Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс | Макарова Наталья Николаевна. Работа №330123
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс по теме: "Природные зоны России" УМК "Начальная школа 21 века"
Образовательная цель на урок (цель ученика) Обобщить и углубить знания по теме «Природные зоны России»
Педагогическая цель на урок (цель учителя) Создать условия, инициирующие деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Природные зоны России»
Методы и формы обучения Частично-поисковый метод. Решение проблемных и познавательных заданий
Форма обучения – работа в группах по 4 чел.
ФИО педагога, ОО
Макарова Наталья Николаевна, МАОУ лицей №180
Предмет
Окружающий мир
Класс
4
Тема урока
Природные зоны России
Образовательная цель на урок (цель ученика)
Обобщить и углубить знания по теме Природные зоны России
Педагогическая цель на урок (цель учителя)
Создать условия, инициирующие деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний по теме Природные зоны России
Личностно значимая проблема
Понимание природной зоны, как территории с однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира
Необходимое оборудование
Карта Природные зоны России, презентация к уроку, набор картинок Растения и животные, альбомные листы А3, цветные карандаши, клей, скотч
Учебно-методическое оснащение
Н.Ф. Виноградова (УМК Начальная школа ХХI века), карта Природные зоны России, карточки с заданием для групп, контурные карты России
методы и формы обучения
Частично-поисковый метод. Решение проблемных и познавательных заданий
Форма обучения – работа в группах по 4 чел.
Основные понятия
Природная зона, объект природы, климат
Планируемые результаты освоения содержания урока
Личностные
Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к предмету Окружающий мир, чувство гордости за свою Родину, осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры.
Метапредметные
Регулятивные. принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в материализованной форме
Работа с информацией. читать осознанно тексты с целью освоения и использования информации, выделять нужную для решения учебной задачи информацию
Коммуникативные.
- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формировать умение работать в парах, в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Предметные
- познакомить с природными зонами России;
- уметь классифицировать природные зоны России;
- уметь показывать природные зоны на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;
- делать обобщение и сопоставление.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые приёмы
Оборудование, материалы
ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы белую пустыню, на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.
Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
Беседа
Презентация
Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
- Что значит обобщить?
- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?
- К какому результату мы должны прийти
В конце урока каждый получит возможность оценить свои знания по выделенным нами критериям
Сообщение темы урока- Итак, у нас сегодня урок – обобщение знаний по природным зонам России.
Мы разделились на группы для работы( деление было произвольным-каждый выбирал карточку определенного цвета). Получилось 6 групп.
- Вам нужно выбрать командира.
- Кто догадался, почему именно 6 ?
- Обобщить и проверить знания о природных зонах
- Вспомнить все природные зоны и повторить, как животные и растения приспособились к жизни в данной природной зоне
- чтобы иметь представление о разнообразии и богатстве природных ресурсов нашей страны, знать, чем занимается население. Эти знания пригодятся в путешествиях и в хозяйственной деятельности
- конкретизировать, повторить, упрочить свои знания в месторасположении природной зоны, климате, растительном и животном мире, занятиях населения.
Обсуждают и выбирают командира команды
Мы выделяем 6 природных зон в России
Постановка проблемного вопроса
Совместный выбор критериев оценивания
ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Географическая станция
командиры групп выбирают карточку с описанием природной зоны(карточки перевернуты текстом вниз). Команда обсуждает и решает- какая это природная зона. У каждой команды контурная карта, команде нужно раскрасить свою природную зону. (Приложение 1)
Читают текст карточки, обсуждают характерные признаки, определяют природную зону. Находят на контурной карте свою природную зону и раскрашивают ее.
Представитель команды выходит к доске и показывает свою карту. Другие группы оценивают правильность
Проблемная ситуация
Совместная исследовательская деятельность
Карточки с заданиями, контурные карты, цветные карандаши, фломастеры
Станция Флор и фауна. В какой природной зоне живет данный объект природы. Группа получает текст с описанием животного. (Приложение 2)
Группа задает загадку другой группе. Они отгадывают животное или растение и объясняют, почему именно в этой природной зоне данный объект природы встречается. На экране появляется изображение.
Игра-викторина
Презентация, карточки с текстами-загадками
Станция Моя страна Россия
Перед Вами текст, в котором допущены ошибки. Внимательно прочитайте, обсудите, исправьте ошибки и сосчитайте их количество.
Передайте другой группе на проверку. (приложение 3)
Работа с тестом с использованием своих знаний и жизненного опыта
Взаимопроверка
Познавательно-логическое исследование, развитие функциональной грамотности
Карточки с текстом
ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
4. Станция Знатоки
- На приготовленных листах отвечаете на вопросы теста. По моему сигналу меняетесь по кругу листочками для взаимопроверки. Проверяем ответы со слайда. Затем капитан подсчитывает количество очков своей группы, т.е. подсчитывают полученные отметки каждого члена группы.(Приложение 4)
5. Станция Итоговая посчитайте, сколько баллов получила каждая группа.
- Вы проверили свои знания и умение работать в группе, а теперь проведём самооценку. Критерии оценивания мы с вами сформулировали в начале урока.
Перед вами оценочные листы. Отметьте + или -. Оцени свою работу по пятибалльной шкале
- Заполните оценочный лист (см. приложение 5)
Выполняют инструкции учителя.
Командир считает баллы своей команды. Озвучивание результатов
Заполняют оценочный лист
Тестирование.
Самопроверка
Соревнование
Самооценка
Листы с тестами.
Презентация
Оценочный лист
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Мы их достигли?
- На какой из станций вам было особенно интересно?
- Что не удалось?
- Что не получилось?
- Докончите предложения:
НА УРОКЕ МЫ …….
Я УЗНАЛ О ……….
НЕОБЫЧНО БЫЛО СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ….
МНЕ ОСОБЕННО ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ РЕБЯТ…..
МНЕ НАДО ПОРАБОТАТЬ НАД……
Тонкие и толстые вопросы
Презентация
Приложение 1
Здесь жаркое продолжительное лето. Ветер носит холмы песка, которые называются барханами.
Растения невысокие с длинными корнями. Животные чаще ведут ночной образ жизни. Здесь встречаются животные, которые кочуют стадами в поисках воды и пищи, – сайгаки. А забавное животное тушканчик передвигается прыжками.
Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой там полярная ночь. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до –60 градусов. Летом тепла тоже нет.
Эта зона расположена к югу от зоны тундры. Природные условия в этой зоне более мягкие, чем в тундре. Растительный мир богат. Большую территорию зоны занимает хвойный лес.
Благоприятные условия - тепло и влага - дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Богат и разнообразен животный мир. В море добывают пищу разные птицы - чайки, бакланы. Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, дельфины.
До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. На ней лишь изредка видны карликовые деревца и кустарники. Тишина и безмолвие. Лишь вдали виднеется стадо оленей, да снег скрипит под полозьями нарт
Приложение 2
Это дерево можно узнать по коре с бело-черной окраской. Является символом России.
Ярко-зелёное растение, очень колючее, но не смотря на это его охотно поедают верблюды.
У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые, резные листья, а плодами любят полакомиться кабаны, белки, мыши.
Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличии от своих сородичей полностью раздевается на зиму.
Родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать. У неё есть кожаные перепонки между передними и задними лапками.
Летучая мышь
Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Никогда не оставляют сородича в беде: раненного или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, что эти животные точно также спасали людей. Ориентируются и общаются между собой с помощью звуковых сигналов.
Дельфин
Эта птица относится к отряду куриных. Самцы крупнее и ярче самок. Весной самцы собираются на тока. Токующие птицы издают особые звуки, а иногда жестоко дерутся. Во время токового пения они теряют слух.
Глухарь
Низкорослое, травоядное животное, которое питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры оно самое крупное. Имеет густой мех, зимний подшерсток. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох.
Северный олень
Это хозяин Арктики. Он бродит по ледяным просторам и наводит порядок. Самый крупный хищник Земли. Его тело покрыто густым мехом. прекрасные пловцы, любят нырять и совершать дальние заплывы. Их мех так густ, что в воде не намокает, и звери не мерзнут. Они умелые охотники.
Белый медведь
Приложение 3
Исправь ошибки. № команды
Наша страна омывается морями 3 океанов: Тихим с запада,
Атлантическим с востока , Индийским с севера.
Самая длинная река России – Волга , а самое глубокое озеро Ладожское.
Только одна большая река Енисей несет свои воды в Каспийское море.
На территории нашей страны 8 природных зон. Самая северная –
субтропики самая большая - зона степей холодная пустыня и
жаркая тундра
Приложение 4
Тест Природные зоны России
1. Где можно увидеть птичьи базары?
А. Арктика
Б. Тайга
В. Степь
2. Растения тундры:
А. высокие, с мощными корнями и широкими листьями
Б. низкие, с мощными корнями и мелкими листьями
В. низкорослые, со стелющимися корнями и мелкими листьями
3. К степным птицам относятся:
А. ястреб, кедровка, сойка
Б. серая куропатка, дрофа, пустельга
В. белый журавль, розовая чайка, краснозобая казарка
4. Какая природная зона находится к югу от тайги?
А. Тундра
Б. Степь
В. Смешанные леса
5. Самая большая природная зона России:
А. Арктика
Б. Тайга
В. Смешанные леса
Ответы: 1 А, 2 В, 3 Б, 4 В, 5 Б.
Приложение 5
Оценочный лист
Фамилия, имя
№ п/п
Оцениваемые параметры
Арктика
Тундра
Тайга
Смешанные леса
Степь
Я могу показать расположение природной зоны по карте
Я знаю особенности неживой природы
Я знаю особенности растительного мира данной природной зоны
Я знаю особенности животного мира данной природной зоны
Я знаю особенности деятельности человека в этой природной зоне
Оценка