Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока «Натура и стилизация» | Климова Софья Владимировна. Работа №306625

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технологическая карта занятия "Натура и стилизация". Занятие для 8 года обучения. Цель задания: изображение стилизованного пейзажа на основе натурной зарисовки или фотографии. Графическая работа. Технологическая карта для первого занятия. Выполнение эскизов. Материалы: простой карандаш, ластик. Тип урока: комбинированный. Основа задания - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юные художники». Обучение по программе осуществляется на базе "Дома детства и юношества пгт Тымовское".

 

Технологическая карта урока

 

ФИО:

Климова Софья Владимировна

Место работы

:

МБОО ДО «

ДДиЮ

пгт

Тымовское»

Должность:

педагог дополнительного образования

Предмет:

Объединение «Юные художники»

Класс:

8

год обучения, группа№1

Тема урока:

«

Натура и стилизация

»

Базовый учебник:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «

Юные художники

»

Тип урока:

комбинированный

Цель:

Изображ

ение

стилизованного пейзажа на основе натурной зарисовки или фотографии

Задачи:

Образовательные задачи:

Обобщить и з

ак

репить знания учащихся о стилизации

Расширить знания учащихся о пейзаже

Ознакомить учащи

хся с

понятием

абстрактный пейзаж

Развивающие задачи:

Расширить кругозор и углубить интерес учащихся

к изобразительному искусству, освоению новых графических приемов, приемов стилизации природных форм

Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающей среды

Развить наблюдательность, фантазию,

композиционное и

ассоциативное мышление

, способность к переосмыслению и художественной трансформации природных объектов

Воспитательные задачи:

Воспит

ыв

ать

интерес к изобразительному искусству, графике и дизайну

Воспитывать художественный вкус и творческую активность;

Формировать духовно-нравственные и эстетические ценности

 

Формы обучения:

объясни

тельно-иллюстративная, игровая

, практическая деятельность

Технология:

развивающее обучение, личностно-ориентированная

Методы преподавания:

Словесные (работа с наглядным материалом, опрос учащихся)

Наглядные (методические пособия, наглядный материал)

Активные (опрос, обсуждение,

игра

)

Практические (выполнение заданий)

 

Оборудование:

Наглядные пособия

, работы из методического фонда

, ПК или ноутбук

Раздаточный материал, б

умага, п

ростой карандаш, ластик

 

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

Что такое

стилизация и где она применяется. Приемы стилизации природных форм. Что такое пейзаж, виды пейзажа.

Что такое абстракция.

Что такое абстрактный пейзаж.

учащиеся должны уметь:

Работать с наглядным материалом.

Уметь работать над эскизами, делать варианты набросков

. Трансформировать реалистичное изображение

в

стилизованное,

обобщенное,

геометрическое, декоративное.

 

 

 

Таблица 1.

КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Слова педагога

1

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем новое, очень интересное и полезное задание. Надеюсь, оно покажется вам увлекательным, а результат эффектным. Наша новая тема называется «Натура и стилизация». На это задание отводится пять занятий. Наша цель – создать графический стилизованный пейзаж. Проверьте готовность к работе. На первом этапе нам понадобится бумага для эскизов, карандаш и ластик.

2

Краткий обзор пройденного материала

Для начала мы с вами вспомним, что такое стилизация и где она применяется. С этим понятием вы сталкивались за всё время обучения множество раз. Выскажитесь, как вы понимаете этот термин.

- Учащиеся отвечают.

- Хорошо, молодцы

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Да, Стилизация - декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема. Это преобразование формы, объекта художником. В стилизации важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные черты.

Вы действительно выполняли ряд замечательных заданий, в которых вам приходилось в той или иной степени заниматься стилизацией.

Учащимся демонстрируется ряд творческих работ: эскиз растительного орнамента для ткани, эмблема зооботанического сада на тему «Медведь - символ зоопарка» и другие примеры работ.

Упрощенность, лаконизм характерная черта стилизованного рисунка. Художник отбирает основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Тут может производиться как упрощение формы до геометрических фигур, так и подчеркивание пластики природной формы натуры.

Ответьте на вопрос: где применяется стилизация?

Да, применяется она в промышленном и графическом дизайне. Это может быть рекламная и печатная продукция, логотипы, плакаты. Стилизация применяется в декоративно-прикладном искусстве: в узорах и орнаменте. В ювелирном искусстве. В плакате, монументальной живописи, графике. Анимация. Книжная иллюстрация. Знаки ПДД. Словом, стилизованные изображения окружают нас в огромном количестве. В изобразительном искусстве стилизованными могут быть; портрет, натюрморт, пейзаж.

Педагог сопровождает свою речь показом наглядных пособий.

Вопрос: что такое пейзаж?

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

3

Вступительная беседа и опрос

Ребята, какие существуют виды пейзажа? Виды пейзажа: природный, сельский, морской, городской, архитектурный, парковый, лирический, космический, фантастический.

Как вы считаете, может ли пейзаж быть стилизованным?

Вам предлагается ряд изображений. Определите, какие из представленных пейзажей стилизованные. Молодцы, совершенно верно.

Вопрос: что такое абстракция?

- А может ли пейзаж быть абстрактным?

- Да, может

В абстрактном пейзаже вы не увидите реалистичного изображения объектов и явлений природы. Вместо привычных образов — цветовые и пластические композиции, художественные эксперименты с формой, цветом, плоскостями и линиями, геометрические построения, точки, пятна. Но всё же мы понимаем, что это пейзаж. Используются линия, плоскость, пятно, геометрические и иные формы фигур.

Показ примеров.

 

4

Объяснение нового материала

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от реалистичного и фотографического изображения. В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов.

Основная разница между стилизованным и абстрактным пейзажем состоит в том, что в абстрактном пейзаже стилизация доходит до крайней степени условности, после которой пейзаж может потерять свою жанровую узнаваемость. Крайняя степень стилизации представляет собой упрощенное изображение, доведенное автором до абстрактных образов. Стилизованный объект может быть изображен только намеком на его узнаваемость или доведен до полной неузнаваемости.

5

Формулирование проблемы

Поскольку наше задание называется «Натура и стилизация», то, что же будет являться для нас натурой? В разные годы мы пробовали выполнять это упражнение по-разному. Некоторые группы делают зарисовку вида из окна, а затем стилизуют собственную натурную работу. Вы занимаетесь в вечернее время, и у вас такой возможности нет. Для вашей группы есть интересное предложение. У меня распечатаны фотографии различных реальных пейзажей, есть среди них виды природы, и урбанистический (городской), и сельский пейзаж. Предлагаю выбрать фото-пейзаж и сделать несколько эскизов его стилизации.

В этом задании вам не нужно делать эскизы на поиск композиции, она вам дана изначально. На следующих занятиях, в чистовике, мы будем выполнять эту работу графическими материалами. Это будут маркеры и линеры. Каждый возьмет черный и три-четыре дополняющих друг-друга цвета. Сейчас же нам предстоит сделать линейные эскизы в карандаше. Всмотритесь в выбранный вами пейзаж, выделите в нем центр композиции, основные объекты, которые вам необходимо трансформировать.

При компоновке обратите внимание на направленность объектов (вертикальную, горизонтальную, диагональную).

Обратить внимание на характер линий, контуров объектов, прямолинейные или мягкие, это определит стилистику вашего пейзажа. Статичен он, или динамичен.

На какие плоскости он разделен. Деревья, дома, дороги возможно вы замените геометрическими фигурами, повторяющими заданный натурой ритм.

Поскольку мы говорили с вами и об абстракции, то вы можете сделать ряд эскизов и абстрактного пейзажа, либо пейзажа с элементами абстракции. Главное, чтобы при сопоставлении вашей работы и исходного фото-образца, мы могли бы убедиться в том, что вы стилизовали именно данный пейзаж. Так что придерживайтесь композиции вашего оригинального изображения.

Приступая к работе, вы должны помнить, что каждый из вас сознательно определит способы и приемы формообразования. Мы могли бы провести эксперимент – предложить вам для стилизации один и тот же пейзаж, и результат был бы таким – каждый решил бы эту задачу по-своему.

И, последнее, применяя приемы стилизации пейзажа, вам необходимо помнить, что композиция должна выглядеть гармонично и цельно. Преобразование отдельных элементов должно соответствовать замыслу, сочетаться с другими частями композиции по стилю и графическим приемам.

 

Чтобы продемонстрировать вам пример выполненного задания, а также для некоторой разминки перед работой, предлагаю игру-тест.

6

Игра-тест

Перед вами в произвольном порядке лежат работы учащихся: акварельный пейзаж и стилизация этого пейзажа. Сможете ли вы быстро составить 5 пар, совместив пейзаж и его стилизованный вариант? Устроим соревнование, какой ряд быстрее справится с этой задачей. Отлично! Теперь мы можем приступить к работе

7

Практическая деятельность учащихся

Задавайте необходимые вопросы. Можете приступать к выполнению задания. Учащиеся приступают к выполнению эскизов. Работают с выданным материалом. Делают несколько эскизов стилизации пейзажа в карандаше. Педагог наблюдает, советует, направляет.

8

Просмотр работ. Обсуждение. Рефлексия

Педагог просматривает эскизы, обсуждает с учащимися результаты работы. Каждый высказывается о своей задумке и оценивает эскизы товарищей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

 

 

Этап урока

 

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

 

Формируемые УУД

 

Планируемые результаты

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

I этап вводно-мотивационный

Организационный момент

(1 мин)

Словесный

 

Приветствует. Озвучивает тему урока. Вызывает заинтересованное отношение учащихся.

Внимательно слушают. Воспринимают. Реагируют.

К: Умение слушать и воспринимать информацию.

Р: Пробуждение интереса к теме урока.

П: Готовность восприятия новой темы.

П: Готовность к работе

Готовность восприятия новой темы. Заинтересованность учащихся. Подготовка оборудования и материалов для работы

II этап обобщение и систематизация

Краткий обзор пройденного материала (2 мин)

Словесный.

Опрос.

Напоминает о ранее изученных темах.

Задает вопросы.

Вспоминают ранее пройденный материал. Отвечают на вопросы.

К: умение слушать, отвечать, формулировать, обсуждать.

 

Познавательная и аналитическая активность. Концентрация памяти. Осознание и осмысление собственного опыта. Позитивный настрой и желание научиться новому.

Вступительная

беседа и опрос

(2 мин)

Словесный. Информативный. Метод ассоциаций. Наглядный. Обсуждение.

 

Беседа о жанре и видах пейзажа.

Задает учащимся вопросы.

Демонстрирует наглядные пособия. Объясняет понятие абстрактного пейзажа

Воспринимают информацию.

Рассматривают наглядные пособия. Отвечают на вопросы. Вовлекаются в процесс обсуждения. Получают эмоциональный настрой.

К: Умение слушать, вступать в диалог.

Л: Систематизация ранее полученных знаний и открытие новых.

 

Познавательная активность. Эмоциональное восприятие материала.

III этап открытие знаний

Объяснение нового материала (3 мин)

Объяснение. Информативный. Словесный. Наглядный.

Рассказывает о стилизации, метода трансформации натуры. Объясняет разницу между стилизованным и абстрактным пейзажем

Внимательно слушают, смотрят. Воспринимают новый материал. Анализируют.

Изучают наглядные пособия.

К: Умение слушать и воспринимать информацию.

Л: Образно-эмоциональное восприятие новой темы.

Р: Стремление к освоению новых знаний и умений.

Предвосхищение результата

П: Познавательная активность

 

Восприятие нового материала. Систематизация знаний. Активизация образного мышления.

Пробуждение творческой активности.

 

Формулирование проблемы (2 мин.)

Объяснение. Обсуждение. Постановка задач.

Формулирует поставленные задачи.

Воспринимают объяснение, концентрируют внимание на нужной информации.

Отвечают на вопросы. Анализируют поставленные задачи. Задают необходимые вопросы по выполнению задания.

П: концентрация на выборе способов решения задачи.

К: умение слушать, воспринимать, вступать в диалог.

Р: Обдумывание собственных творческих целей

Готовность к восприятию нового задания. Осмысление и обдумывание поставленной задачи. Пробуждение желания решить новую задачу изобразительными средствами.

Активная игровая деятельность

Игра-тест (5 минут)

Игра. Активный.

Предлагает учащимся раздаточный материал.

Анализируют. Сопоставляют. Коллективная деятельность

Р: умение анализировать

П: выбор правильных вариантов

Систематизация знаний. Аналитическая и игровая деятельность. Обсуждение, взаимодействие с товарищами

Практическая деятельность

Практическая деятельность учащихся (25 мин)

Наглядный. Словесный. Обсуждение. Практический

Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.

Работа с пособиями. Работа с аналогами. Работа над эскизами.

П: Самостоятельная творческая работа.

Р: Стилизация Вариативность.

Л. Развитие творческих способностей.

Поиски решений стилизации.

Применение полученных знаний на практике.

Просмотр работ. Обсуждение. Рефлексия (5 мин.)

Наглядные. Словесные. Просмотр.

Просматривает вместе с учащимися работы. Обобщает результаты, задает вопросы, предлагает провести самооценку и оценку деятельности товарищей

Представляют работы. Проверяют и оценивают проделанную работу. Отвечают на вопросы. Высказываются.

К: умение слушать, проявлять внимание и интерес к работе других. П: оценка процесса и результатов деятельности.

Умение анализировать и оценивать результаты работы. Умение аргументированно выражать свое мнение.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×