Название статьи:
Технологическая карта урока по литературе | Алина Валеевна Кабаева. Работа №342186
Дата публикации:
05.09.2024
Автор:
Алина Валеевна Кабаева
Описание:
Тема урока: Ф. И. Тютчев. Особенности пейзажной лирики
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: расширение знаний о жизни и творчестве Тютчева, пейзажной лирике; обучение анализу лирического произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание гуманизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.
Предмет: родная литература (русская)
Класс: 6 Дата:
Тема урока: Ф. И. Тютчев. Особенности пейзажной лирики
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: расширение знаний о жизни и творчестве Тютчева, пейзажной лирике; обучение анализу лирического произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание гуманизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, презентация, тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: владеть знаниями о жизни и творчестве Тютчева; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; формулировать собственное отношение к изученным произведениям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении; владеть навыками пересказа, выразительного чтения; составлять устные ответы, используя цитирование.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сценарий урока
Деятельность учителя
Деятельность обуч-ся
Формируемые УУД
Мотивационный этап
Приветствует. Мотивирует к обучению.
Слушают учителя.
Формулируют цели обучения.
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.
Р.: готовность к самообразованию.
П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.
Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.
Актуализация знаний
Организует повторение пройденного.
1. Реализацияя д/з:
особенности лирики Баратынского;
лирический герой поэзииБаратынского.
2. Учебный диалог по теме Пейзажная лирика: взаимоопрос (работа в парах)
Выполняют задания
К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.
Р: осуществление рефлексии своей деятельности.
П.: умение применять знания в конкретной ситуации.
Выявление места и причины затруднения
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа
1) ) Стратегия Прогнозирование (коллективная работа)
= Определите по названию темы, эпиграфу к уроку направления работы сегодня на уроке.
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
Обдумывают ответы на вопросы
Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Р.: осознают недостаточность своих знаний.
К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Целеполагание
Организует беседу по постановке целей урока
1. Совместное целеполагание.
Актуализировать…
Формировать…
Совершенствовать…
Воспитывать…
Участвуют в полилоге, выполняют задания.
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.
Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.
П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний
Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
1. Слово учителя о поэте Евгении Баратынском с включением сообщений учащихся
Творчество Ф. И. Тютчева продолжает развитие традиций философии, идей поэтов-романтиков. Главенствующей частью художественной картины мира поэта становится двоемирие: разделённость между миром мечты и миром реальной жизни, основанное на единстве противоположных начал. Ключевыми романтическими оппозициями являются день и ночь, хаос и космос, жизнь и смерть. Одна из сквозных тем поэзии Тютчева – тема природы. Природа воспринимается как живой организм, способный мыслить, чувствовать, вступать в диалог с человеком. Тютчев создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души. Поклонник творчества Тютчева – мыслящий тростник, думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.
Ф. И. Тютчев вошёл в литературу в 1836 г., когда в Пушкинском журнале Современник была опубликована подборка из 24 стихотворений, которая называлась Стихотворения, присланные из Германии.
Под текстами значились инициалы – Ф. Т. Автор поэтических текстов, Федор Иванович Тютчев, в это время находился вдали от России, в Баварии, на дипломатической службе. Тютчев избегал разговоров о своей поэтической деятельности, к творчеству относился как чему-то второстепенному, рукописями не дорожил. Сколько листов с записями исчезло в мусорных ящиках Главного управления по делам печати, сколько тютчевских фрагментов осталось не зафиксированными на бумаге — даже приблизительно на эти вопросы ответить невозможно, — пишет о поэте современный исследователь Р. Лейбов.
Действительно, современники Тютчева больше знали его как дипломата и политического деятеля. Долгое время его поэтическое творчество не привлекало внимание читателей. После публикации стихотворений в Современнике пройдет около 14 лет и ситуация кардинальным образом изменится. В 1850 г. выйдет статья Н. А. Некрасова Русские второстепенные поэты с подробным анализом уже упомянутых Стихотворений, присланных из Германии. С этого момента творчество Тютчева займет ключевую позицию в литературном процессе XIX в.
В лирике Тютчева значительное место уделяется осмыслению законов природы.
Тютчев создал ряд стихотворений, в которых отражается годовой цикл, передаются пейзажные оттенки конкретного времени года.
В описании пейзажа появляются пантеистические мотивы: природа наделяется своей душой и своим языком.
Ещё одно направление – романтическая эстетика, определившее особенность поэтической картины мира, обретает вселенский размах. В основе романтического мироощущения находится острое переживание несовершенства бытия, основанного на двоемирии.
Лирический герой Тютчева остро осознает сосуществование хаоса и космоса, жизни и смерти, дня иночи.
Давайте обратим внимание на средства речевой выразительности, употребляемой Тютчевым на примере стихотворения День и ночь:
Здесь наблюдается смещение общепринятого ударения слова (мир духов), используется архаичная лексика (земнородных оживленье) и необычная форма слова (друг человека). Это характерные черты тютчевской лирики. Метафора золотого покрова становится воплощением гармонии дня, исцеления души, оживления природы.
Две строфы стихотворения – два состояния мира: день и ночь. Торжественно-стилевая образность характеризует дневное время суток. День отождествляется с покровом, скрывающим правду жизни. Возникает целая вереница эпитетов, характеризующих дневной покров. Он называется то златотканым, то блистательным, то благодатным. Указанные приёмы отсылают к традиции торжественной оды, к эстетике классицизма. Однако в стихотворении возникает и романтическое переживание двойственности бытия: златотканый покров дня срывается с мироздания, на смену гармонии приходит хаос. Ночь обнаруживает бездну мира, вызывающую бесконечные страхи. Но кто управляет этими волшебными процессами, так и остается загадкой.
Одним из ключевых для поэтической философии Ф.И. Тютчева является стихотворение Silentium!, в котором микрокосм человеческой души уподоблен огромной вселенной. В название стихотворения вынесено латинское слово, в переводе оно означает молчание. Если учесть то, что латынь – язык мертвый, то тема молчания усиливает языковой жест отказа от слова.
Вопреки призыву Silentium!, а также вопреки четырехкратному призыву к молчанию в финале каждой строфы, стихотворение является воплощением потока мысли, представленного в словах. Обратим внимание на то, как произнесение слов, призывающих к молчанию, превращается едва ли не в священный акт сотворения внутреннего мира человека. В душевном микрокосме, внутреннем мире человека мечты уподобляются звездам, изреченная мысль взрывает внутренние ключи, а таинственно-волшебные думы способны пробудить пение души. Внутри каждого человека – целый мир, подобный миру внешнему. Как защитить его от разрушения? Возможно ли это?
Тютчев в своей лирике создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души, которая находится в неразрывном взаимодействии с природой. Поклонник творчества Тютчева – думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.
Физкультминутка
Отвечают на вопросы, выполняют задания. Делают краткие записи
Выполняют физкультминутку
К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.
Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.
П.: установление правил продуктивной работы
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого явления.
1. Работа по анализу стих-я "Еще земли печален вид".
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты,
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует,
И золотит твои мечты?
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь..
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?.. (1836)
Выраз. чтение
Аналитическая беседа
- Какой изображена природа в этом произведении? Что использовал поэт для создания пейзажа?
- О чем, кроме природы, говорит поэт?
- Какие особенности композиционные и поэтические вы можете отметить?
Сопоставление стих-я Тютчева со стих-ем Фета
- А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета. Каждое его стихотворение - это целая гамма впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение - одно из главных свойств поэзии Фета. Поэт воспринимает природу через прекрасные метафоры и эпитеты.
Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься. (Замерло от восторга)
Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема. (Рай)
Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.
Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало - миновало.
Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
- О чём стихотворение? (О приходе весны)
- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета?
- Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну. Весна - это необыкновенное время года, которое вдохновляет и вдохновляло многих писателей и поэтов, художников и композиторов.
О весне Афанасий Фет писал очень много, всю свою жизнь. У него есть даже цикл стихотворений под названием Весна. Для него главное показать настроение. Он старается выразить свое впечатление от весны. Эта таинственная сила освежает, обновляет человека, обновляет его силы, приносит ему радостное ощущение.
- А с чем у вас ассоциируется весна?(…ассоциативный ряд или синквейн)
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы.
Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Этап самостоятельной работы
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.
1. Практическая работа: работа над мини-проектом Мое любимое стих-е Тютчева (работа в группах/ парах с последующим обсуждением)
План защиты проекта
1. Презентация проекта Родная природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева
2. Выразительное чтение стихотворения.
3. Устный анализ стихотворения.
4. *Презентация иллюстрации к стихотворению.
Выполняют задания.
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1. Обобщающая беседа (коллективная работа)
- Какими способами передаются различные состояния природы и человека в пейзажной лирике Тютчева?
Выполняют задания
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап рефлексии
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1) Стратегия Словарь темы
2)Задает д/з: подготовить краткое сообщение о Ф.Достоевском с использованием справочной литературы и ресурсов интернета., чтение и интерпретацию рассказа Мальчик у Христа на елке
3) Выставление отметок (с комментированием)
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке
К.: отображение в речи совершаемых действий.
Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.
П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.
Скачать работу
Класс: 6 Дата:
Тема урока: Ф. И. Тютчев. Особенности пейзажной лирики
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: расширение знаний о жизни и творчестве Тютчева, пейзажной лирике; обучение анализу лирического произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание гуманизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, презентация, тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: владеть знаниями о жизни и творчестве Тютчева; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; формулировать собственное отношение к изученным произведениям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении; владеть навыками пересказа, выразительного чтения; составлять устные ответы, используя цитирование.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сценарий урока
Деятельность учителя
Деятельность обуч-ся
Формируемые УУД
Мотивационный этап
Приветствует. Мотивирует к обучению.
Слушают учителя.
Формулируют цели обучения.
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.
Р.: готовность к самообразованию.
П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.
Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.
Актуализация знаний
Организует повторение пройденного.
1. Реализацияя д/з:
особенности лирики Баратынского;
лирический герой поэзииБаратынского.
2. Учебный диалог по теме Пейзажная лирика: взаимоопрос (работа в парах)
Выполняют задания
К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.
Р: осуществление рефлексии своей деятельности.
П.: умение применять знания в конкретной ситуации.
Выявление места и причины затруднения
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа
1) ) Стратегия Прогнозирование (коллективная работа)
= Определите по названию темы, эпиграфу к уроку направления работы сегодня на уроке.
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
Обдумывают ответы на вопросы
Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Р.: осознают недостаточность своих знаний.
К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Целеполагание
Организует беседу по постановке целей урока
1. Совместное целеполагание.
Актуализировать…
Формировать…
Совершенствовать…
Воспитывать…
Участвуют в полилоге, выполняют задания.
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.
Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.
П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний
Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
1. Слово учителя о поэте Евгении Баратынском с включением сообщений учащихся
Творчество Ф. И. Тютчева продолжает развитие традиций философии, идей поэтов-романтиков. Главенствующей частью художественной картины мира поэта становится двоемирие: разделённость между миром мечты и миром реальной жизни, основанное на единстве противоположных начал. Ключевыми романтическими оппозициями являются день и ночь, хаос и космос, жизнь и смерть. Одна из сквозных тем поэзии Тютчева – тема природы. Природа воспринимается как живой организм, способный мыслить, чувствовать, вступать в диалог с человеком. Тютчев создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души. Поклонник творчества Тютчева – мыслящий тростник, думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.
Ф. И. Тютчев вошёл в литературу в 1836 г., когда в Пушкинском журнале Современник была опубликована подборка из 24 стихотворений, которая называлась Стихотворения, присланные из Германии.
Под текстами значились инициалы – Ф. Т. Автор поэтических текстов, Федор Иванович Тютчев, в это время находился вдали от России, в Баварии, на дипломатической службе. Тютчев избегал разговоров о своей поэтической деятельности, к творчеству относился как чему-то второстепенному, рукописями не дорожил. Сколько листов с записями исчезло в мусорных ящиках Главного управления по делам печати, сколько тютчевских фрагментов осталось не зафиксированными на бумаге — даже приблизительно на эти вопросы ответить невозможно, — пишет о поэте современный исследователь Р. Лейбов.
Действительно, современники Тютчева больше знали его как дипломата и политического деятеля. Долгое время его поэтическое творчество не привлекало внимание читателей. После публикации стихотворений в Современнике пройдет около 14 лет и ситуация кардинальным образом изменится. В 1850 г. выйдет статья Н. А. Некрасова Русские второстепенные поэты с подробным анализом уже упомянутых Стихотворений, присланных из Германии. С этого момента творчество Тютчева займет ключевую позицию в литературном процессе XIX в.
В лирике Тютчева значительное место уделяется осмыслению законов природы.
Тютчев создал ряд стихотворений, в которых отражается годовой цикл, передаются пейзажные оттенки конкретного времени года.
В описании пейзажа появляются пантеистические мотивы: природа наделяется своей душой и своим языком.
Ещё одно направление – романтическая эстетика, определившее особенность поэтической картины мира, обретает вселенский размах. В основе романтического мироощущения находится острое переживание несовершенства бытия, основанного на двоемирии.
Лирический герой Тютчева остро осознает сосуществование хаоса и космоса, жизни и смерти, дня иночи.
Давайте обратим внимание на средства речевой выразительности, употребляемой Тютчевым на примере стихотворения День и ночь:
Здесь наблюдается смещение общепринятого ударения слова (мир духов), используется архаичная лексика (земнородных оживленье) и необычная форма слова (друг человека). Это характерные черты тютчевской лирики. Метафора золотого покрова становится воплощением гармонии дня, исцеления души, оживления природы.
Две строфы стихотворения – два состояния мира: день и ночь. Торжественно-стилевая образность характеризует дневное время суток. День отождествляется с покровом, скрывающим правду жизни. Возникает целая вереница эпитетов, характеризующих дневной покров. Он называется то златотканым, то блистательным, то благодатным. Указанные приёмы отсылают к традиции торжественной оды, к эстетике классицизма. Однако в стихотворении возникает и романтическое переживание двойственности бытия: златотканый покров дня срывается с мироздания, на смену гармонии приходит хаос. Ночь обнаруживает бездну мира, вызывающую бесконечные страхи. Но кто управляет этими волшебными процессами, так и остается загадкой.
Одним из ключевых для поэтической философии Ф.И. Тютчева является стихотворение Silentium!, в котором микрокосм человеческой души уподоблен огромной вселенной. В название стихотворения вынесено латинское слово, в переводе оно означает молчание. Если учесть то, что латынь – язык мертвый, то тема молчания усиливает языковой жест отказа от слова.
Вопреки призыву Silentium!, а также вопреки четырехкратному призыву к молчанию в финале каждой строфы, стихотворение является воплощением потока мысли, представленного в словах. Обратим внимание на то, как произнесение слов, призывающих к молчанию, превращается едва ли не в священный акт сотворения внутреннего мира человека. В душевном микрокосме, внутреннем мире человека мечты уподобляются звездам, изреченная мысль взрывает внутренние ключи, а таинственно-волшебные думы способны пробудить пение души. Внутри каждого человека – целый мир, подобный миру внешнему. Как защитить его от разрушения? Возможно ли это?
Тютчев в своей лирике создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души, которая находится в неразрывном взаимодействии с природой. Поклонник творчества Тютчева – думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.
Физкультминутка
Отвечают на вопросы, выполняют задания. Делают краткие записи
Выполняют физкультминутку
К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.
Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.
П.: установление правил продуктивной работы
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого явления.
1. Работа по анализу стих-я "Еще земли печален вид".
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты,
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует,
И золотит твои мечты?
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь..
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?.. (1836)
Выраз. чтение
Аналитическая беседа
- Какой изображена природа в этом произведении? Что использовал поэт для создания пейзажа?
- О чем, кроме природы, говорит поэт?
- Какие особенности композиционные и поэтические вы можете отметить?
Сопоставление стих-я Тютчева со стих-ем Фета
- А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета. Каждое его стихотворение - это целая гамма впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение - одно из главных свойств поэзии Фета. Поэт воспринимает природу через прекрасные метафоры и эпитеты.
Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься. (Замерло от восторга)
Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема. (Рай)
Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.
Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало - миновало.
Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
- О чём стихотворение? (О приходе весны)
- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета?
- Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну. Весна - это необыкновенное время года, которое вдохновляет и вдохновляло многих писателей и поэтов, художников и композиторов.
О весне Афанасий Фет писал очень много, всю свою жизнь. У него есть даже цикл стихотворений под названием Весна. Для него главное показать настроение. Он старается выразить свое впечатление от весны. Эта таинственная сила освежает, обновляет человека, обновляет его силы, приносит ему радостное ощущение.
- А с чем у вас ассоциируется весна?(…ассоциативный ряд или синквейн)
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы.
Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Этап самостоятельной работы
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.
1. Практическая работа: работа над мини-проектом Мое любимое стих-е Тютчева (работа в группах/ парах с последующим обсуждением)
План защиты проекта
1. Презентация проекта Родная природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева
2. Выразительное чтение стихотворения.
3. Устный анализ стихотворения.
4. *Презентация иллюстрации к стихотворению.
Выполняют задания.
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1. Обобщающая беседа (коллективная работа)
- Какими способами передаются различные состояния природы и человека в пейзажной лирике Тютчева?
Выполняют задания
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап рефлексии
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1) Стратегия Словарь темы
2)Задает д/з: подготовить краткое сообщение о Ф.Достоевском с использованием справочной литературы и ресурсов интернета., чтение и интерпретацию рассказа Мальчик у Христа на елке
3) Выставление отметок (с комментированием)
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке
К.: отображение в речи совершаемых действий.
Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.
П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.