работают по учебнику.
Отвечают на вопрос учителя.
Первичное закрепление знаний.
Тест по теме стороны горизонта, ориентирование
1.Сколько существует основных сторон горизонта:
А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;
2.Как называется умение находить стороны горизонта:
А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;
3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:
А – северо – запад; Б – восток; В - юг; Г - запад;
4. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень:
А – юг; Б- север; В – запад; Г – восток;
5. Сторона горизонта противоположная востоку:
А – юг; Б- север; В – запад; Г – восток;
6. Допишите названия сторон горизонта противоположных данным
А. север - ……………….
Б. восток -………………….
В. юг- …………………….
Учащиеся выполняют тест самостоятельно, с взаимопроверкой.
На доске ключ к проверке.
Поставь себе оценку
Итоговый этап.
Оценка ответов учащихся за урок.
Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.
Учащиеся заполняют листочки, на которых оценивают свое усвоение материала на уроке.
Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель дает домашнее задание и комментирует его.
1. Параграф 6.
2. Рассказ Для чего нам нужен компас (в тетрадях)
Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию
Рефлексия.
Даёт задание учащимся на листочках оценить свою деятельность
Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала
Попробуйте оценитьсобственные знания и умения следующим образом:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
мне понравилось….
было трудно…
я выполнял(а) …
я понял(а), что…
теперь я могу…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Итог учителя. Я ….рада буду видеть вас на следующем уроке.
Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.