Технологическая карта урока окружающий мир "Наши ближайшие соседи" | Мой кабинет. Работа №353820
Тема "Наши ближайшие соседи"
Класс: 3 «А»
УМК: «Школа России»
Тип урока: комбинированный.
Цель: ознакомление со странами, которые являются нашими ближайшими соседями.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией и их столицы.
Метапредметные:
· познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
· регулятивные УУД: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конкретного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
· коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Наши ближайшие соседи»
Класс: 3 «А»
УМК: «Школа России»
Тип урока: комбинированный.
Цель: ознакомление со странами, которые являются нашими ближайшими соседями.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией и их столицы.
Метапредметные:
познавательные УУД:
искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
регулятивные УУД:
ст
авить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конкретного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зад
ачами и условиями коммуникации.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
Технологии: компьютерная, игровая.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приёмы: работа по учебнику, работа по карте.
Место проведения: п. Чернь школа «Росинка», кабинет 3 «А» класса.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, презентация, политическая карта.
Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс 2 ч.
Время проведения: 11.15 - 12.00
Подготовила: студентка 3 «Б» группы Жиликова Диана
Х о д у р о к а
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1. Орг. момент
Словесный: слово учителя.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
- Здравствуйте, напоминаю, что меня зовут Диана Евгеньевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я!
Приветствуют.
Настраиваются на урок.
Регулятивные УУД: организуют свою учебную деятельность.
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний.
Словесный: слово учителя
Практический: работа по карточкам
- Ребята, вспомним о путешествии по Золотому кольцу России и отгадаем кроссворд.
По горизонтали:
5. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». (Углич)
7. Город, образованный Ярославом Мудрым. (Ярославль)
9. Город, знаменитый звонами своих колоколов. (Ростов)
10. Украшение с эмалью. (Финифть)
По вертикали:
1. Город, в который входили через Золотые ворота. (Владимир)
2. Город – музей, в котором 33 церкви. (Суздаль)
3. Город, план которого похож на веер. (Кострома)
4. Город на Волге, в котором расположен Дом – музей Левитана. (Плёс)
6. Главный, самый важный монастырь. (Лавра)
8. Город, в котором начинается и заканчивается путешествие по Золотому кольцу. (Москва)
- Ребята, а теперь обменяйтесь листочками и выполните взаимопроверку. Если ответы не совпадают, то номер вопроса обведите в кружочек. Итак, ответ на 1 вопрос…..
- Посчитайте, сколько кружков вы обвели, столько неверных ответов, (СЛАЙД 1) запишите количество неверных ответов цифрой!
Нет ошибок – «5»
От 1 до 2 ошибок – «4»
От 3 до 5 ошибок – «3»
Более 5 ошибок – «2»
- Передайте листочки с последних парт на первую.
- Несколько древних русских городов образуют знаменитый туристический маршрут – Золотое кольцо. В него входят Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Иногда в Золотое кольцо включают Углич и Плёс. Во всех городах бережно сохраняются замечательные памятники истории и культуры.
Выполняют кроссворд.
Выполняют взаимопроверку.
Передают листочки.
Слушают.
Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
Регулятивные УУД:
умение оценивать работу одноклассника
3. Определение темы и цели урока
Словесный: ответы на вопросы, слово учителя, фронтальный опрос.
-Ребята, скажите, а где мы живем?
-Как по-другому называется Россия? (Если не отвечают (СЛАЙД 2) – буквы вразброс).
-Какие еще есть страны на Земле?
- Н., вот скажи, ты сидишь с ним за одной партой с Д., кто он тебе по парте?
-Как можно назвать страны, которые расположены рядом с Россией?
- Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Какие цели вы поставите перед собой?
- А какие задачи поставите перед собой?
В России.
Страна.
Франция, Украина и т.д.
Сосед.
Наши соседи.
Наши ближайшие соседи.
Познакомиться со странами России.
Узнать, как называются их столицы, находить государства, граничащие с Россией, узнать какие бывают границы, уметь находить столицы, научиться работать с политической картой.
Коммуникативные УУД: высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание.
4. Открытие новых знаний
Словесный: ответы на вопросы, беседа, слово учителя.
Практический: работа по карте.
- Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются соседями.
– Государств, которые граничат с нами, очень много. Мы поговорим только о некоторых из них. Но, прежде чем отправится в путешествие, давайте вспомним названия сторон горизонта. (Вызываю к доске, чтобы подписали).
- Ребята, посмотрите на карту, обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область.
- Итак, ребята мы начинаем своё путешествие по сухопутной границе с северо – запада. Что такое сухопутная граница?
- Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. (Показываю на карте). Как называется столица Норвегии?
- Южнее Норвегии располагается Финляндия. (Показываю на карте). Как называется столица Финляндии?
- Подробнее об этих странах вы узнаете на следующем уроке. Итак, на северо – западе с Россией граничат две страны. Какие?
- Следующее место, куда мы отправимся – это на берег Балтийского моря. Найдем на карте 3 небольшие страны, которые расположены по берегам этого моря. Какие это страны? (Показываю на карте). В Эстонии сохранились представители растений и животных, которые давно исчезли в других странах Европы. В Латвии самый широкий водопад в Европе (СЛАЙД 3) – Вентас - Румба. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе (СЛАЙД 4). Считается, что дереву около 2000 лет, его ствол с трудом могут обхватить 8 человек.
- Назовите столицу Эстонии, Латвии, Литвы.
- Обратите внимание, что Литва граничит только с Калининградской областью России. С Калининградской областью граничит и Польша. (Показываю на карте). Польша – крупнейший в мире экспортер янтаря. С древних времен страна славилась своим янтарем.
- Назовите столицу Польши.
- Путешествую дальше вдоль границы, мы попадаем сначала в Белоруссию, а затем на Украину. (Показываю на карте). Оказывается, что прародитель нашего Деда Мороза родом из Белоруссии, и зовут его Зюзя. (СЛАЙД 5) Дед Зюзя – бог мороза и холода, одет в тулуп, в руках ледяная булава, ходит без шапки, босиком. На Украине самый большой запас марганцевой и железной руды в мире.
- Назовите столицы этих стран.
- Дальше мы направляемся к югу от России, между Чёрным и Каспийским морями, располагается Абхазия. (Показываю на карте). В Абхазии есть озеро Рица (СЛАЙД 6) насыщенно голубого цвета, который не меркнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду.
- Назовите столицу.
- Южную Осетию (показываю на карте). Рельеф Южной Осетии горный, Кавказский хребет закрывает страну от холодных северных ветров, поэтому средняя температура января +4 градуса.
- Назовите столицу.
- Грузию (показываю на карте). В грузинском языке есть слова, в которых идут 8 согласных подряд. (СЛАЙД 7)
- Назовите столицу.
- И Азербайджан (показываю на карте). Первая нефтяная вышка была построена в Азербайджане, в середине ХХ в. Там же был спущен на воду первый в мире танкер и стали вести морскую добычу нефти.
- Назовите столицу.
- Обогнув Каспийское море, мы попадает в Казахстан. (Показываю на карте). Это большое государство имеет с нашей страной очень протяжённую границу. В Казахстане жил говорящий слон Батыр. (СЛАЙД 8) Он мог подражать звукам речи людей, лаю собак. Первый спутник и первый отправлены в космос с космодрома Байконур в Казахстане.
- Назовите столицу.
- Покинув Казахстан, мы окажемся в Монголии. (Показываю на карте). В стране проживает четверная часть (25%) всех барсов, обитающих на Земле.
- Назовите столицу.
- Ребята, давайте с вами отдохнем. (Включаю видео).
- Продолжая наше путешествие, мы попадаем в одно из крупнейших государств – Китай. (Показываю на карте). Здесь живёт больше людей, чем в любой другой стране мира. Бумага, порох, компас и печатная машинка изобретены в Китае. Пьют чай китайцы более 1800 лет (в России – около 400 лет).
- Назовите столицу.
- Наше путешествие вдоль сухопутной границы России заканчивается в Северной Корее, или Корейской Народно – Демократической Республике. (Показываю на карте). Наша граница с этой страной очень короткая – всего 19 км. В Корее живёт самый трудолюбивый народ в мире. От начала до конца страны можно проехать за 5 часов на автобусе.
- Назовите столицу.
- А сейчас мы отправимся в страны, с которыми мы имеем морскую границу. Что такое морская граница?
- На юго – востоке располагается страна Япония. (Показываю на карте). В Японии самые дешёвые рыба и мясо, но самые дорогие фрукты. Во всех северных городах Японии, где выпадает снег, подогревают тротуары, гололеда там не бывает и снег убирать не надо.
- Назовите столицу.
- На северо – востоке Россиия граничит с США. (Показываю на карте). Кажется удивительным, что в число наших соседей попали Соединенные Штаты Америки, ведь эта страна находится на другом материке – в Северной Америке. Но это не так. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет только сравнительно неширокий Берингов пролив. Шоколадное яйцо «Киндер – сюрприз» запрещено в продаже, т.к. согласно закону нельзя вкладывать несъедобные предметы в продукты питания.
- Назовите столицу.
Самолет.
Слушают.
Сухопутная граница – это граница государства или страны на суше.
Осло.
Хельсинки.
Норвегия и Финляндия.
Эстония, Латвия и Литва.
Таллин, Рига, Вильнюс.
Варшава.
Слушают.
Минск, Киев.
Сухум.
Цхинвал.
Тбилиси.
Слушают.
Баку.
Астана.
Слушают.
Улан – Батор.
Выполняют движения.
Слушают.
Пекин.
Слушают.
Пхеньян.
Морская граница – это граница по воде.
Слушают.
Токио.
Слушают.
Вашингтон.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Закрепление полученных знаний.
Практический: работа по рабочей тетради.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Сейчас мы проверим, какие вы были внимательные. Откройте рабочую тетрадь на стр. 63 задание №2. Н., прочитай задание.
- Приступайте к его выполнению.
- Давайте с вами проверим, какие названия столиц вы вписали (по цепочке).
(Если мало времени, то половину проверить, а остальное дома).
- Молодцы!
Читает задание.
Выполняют задание.
Норвегия – Осло.
Финляндия – Хельсинки.
Эстония – Таллин.
Латвия – Рига.
Литва – Вильнюс.
Польша – Варшава.
Белоруссия – Минск.
Украина – Киев.
Абхазия – Сухум.
Южная Осетия – Цхинвал.
Грузия – Тбилиси.
Азербайджан – Баку.
Казахстан – Астана.
Монголия – Улан – Батор.
Китай – Пекин.
Северная Корея – Пхеньян.
Познавательные УУД:
умение выполнять анализ и синтез информации.
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
6. Итог урока
Словесный: слово учителя.
- Итак, ребята, с какими странами мы сегодня познакомились?
- Какие страны граничат только с Калининградской областью России?
- Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны?
- Ребята, мы достигли целей, которые ставили в начале урока?
- Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: (параллельно показываю на карте) Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.
(Выставление оценок).
Отвечают.
Польша и Литва.
Японию и США.
Отвечают.
Слушают.
Регулятивные УУД: выделяют и осознают то, что усвоено на уроке, осознают качество и уровень усвоенного.
Коммуникативные УУД: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения, формулируют ответы на вопросы.
7. Рефлексия
- Ребята, посмотрите, (СЛАЙД 9) и продолжите предложения:
Было интересно …
Было трудно…
Теперь я могу …
Я научился …
У меня получилось …
Мне захотелось …
Я бы не повторил такой ошибки, как …
Выполняют рефлексию.
Регулятивные УУД:
оценивание своей работы и ее результата.
8. Д/з
Словесный: слово учителя
Откройте дневники и запишите д/з (СЛАЙД 10): с. 100-105, р.т. с.65 №3,4.
Записывают домашнее задание.
Личностные: отношение к учебной деятельности.
Подпись учителя:__________ (Гнибида Т.И.
Подпись методиста:__________ (Сергеева Г.С.)
Подпись студента:__________ (Жиликова Д.Е.)