Технологическая карта урока по развитию речи | Лилия Рафаэльевна Федорова. Работа №298636. Номер работы: №298636
Автор: Лилия Рафаэльевна Федорова
Тема урока: «Устное изложение сказки по вопросам.»
ЦЕЛЬ: учить детей пересказывать сказку, опираясь на вопросы и мнемотаблицу.
Задачи:
1) образовательные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители; формировать умение соотносить образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами; закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.
2) коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ.
3) воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать навыки безопасного поведения, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения, к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, формировать умение слушать собеседника, договариваться.
Регулятивные УУД: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное, строить осознанные и произвольные речевые высказывания в устной форме по теме урока.
Личностные: формировать положительного отношения к учебе и своим знаниям, развитие умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Предметные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение продолжать начатый пересказ; обучение умению давать оценочные суждения героям сказок.
Технологическая карта урока по предмету «Развитие речи» для 2 класса
Тема урока: «Устное изложение сказки по вопросам.»
Оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, запись песни «В гостях у сказки», запись сказки «Лиса и Козел», волшебный сундучок с ключами и конфетами в виде зверушек, золотой ключик, пазл из изображения золотого ключика, 3мешочка с предметами (яблоко, клубок, грецкий орех), цветик- семицветик с вопросами.
У учащихся: зеркала, мнемотаблицы, набор иллюстраций со сказками для актуализации знаний, оранжевый и простой карандаши,заготовка для составления мнемоплана сказки, конверты с разрезанными пословицами.
Фамилия, имя, отчество учителя: Федорова Лилия Рафаэльевна
Тип урока: комбинированный (одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и коррекционных задач)
Технологии урока: использование ИКТ, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический.
Формы: фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, литературное чтение.
Место проведения: каб.№ 2
Время проведения: 40 минут
ЦЕЛЬ: учить детей пересказывать сказку, опираясь на вопросы и мнемотаблицу.
Задачи:
1) образовательные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители; формировать умение соотносить образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами; закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.
2) коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ.
3) воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать навыки безопасного поведения, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения, к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, формировать умение слушать собеседника, договариваться.
Регулятивные УУД: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное, строить осознанные и произвольные речевые высказывания в устной форме по теме урока.
Личностные: формировать положительного отношения к учебе и своим знаниям, развитие умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Предметные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение продолжать начатый пересказ; обучение умению давать оценочные суждения героям сказок.
Организационная структура урока
Технология проведения урока (этапы)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, формы, приемы
I.Организационный этап Мотивация. (1 минута)
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Эмоциональный настрой.
Пусть вас гости не пугают,
Здесь вам стены помогают.
Все, кто здесь сидят – друзья
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
Но урок начать пора.
Всем ни пуха, ни пера!
Психологический настрой
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать,
Должен руку ты поднять.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно руку.
Тихо-тихо сядем, (слайд)
Сказка входит к нам,
В удивительном наряде
С чудесами, с волшебством.
Настраиваются на работу.
Индивидуальная, фронтальная
2.Актуализация знаний
(5 мин)
Цель : актуализировать знания
3.Самоопределение к деятельности . Подведение к теме урока (5 минут)
Цель: активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.
Звучит песня «В гостях у сказки».
Мне кажется, что мы уже с вами в сказке. Посмотрите в нашем классе появился необычных сундучок. А ключа к нему нет. Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказку - в мир добра, чудес и волшебства. Дорога будет трудной. Если вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы, преодолеть все препятствия, то, может быть, нам удастся собрать ключ от заветного сундучка.
Вам предстоит групповая работа.(слайд)
Вспомните правила работы в группе, после выполнения задания выберете, кто будет отвечать.
Игра «Волшебный мешочек» (слайд)
У меня есть волшебные мешочки, в котором лежат предметы из сказок. Определите их на ощупь эти предметы (яблоко, клубок). Чем похожи предметы? Чем отличаются? (цвет, размер, твердый, мягкий, гладкий, шершавый)
Вспомните, из какой они сказки и какому герою они принадлежат.
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
Давайте вспомним, на какие группы делятся сказки. (слайд)
У каждой группы одинаковый набор картинок (конверт №1).
Распределите по группам сказки:
1 группа выберет только картинки с бытовыми сказками,
2 группа выберет картинки только с волшебными сказками,
3 группа выберет сказки о животных.
Проверка. (слайд)
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
- Что больше всего вам нравится: когда сказки читают или рассказывают?
-Вы послушали песню про сказки, угадывали предметы, которые встречаются в сказках, классифицировали сказки, как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке развития речи?
-Для того, чтобы узнать название сказки, мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Выберите иллюстрацию с изображением «лишнего» животного и объясните свой выбор :
корова, свинья, лиса, лошадь; (слайд)
медведь, козел, белка, заяц. (слайд)
Кто догадался, с какой сказкой мы сегодня познакомимся? (слайд)
Чему будем учиться? (слайд)
-познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и козел»,
-научимся ее рассказывать.
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
Главные герои сегодня это лиса и козел. Расскажите друг другу, что вы знаете об этих животных. Стройте полные предложения. Поможет вам в этом мнемотаблица. (слайд)
1вариант рассказывает про лису,
2 вариант рассказывает про козла.
- Заслушаем ваши рассказы (по 1 человеку)
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
Слушают песню.
Отвечают на вопросы.
Вспоминают правила работы в группе. Выбирают ответственного
узнают предметы по тактильным ощущениям, вспоминают сказки
Вспоминают виды сказок, опираясь на схему в презентации.
Классифицируют сказки
Заслушивают ответы, сравнивают с правильным вариантом на слайде презентации
Наклеивают на доску часть ключа
Строят предположения
Выбирают лишнее животное, объясняют свой выбор.
Предполагают тему урока
Знакомятся с учебными задачами.
Наклеивают на доску часть ключа
Описывают лису и козла опираясь на мнемотаблицу.
Рассказывают о животных: лисе, козле.
фронтальная
групповая
фронтальная
Парная
Индивидуальная
4.Коррекционная деятельность (5мин)
Цель: развитие артикуляционного аппарата
Цель: опосредованное воздействие на речевые зоны.
Артикуляционная гимнастика
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним артикуляционную гимнастику и гимнастику для пальчиков.
Вот лиса. Мордочка у нее узкая (иголочка), а хвост широкий (лопаточка), Лиса проснулась, потянулась (горка), почистила зубки (маляр), причесалась (расческа). Увидела зайчонка, побежала за ним (часики), да не догнала, облизнулась (вкусное варенье).
Сядем рядком, да послушай ушком. Приготовимся к внимательному прослушиванию сказки.
Самомассаж ушных раковин и пальчиковая гимнастика
Уши-уши-уши – приготовим уши (помассировать уши)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (потянуть за мочки ушей)
Ша-ша-ша-очень сказка хороша (надавить пальцами одной руки на пальцы другой руки)
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (потереть ладошку об ладошку, положить руки на колени).
Выполняют упражнения
фронтальная
5.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (10 минут)
Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.
Словарная работа
Цель: коррекция оптической дисграфии уточнить значение выражений.
Прослушивание сказки и просмотр. (слайд)
Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
— Что ты там, лисонька, поделываешь?
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.
— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:
— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
— Что ты там, лисонька, поделываешь?
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.
— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:
— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал. ‘
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
https://yandex.ru/video/preview/?text=лиса+и+козел&path=wizard&parent-reqid=1618071968186277-643794825611350320400103-production-app-host-vla-web-yp-34&wiz_type=vital&filmId=2731525529407718863&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DL55GIekgXwA
Сейчас я узнаю внимательно ли вы слушали и как запомнили сказку, а в этом мне поможет «Цветик- Семицветик». На каждом лепестке цветка вопрос. Отрывать лепестки с красного, двигаясь по часовой стрелке.
Как называется сказка?
Можно ли сказать, что лиса хитрая? Почему?
Как лиса обращалась к козлу сначала, а как потом?
Как она его называла?
Какой в сказке козел?
Почему вы думаете, что он такой?
Как вы думаете: Сказку «Лиса и Козел» к какой группе можно отнести?
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
В сказке попадались устаревшие слова и выражения. Да вот беда: лиса- хитра, бежала, следы хвостом заметала, и смела половинки букв. Прочитайте выражения и объясните, как можно сказать по-другому.
На ворон зазевалась-шла и смотрела по сторонам (слайд)
Горюет- грустит, переживает (слайд)
Насилу отыскали-Долго искали, с трудом(слайд)
Коли хочешь-Если хочешь(слайд)
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
Слушают сказку, просматривают слайды.
Строят полные предложения, отвечая на вопросы
Читают, объясняют значение выражений
Фронтальный
Индивидуальный
Фронтальная
5.Физминутка (2 минуты)
Цель - реализация двигательной активности.
Выполнили много заданий, теперь надо отдохнуть.
К сказке в гости мы пришли. (слайд)
Сундучок с замком нашли.
Справа заглянули, слева заглянули
И присели, и привстали,
И козленком поскакали.
Ручки мы в замок сомкнем и замочки разомкнем.
Выполняют движения с проговариванием
Групповая
Продолжение работы по теме. (10мин)
Использование приемов мнемотехники
Цель: улучшить запоминание услышанного текста
Пересказ по частям
Цель: развитие устной связной речи
Разбор морали.
Цель: учить делать выводы
Сейчас мы составим схему, которая вам поможет рассказать сказку.
Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Догадайтесь, почему лист разделен на три части? Это основные части сказки. (слайд)
1.Зачин
2.Основная часть
3.Концовка
Какого цвета лиса? Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом. (слайд)
Какого цвета козел? Серого. На какую фигуру похожа его голова? Треугольник, так как он с рогами и бородой. (слайд)
Как вы думаете прямоугольник на листе, что обозначает? колодец. (слайд)
Послушаем первую часть сказки. (слайд)
Как начинается сказка?
Что случилось с лисой?
Почему лиса упала в колодец?
Какое название можно придумать к ее началу? (слайд)
Лиса в колодце. Как обозначить это на схеме? (слайд)
(Оранжевый круг в прямоугольнике)
Послушаем вторую – основную часть сказки. (слайд)
Кто подошёл к колодцу?
Что он спросил у лисы?
Что лиса ответила ему?
Почему козёл попал в тот же колодец?
Какое название можно придумать к основной части?
Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?
Как лиса выбралась из колодца? Как назвать эту часть? (слайд)
Глупый козел остался в колодце. Как обозначить это на схеме? (слайд) (треугольник в прямоугольнике, )
Послушаем третью часть сказки – концовку. (слайд)
Что было дальше с козлом? Как он спасся?
Какое название можно придумать к ее концовке?
Спасение козла. Как обозначим на схеме (треугольник около колодца) (слайд)
Посмотрите, с помощью геометрических фигур, нам удалось выложить основные части сказки.
Расскажите сказку по частям, опираясь на вопросы и на полученную схему (один начинает, а другой продолжает).
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
Соберите пословицу (конверт №2) и скажите, какому герою сказки «Лиса и козел» она подойдет :
Речи как мед, а дела как полынь
Умный сначала думает, а потом делает.
Когда идешь в путь, осторожен будь.
И птичка летает подумавши.
Смекалка во всяком деле выручит.
Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей)
Потому что лиса не честная, она обманула козла и он чуть не пропал.
А козел недогадливый, глупый, он поверил лисе.
Чему нас научила сказка? Не всему надо верить; прежде чем делать, подумать.
Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.
Слушают, отвечают на вопросы
Дети рисуют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки.
Рисуют оранжевый круг в прямоугольнике
Слушают, отвечают на вопросы.
Рисуют серый треугольник в прямоугольнике, а оранжевый круг за прямоугольником
Рисуют серый треугольник за прямоугольником.
Пересказывают по частям
Выбирают пословицу к сказке, объясняют ее смысл
Отвечают на вопросы
Делают вывод о морали сказки.
Фронтальная, индивидуальная
Парная, фронтальная
8. Рефлексия учебной деятельности. (2 минуты)
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Подведение итога.
-Ребята, наш урок подошел к концу. Смогли мы решить поставленные в начале урока учебные задачи? Слайд
Пригодится вам эта сказка? Вы можете рассказать ее друзьям, родителям, братьям и сестрам.
Вы сделали выводы и получаете последнюю часть ключа от сундучка. (слайд)
Открываем сундучок, а там для каждого приготовлен свой ключик. Это ключи от сказочных домов. А от какого вы должны определить сами:
Я сегодня работал лучше, чем обычно – ключ от царского дома.
Я доволен своей работой – ключ от теремка лесных зверушек.
Я мог бы работать лучше – ключ от дома Бабы Яги.
Но это еще не все. Там есть и подарочки – секреты. Конфеты в виде фигурок животных, о которых вы сможете придумать свою сказку и нам потом рассказать.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его
Дети самостоятельно делают выводы
Самооценка работы на уроке
Фронтальная
Индивидуальная