Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока по повести В.Ф.Тендрякова "Ночь после выпуска" | Наталья Юрьевна Таранушенко. Работа №349858

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок по повести В.Ф.Тендрякова "Ночь после выпуска"

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

 

Метод: частично-поисковый. 

       Цель: сформировать навыки анализа художественного произведения.

Задачи:

- образовательные: познакомить с творчеством В.Ф.Тендрякова, тематикой и проблематикой его произведений, научить решать задачи проблемного и поискового характера, выявить и понять основные проблемы повести и смысл её названия;

-  развивающие: формировать навыки анализа художественного произведения, учить делать выводы, формировать коммуникативную и исследовательскую компетенции, создавать условия для активизации мыслительной деятельности;

-  воспитательные: приобщать учащихся к осознанию необходимости сохранения нравственных ценностей и следования им, способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, воспитывать духовно-нравственную личность, бережно относящуюся к душе каждого человека.

Технологическая карта

Тема:огда уйдём со школьного двора под звуки нестареющего вальса..." (по повести В.Ф.Тендрякова "Ночь после выпуска"

Учитель русского языка и литературы: Таранушенко Наталья Юрьевна

Цель: сформировать навыки анализа художественного произведения.

Задачи:

- образовательные: познакомить с творчеством В.Ф.Тендрякова, тематикой и проблематикой его произведений, научить решать задачи проблемного и поискового характера, выявить и понять основные проблемы повести и смысл её названия;

- развивающие: формировать навыки анализа художественного произведения, учить делать выводы, формировать коммуникативную и исследовательскую компетенции, создавать условия для активизации мыслительной деятельности;

- воспитательные: приобщать учащихся к осознанию необходимости сохранения нравственных ценностей и следования им, способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, воспитывать духовно-нравственную личность, бережно относящуюся к душе каждого человека.

Оборудование: текст повести В.Ф.Тендрякова "Ночь после выпуска", портрет писателя, интерактивная доска.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Метод: частично-поисковый.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание повести В.Ф.Тендрякова "Ночь после выпуска", понимают ее тему и проблематику, умеют исследовать текст, делать выводы, вести диалог, способны понять авторское отношение к героям, признать необходимость сохранения нравственных ценностей в обществе и бережного отношения к душе, как к своей, так и другого человека.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа

Слово учителя

Ребята, очень скоро вам предстоит завершить обучение в школе, сдать экзамены и вступить во взрослую жизнь. А взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, определяемое поступками человека. Взрослость предполагает способность выбрать свой жизненный путь, самостоятельность в принятии решений и ответственность за совершаемые поступки, умение жить среди людей, уважая и себя, и других.

Скажите, как вы понимаете значение слова "нравственность"?

(Нравственность - это нормы поведения; регуляция действий человека в обществе с помощью норм.)

Как вы понимаете выражение "нравственные проблемы"?

(Нравственные проблемы - проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности - определённых правил поведения, совершения безнравственных поступков, противоречащих нормам, принятым в человеческом обществе.) (Ответы на вопросы даются учащимися на основе опережающего задания классу выписать формулировки понятий в тетрадь.)

Нравственные проблемы всегда были ведущей темой русской литературы. Многие писатели ставят своих героев перед проблемой жизненного выбора. Среди таких авторов и Владимир Фёдорович Тендряков. Давайте познакомимся с биографией писателя.

Сообщение учащегося (индивидуальное опережающее задание - презентация)

В.Ф. Тендряков родился в 1923 году в деревне Макаровка на Вологодчине в семье сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт, служил радистом стрелкового полка. В одном из боёв получил тяжелое ранение и был демобилизован. Учительствовал в сельской школе Кировской области, был секретарём райкома комсомола.

Осенью 1945 года приехал в Москву. Поступил в институт кинематографии, но через год перешёл в Литературный институт имени М.Горького. Окончил его в 1951 году. Учась в институте, удивлял и поражал всех необыкновенным трудолюбием. Владимир Тендряков работал в Москве корреспондентом популярного в Советском Союзе журнала"Огонёк", а затем и в журнале "Смена"(писал сельские очерки).

Первый рассказ "Дело моего взвода ", в основу которого были положены события Великой Отечественной войны, опубликовал в 1947 году в альманахе "Молодая гвардия". В своих произведениях писатель обращается к истории нравственного перерождения человека, корыстно использующего своё положение в обществе (повесть "Падение Ивана Чупрова", 1953 год), к утрате высоких нравственных ориентиров (роман "Тугой узел", 1956 год). По повести " Не ко двору" (1954 год) был снят художественный фильм "Чужая родня" (1956 год), который и сейчас не потерял зрительской симпатии, по повести "Чудотворная" (1958 год) - одноимённый фильм (1960 год), тоже вызвавший интерес в обществе. Далее последовали повести "Ухабы" (1956 год), "Суд" (1960 год), "Тройка, семёрка, туз" (1961 год), роман "Свидание с Нефертити" (1964 год), повести "Кончина" (1968 год), "Весенние перевёртыши" (1973 год). Во всех этих произведениях личность поставлена в условия жёсткого эксперимента. В 1974 году выходит в свет повесть "Ночь после выпуска". Последние произведения Владимира Тендрякова - роман "Покушение на миражи" (1989 год) и мемуарное эссе "На блаженном острове коммунизма". Они о прозрении героя, о крушении веры в авторитеты.

Умер писатель в 1984 году в Москве.

Слово учителя

Сегодня мы обратимся к повести Владимира Тендрякова "Ночь после выпуска", которая была опубликована в 1974 году и сразу же вызвала яростные споры в критике и среди читателей. Эти споры продолжаются и в настоящее время, судя по отзывам о произведении на интернет сайтах. Следовательно, повесть волнует всех.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

Итак, тема нашего урока: "Когда уйдем со школьного двора..."лайд №1)

Эпиграфы (Слайд №2):

"Вместе с жизнью дано право выбора. Что захотите - то и выберете.

Какое странное слово, в нём словно спрятан иной смысл. Вы - берете."

Олег Рой

"Научить бы одному: не обижайте друг друга, люди."

В. Тендряков

Пока записываете тему и понравившийся вам эпиграф, подумайте, а затем ответьте на вопросы:

- Скажите, откуда эта строчка в теме урока? С чем ассоциируется?

(Строчка из песни, которую обычно исполняют на празднике Последнего звонка или на выпускном вечере.)

- Почему именно этот короткий промежуток в жизни героев (да и вообще людей) заинтересовал писателя?

(Учащиеся сдают экзамены на аттестат зрелости, вступают во взрослую жизнь. Это очень напряженный, сложный этап: были детьми - стали взрослыми.)

- Как вы думаете, основываясь на предложенных эпиграфах, каковы цели нашего урока?

(Цели: понять тему и основные проблемы произведения, его анализировать, осознать важность жизненного выбора, ответственность за свои поступки, их последствия, научиться бережному отношению друг к другу.)

IV. Работа над темой урока

Беседа

- Каков сюжет повести "Ночь после выпуска"? (Индивидуальное опережающее задание, ответ краткий.)

После выпускного бала бывшие одноклассники решают развлечься необычным способом, что приводит их к ссоре, а в это время учителя спорят о том, как следует учить детей.

Шесть выпускников собираются в скверике над обрывом у реки. В центре сквера обелиск с мраморной доской, на которой столбцами указаны фамилии погибших в годы Великой Отечественной войны защитников Родины.

Мальчик из состоятельной семьи, спортсмен Гена Голиков, отличница Юля Студёнцева, красавица Натка Быстрова, "свой парень" Вера Жерих, гитарист и весельчак Сократ Онучин и художник Игорь Проухов. Все они знакомы давно. Возникает идея: каждый выскажет своё мнение о других, не скрывая критических замечаний. Первым узнать правду о себе вызывается Гена Голиков. Он уверен, что школьные друзья, которым он всегда помогал, которых выручал, защищал, не скажут о нем ничего плохого. Но неожиданно для себя получает от Веры, Юли, Игоря упрёки в чёрствости, себялюбии, даже в подлости. (Слайд №3. "Ты светлячок, Гена, красиво горишь, а греть не греешь".) Красавица Натка, в которую влюблён Гена, заявляет, что он трус, раз не может ответить жёстко на подобные оскорбления, что не способен выразить свои чувства. Лишь Сократ воздерживается от отзывов о Гене.

Услышанное обижает Гену. Он начинает отвечать одноклассникам колкостями. Веру называет пустым, невыразительным, завистливым человеком, который за внешней добротой скрывает свою ничтожность. Юля, по его словам, себялюбива и готова втоптать в грязь кого угодно. Игорь страдает завышенным самомнением и умрёт от собственной злобы. Даже Сократа он унижает, сравнивая его с "барашком безобидным". Самый тяжелый удар он наносит Натке, рассказав всем, что однажды, прогуливаясь возле реки, увидел её, купавшуюся там, и она вышла из воды и намеренно показалась ему без одежды. При этом Гена называет девушку "самкой, которая ждёт, чтоб на неё кинулись ". Натка начинает бить его, и Гена убегает.

А далее Сократ, опасаясь за жизнь друга, проговорился о том, что хулиган Яшка Топор решил подкараулить и убить Гену. Труп можно было бы спрятать в Старых Карьерах, куда свозят ядовитые отходы с местного комбината. И тогда Гену никто никогда не найдет. Натка призывает к тому, чтобы устроить так, что Гена попадет в руки Яшки, её поддерживают обиженные Голиковым друзья. Выпускники школы, друзья едва не совершили убийство. Одумались. Натка побежала искать Гену.

Учителя в это время, удивлённые выступлением отличницы Юлечки Студёнцевой, не поблагодарившей их, а признавшейся в своей растерянности перед взрослой жизнью, рассуждали о том, как надо учить и воспитывать, пытались понять причины такого выступления.

Повесть заканчивается тем, что молодые люди (кроме Гены и Натки) покидают сквер, стыдливо отводя глаза от таблички на обелиске, и идут к своей школе, где раньше им все было понятно. Игорь произносит: "Мы научимся жить..." .

Работа с текстом повести: анализ эпизодов

Итак, давайте разберёмся в тех проблемах, которые писатель поднимает в своем произведении. Почему возникла ссора, ведь перед расставанием бывшие одноклассники решили узнать друг друга "до донышка", сказать о каждом правду? У русского художника Николая Николаевича Ге есть картина "Что есть истина? Христос и Пилат". (Слайд №4.)

Вспомните, что ответил Пилату на этот вопрос Иешуа в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". (Слайд №5. "Истина в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти.") Наши герои говорят о правде. Чем, по вашему мнению, правда отличается от истины?

(Правда субъективна, каждый истолковывает её по-своему, а истина - понятие возвышенное, объективное, ведь вовсе не случайно говорят, что истину знает только Господь Бог.)

- Так истину, правду или всего лишь собственное мнение услышали выпускники друг о друге?

(Каждый высказал лишь своё, субъективное мнение.)

- Был ли при этом у кого-либо из них злой умысел, желание оскорбить?

(Злого умысла, желания оскорбить ни у кого не было.)

- Почему Гена был уверен, что никто не скажет о нём ничего плохого?

(Он искренне всем помогал. Спортсмен, самбист, Гена всегда был защитником слабых и обиженных. Его уважали и ценили в городе.)

- Что, по-вашему, движет ребятами, когда они вдруг сыплют несправедливые оскорбления в адрес своего лучшего друга?

(Во- первых, они уверены, что говорят правду. А во-вторых, и это главное, ими движет зависть.) (Слайд №6. "Зависть - одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. "Словарь русского языка" С.И.Ожегова.)

- К чему могут привести зависть, и обида?

(Как оказалось, зависть и обида могут привести к преступлению, к пособничеству в убийстве.)

- И тогда, исходя из всего сказанного, какой вывод для себя можно сделать?

(Надо контролировать свои мысли, поступки, слова, чтобы не позволить зависти поселиться в душе.)

У меня непростой вопрос. Он в первую очередь к девочкам: справедливо ли обвинение, брошенное Геной публично по отношению к Натке? Но прежде вспомните состояние влюблённой в князя Андрея Наташи Ростовой. (Слайд № 7. "Что за прелесть эта Наташа! - сказала она про себя словами какого-то третьего, собирательного мужского лица. Хороша, голос, молода, и никому она не мешает...") Почему она очень огорчилась тому, что свадьбу отложили на год? Чего она, как и большинство искренних, радующихся своей красоте девушек, ждала от князя Андрея?

(Наташе просто хотелось нравиться, увидеть в глазах любимого человека восхищение её красотой, чтобы он гордился, что его избранница столь восхитительна. И она очень боялась "постареть" за год. Это свойственно девушкам, женщинам.)

- Так справедливо ли обвинение в адрес Натки?

(Абсолютно нет. На неё засматривались все мужчины, и она, как и героиня

Л. Толстого, хотела, чтобы её любимый видел, как она хороша, чтобы был счастлив, что его любит такая красавица. И никакая она не "самка".)

Вот так, как вы увидели на двух примерах из художественных произведений, могут рушиться судьбы людей. Из-за непонимания, гордыни, обиды...Ведь Наташа Ростова едва не сбежала с бездушным, лицемерным Анатолем Курагиным, а Натка Быстрова чуть не стала инициатором убийства дорогого её сердцу человека.

- Как вы думаете, о чем хотел предупредить своих (в первую очередь молодых) читателей Владимир Тендряков?

(Автор хотел предупредить от ошибок в принятии решений, о необходимости учиться понимать друг друга.)

Я бы хотела напомнить вам ещё одно мудрое произведение. (Слайд №7.

" Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить".)

- Как называется это произведение, и кто является его автором?

(Произведение называется "Маленький принц", а написал его Антуан де Сент-Экзюпери).

- Как, по-вашему, можно ли им простить всё то, что случилось этой ночью? Простят ли они друг друга? (Обратите внимание на слайд, слова Маленького принца.)

(Ребят можно простить, потому что они, как и Маленький принц, еще очень молодые, не умеют любить, но они будут вместе после случившегося потрясения, ведь Натка побежала (а не пошла!) искать Гену.)

Да, любви тоже надо учиться, чтобы не потерять человека своей судьбы. По собственной глупости героев, из-за непонимания в данном случае могло произойти непоправимое.

- Скажите, что внезапно остановило, отрезвило (и в прямом смысле тоже) выпускников от соучастия в убийстве? В какой момент это произошло?

(Всех отрезвили слова Сократа о том, что после убийства Яшка Топор и его дружки сбросят Гену в яму со страшными кислотами, которые разъедают и мясо, и кости, что ничего от него не останется.)

Внимательно посмотрите на представленную вам цитату из текста (Слайд №8. "Слово "убить", которое так часто встречалось в книгах, звучало с экранов кино и телевидения, вдруг обрело безобразную плоть.

Натка на пригибающихся ногах, слепо вытянув вперёд руки, двинулась к скамье.

Вера сдавленно всхлипнула. Игорь - остекленевший взгляд, одеревеневший нос, тёмный подбородок - сразу стал похож на старичка, даже штаны спадают с худого зада.

Виновато переминался Сократ с гитарой. Юлечка застыла в наклоне - вот-вот сорвётся бежать.")

Самый важный, по-моему, абзац, обнажающий смысл этой сцены, - первый, где слово "убить" обрело "свою безобразную плоть". Как будто сама Смерть предстала перед ними. Как будто увидели своего друга в яме.

- А что произошло потом?

(Потом все со слезами на глазах стали рассказывать, как им помогал Гена, утверждать, что никто не хотел его убивать.)

- Кто заставил их признать лживость оправданий?

(Это сделала Юля Студёнцева.)

Да, та самая отличница, чьё выступление на выпускном вечере не понравилось большинству учителей. Та самая, которая говорила о растерянности перед жизнью, перед выбором собственного пути. Но именно она показала себя как личность. Притом не только своим поступком-вызовом учителям, но и после бала. Когда это произошло? Здесь важны два момента.

- Каков первый?

(Юля не согласилась молчать о замысле товарищей, сказала, что Яшке помогать не будет, собралась идти к Генке, спасать его. Она выступила против мнения большинства...)

- Каков второй момент?

(Это Юля призналась, что все они причастны к готовившемуся убийству,

что и она обидела Гену раньше, чем он её.)

И это девочка, о которой спорят учителя, почему она сказала не то, что от неё ждал их коллектив, не то, что было принято, воспринималось как норма.

- Что вы думаете о словах директора школы Ивана Игнатьевича о Студёнцевой? (Слайд №9. "На наших глазах родилась личность! Событие знаменательное!") Почему он назвал эту девочку личностью?

(Юля - личность, потому что не мыслит по шаблону, способна высказать и отстоять свое мнение, пусть ещё не всегда решительно, но задатки личности у неё есть.)

- Скажите, а с какой целью автор дважды упоминает обелиск (я недавно прочитала утверждение одной читательницы, что это всего лишь дань советской эпохе)?

(Нет. Уходя из скверика, бывшие школьники отводили глаза от обелиска. Им было стыдно перед погибшими.)

Еще один непростой вопрос: почему автор назвал своё произведение

" Ночь после выпуска"? Только ли потому, что основные события происходят ночью? (Пусть подсказкой будет изученная вами известная пьеса А.Н.Островского).

(Гроза у Островского не просто явление. А предвестие грозного, трагического события. У Тендрякова, наверное, ночь - символ тьмы, в которой заблудились герои повести, но после ночи наступает рассвет. Ребята найдут выход.)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

- Да, они осознали свои ошибки. Об этом свидетельствуют слова Игоря, произнесённые ранним утром перед школой: "Мы научимся жить...". Выпускники едва не провалили экзамен на взрослость, на знание и понимание основ нравственности. Но они сделали свой выбор.

А теперь вернемся к нашим эпиграфам. Как вы поняли фразу писателя Олега Роя " Вы - берете"?

(Наверное, её надо читать "Вы берёте". Ребята выбрали добро, а не зло.)

- Заставил ли урок вас задуматься о выборе?

- Удалось ли В. Тендрякову вас, читателей, научить, как он мечтал, не обижать друг друга?

- Справились ли мы с целями, поставленными в начале урока?

- Кто хочет кого похвалить за работу на уроке?

Учитель оценивает ответы учащихся.

VI. Домашнее задание

Сочинение на тему: "Каковы нравственные уроки повести В.Тендрякова очь после выпуска"?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×