Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока по развитию оечи, посвященная Великой Победе над фашистской Германией. Урок обучения сочинению-рассуждению. | Мой кабинет. Работа №354456

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технологическая карта урока по развитию оечи, посвященная Великой Победе над фашистской Германией. Урок обучения сочинению-рассуждению. 

- Ребята, скоро наша страна отмечает 79 – летие Великой Победы над фашистской Германией. Что вы знаете об этой войне?

Да,это была самая кровопролитная война, которая унесла 20 миллионов жизней нашей страны. Уже 79 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

 

 

 

 

 

 

Муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кырыкыйская основная общеобразовательная школа имени С.Е. Дадаскинова»

Адрес :ул. Советская 4, село Кырыкый, Верхневилюйский район, Республика Саха ( Якутия)

678235, тел.: 8-41133-24126, E-mail: koosh08@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Лучшая методическая разработка»

Номинация «Мой лучший урок развития речи»

 

Составитель: Степанова Татьяна Прокопьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кырыкыйская ООШ имени С.Е.Дадаскинова»

Верхневилюйский улус Республика Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

МБОУ «Кырыкыйская ООШ имени С.Е.Дадаскинова»

Тема: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое мужество?» (задание 15.3 ОГЭ)»

 

Разработала учитель русского языка и литературы Степанова Татьяна Прокопьевна

 

Дата проведения

06.04.2024 г.

 

Цель

Формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 на основе материалов о Великой Отечественной войне и специальной военной операции на Украине )

 

Планируемые результаты

Предметные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

Регулятивные УУД: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Личностные: формировать нравственные качества учащихся: патриотизм, гордость за своих земляков, мужество; воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

 

Тип урока

Урок развития речи.

 

Методы урока

Проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, работа с текстом.

 

Основное содержание

темы, термины и понятия

Рассуждение, тезис, аргумент, вывод.

 

Оборудование урока

Раздаточный материал (текст из рассказа Л. Овчинниковой «Фуэте на блокадной сцене»; памятки «Речевые клише для сочинения 15.3»); презентация;

 

Межпредметные связи

Литература, история

 

 

Ресурсы

Программа: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2021

Учебник: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 9 класс. Акционерное общество "Издательство "Просвещение", 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

п/ п

Этапы организации

учебной деятельности

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

1

Организационный момент

 

 

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Личностные: развитие

доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.

2

Мотивация учебной деятельности,

определение

темы и цели

урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, скоро наша страна отмечает 79 – летие Великой Победы над фашистской Германией. Что вы знаете об этой войне?

Да,это была самая кровопролитная война, которая унесла 20 миллионов жизней нашей страны. Уже 79 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

 

 

 

 

 

Как вы думаете, благодаря чему наша армия одержала победу в этой страшной войне?

 

 

 

- Сегодня мы проведем урок-практикум, посвященный Победе нашего народа и научимся писать сочинение-рассуждение на тему «Что такое мужество?»

(слайды №№ 1, 2,3)

 

Сообщение ученика о ВОВ

 

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину.

Нападение было стремительным, однако не принесло желаемых результатов – русская армия оказала более сильное сопротивление, чем предполагали немцы, и война затянулась на долгие годы.

8 мая 1945 года был взят Берлин, а немецкие войска объявили о безоговорочной капитуляции. Гитлер, узнав о проигранной войне покончил с собой. Война закончилась полной Победой советского народа.

 

Мужеству, храбрости, героизму наших солдат Советский Союз одержал победу над фашистской Германией.

 

 

 

 

 

 

Запись темы в тетрадь

(слайды № 4-5)

 

 

 

 

 

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Познавательные: повторить знания о Великой Отечественной войне

Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к написанию сочинения-рассуждению по заданию 15.3 ОГЭ.

 

1. Практическое закрепление теоретических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чтение отрыка из рассказа Людмилы Овчинниковой  «Фуэте на блокадной сцене»

 

 

3. Вопросы по прочитанному тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что мы должны знать, чтобы грамотно написать сочинение-рассуждение по заданию ОГЭ 15.3?

 

- Для этого мы должны ответить на следующие вопросы:

- Как должно быть построено сочинение-рассуждение?

- Из каких частей?

Что такое тезис, аргументы, вывод?

- Как строится сочинение по заданию 15.3?

Композиция сочинения-рассуждения.

- Сколько абзацев должно быть в сочинении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы написать сочинение по всем правилам, можно и нужно использовать опорные конструкции, речевые клише.

 

Такая типовая конструкция поможет просто написать работу, добавив свой материал из текста.

 

- О чем говорится в этом рассказе?

Во время блокады возобновил свою работу Дворец пионеров. Там работали разные кружки. И голодающие ленинградские дети посещали эти кружки: сочиняли стихи, пели, танцевали. Тем самым они помогали людям верить в победу. Кого из данного текста вы назвали бы мужественными людьми?

(дети, которые голодали, мерзли, теряли близких, но посещали Дворец пионеров, занимались искусством; Педагоги, которые на занятиях старались воспитать в детях высокий художественный вкус. А также моряки, которые готовились идти в бой)

 

 

- Какие слова, предложения в тексте будут ключевыми, главными? Что бы вы использовали в качестве задания 15.3?

 

Запись в тетрадь плана текста-рассуждения.

( слайд № 6 )

План текста-рассуждения.

1. Вступление - тезис.

(Проблема, предмет рассуждения автора)

2. Основная часть - доказательства (аргументы) +примеры.

3. Заключение - вывод.

Тезис - это краткое изложение основных мыслей. В тезисе заключается тема (проблема) рассуждения.

(слайд №7)

Сочинение должно иметь не менее 4-х абзацев: 1 абзац – тезис;

2, 3 абзацы – аргументы с примерами;

4 абзац – вывод.

Заключение – это вывод, итог сказанного, короткий, емкий по содержанию. Вывод не должен противоречить тезису и аргументам. Начинать его лучше с вводных слов: итак, в заключение, следовательно, значит, таким образом и т.д.

 

 

 

 

Учащимся раздаются памятки «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3».

 

 

 

 

Перед чтением текста ученик расскажет о блокаде Ленинграда

( слайды № 9-10)

 

В сентябре 1941 года фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.  Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Город оказался в блокадном кольце.

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

5

Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)

- Переходим к заданию 15,3 Чтение его.

- Начинаем работу над сочинением. Записываем вступление. Даем определение слову «Мужество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь переходим к основной части.

В тексте Овчинниковой можно найти примеры, подтверждающие наши мысли.

- Какие примеры служат доказательством того, что мы написали в 1 абзаце?

 

 

 

 

А теперь переходим к третьей части сочинения. Здесь нужно привести пример из жизни. Где, по вашему мнению, в наше время проявляют люди героизм, мужество? Да, как вы знаете, с 2022 года наша страна проводит специальную военную операцию на Украине, чтобы защитить народ от геноцида нацистов.

Там героически сражаются и наши земляки- якутяне. Все вы знаете о подвиге экипажа танка «Алеша». Об этом расскажет

 

Вот об этом мы и напишем в третьей части сочинения.

Как у вас получился этот пример из жизни? Читаем свои примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой вывод можно сделать отсюда? Как будем писать заключение? С какого вводного слова начнем?

 

 

 

 

 

Читают задание 15.3.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?» 

Записывают в тетрадь сочинение-рассуждение.

 

 

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага.

 

В тексте Л.Овчинниковой говорится о мужестве детей блокадного Ленинграда. Они голодали и мёрзли, но находили в себе силы заниматься искусством и выступать перед моряками. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу. Об этом говорится в предложениях27-28.

Кроме того, примером мужества в наше время может служить экипаж танка «Алеша», который в неравном бою с врагом одержал победу.

Что вы знаете об этом танке?….

(слайд № 11)

Во время специальной военной операции на Украине наши солдаты героически сражаются с врагом. Летом 2023 года на Запорожском направлении, на подходе к одному из населенных пунктов, в лесополосе экипаж танка «Алеша» обнаружил восемь единиц техники врага, в том числе два танка. Оценив обстановку, командир принял решение немедленно вступить в бой, несмотря на превосходство сил противника. В составе танкового экипажа были наши земляки: Алексей Неустроев из Усть Алданского улуса и Филипп Евсеев из Сунтарского улуса, который работал механиком – водителем танка. . А также командир экипажа Расим Баксиков, татарин. Во время этого боя командовал танком «Алеша» Александр Леваков, русский.

В результате этого сражения два офицера и наш земляк, наводчик-оператор Алексей Неустроев, были удостоены звания Героев России за уничтожение двух танков и шести бронированных машин. Они проявили мужество, беспримерную храбрость в неравном бою.

 

 

 

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку не только выжить, но и совершить героический поступок, спасти людей от неминуемой смерти.

Познавательные: формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

6

 

 

Домашнее задание

- Так много говорили сегодня о нравственных человеческих ценностях.

Мне хочется, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

Что такое подвиг?

Что такое патриотизм?

Что такое

долг?

 

Слушают комментарий, записывают домашнее задание.

Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения.

7.

Рефлексия

Подведение итогов урока, оценивание результатов деятельности.

- Были ли у вас какие-нибудь трудности сегодня на уроке?

- Была ли эта работа полезна для вас?

- Поможет ли она вам при написании сочинения-рассуждения?

Если понравился урок, то поднимите красное сердечко, если уйдете равнодушными с урока, то поднимите серое сердечко.

Спасибо за урок!

(слайд №12)

 

Самостоятельно оценивают результаты своей деятельности

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения ком-муникативных задач;

оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализиро-

вать и осмысливать

свои достижения, осущест-влять самоконтроль; совме-

стно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×