Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока по развитию речи | Лилия Рафаэльевна Федорова. Работа №298636. Номер работы: №298636

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лилия Рафаэльевна Федорова
Тема урока: «Устное изложение сказки по вопросам.»

ЦЕЛЬ:  учить детей пересказывать сказку, опираясь на вопросы и мнемотаблицу.

Задачи:

1) образовательные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители; формировать умение соотносить  образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами; закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

2) коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ.

3) воспитательные:  воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать навыки безопасного поведения, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету,  умения адекватно оценивать результат своей работы.

 

Планируемые результаты:

         Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения, к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, формировать умение слушать собеседника, договариваться.

 

Регулятивные УУД: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).

 

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное, строить осознанные и произвольные речевые высказывания в устной форме по теме урока.

 

Личностные: формировать положительного отношения к учебе и своим знаниям, развитие умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

 

Предметные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение продолжать начатый пересказ; обучение умению давать оценочные суждения героям сказок.

Технологическая карта урока по предмету «Развитие речи» для 2 класса

 

Тема урока: «Устное изложение сказки по вопросам.»

 

Оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, запись песни «В гостях у сказки», запись сказки «Лиса и Козел», волшебный сундучок с ключами и конфетами в виде зверушек, золотой ключик, пазл из изображения золотого ключика, 3мешочка с предметами (яблоко, клубок, грецкий орех), цветик- семицветик с вопросами.

У учащихся: зеркала, мнемотаблицы, набор иллюстраций со сказками для актуализации знаний, оранжевый и простой карандаши,заготовка для составления мнемоплана сказки, конверты с разрезанными пословицами.

Фамилия, имя, отчество учителя: Федорова Лилия Рафаэльевна

Тип урока: комбинированный (одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и коррекционных задач)

Технологии урока: использование ИКТ, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический.

Формы: фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, литературное чтение.

Место проведения: каб.№ 2

Время проведения: 40 минут

ЦЕЛЬ: учить детей пересказывать сказку, опираясь на вопросы и мнемотаблицу.

Задачи:

1) образовательные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители; формировать умение соотносить  образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами; закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

2) коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ.

3) воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать навыки безопасного поведения, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения адекватно оценивать результат своей работы.

 

Планируемые результаты:

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения, к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, формировать умение слушать собеседника, договариваться.

 

Регулятивные УУД: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).

 

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное, строить осознанные и произвольные речевые высказывания в устной форме по теме урока.

 

Личностные: формировать положительного отношения к учебе и своим знаниям, развитие умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

 

Предметные: познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»; закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, умение продолжать начатый пересказ; обучение умению давать оценочные суждения героям сказок.

 

 

 

Организационная структура урока

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

 

 

Деятельность обучающихся

Используемые методы, формы, приемы

I.Организационный этап Мотивация. (1 минута)

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Эмоциональный настрой.

Пусть вас гости не пугают,

Здесь вам стены помогают.

Все, кто здесь сидят – друзья

И бояться их нельзя.

Мы волнуемся, конечно,

Но урок начать пора.

Всем ни пуха, ни пера!

Психологический настрой

 

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать,

Должен руку ты поднять.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно руку.

 

Тихо-тихо сядем, (слайд)

Сказка входит к нам,

В удивительном наряде

С чудесами, с волшебством.

 

 

Настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная, фронтальная

2.Актуализация знаний

(5 мин)

Цель : актуализировать знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Самоопределение к деятельности . Подведение к теме урока (5 минут)

Цель: активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.

 

 

 

Звучит песня «В гостях у сказки».

 

Мне кажется, что мы уже с вами в сказке. Посмотрите в нашем классе появился необычных сундучок. А ключа к нему нет. Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказку - в мир добра, чудес и волшебства. Дорога будет трудной. Если вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы, преодолеть все препятствия, то, может быть, нам удастся собрать ключ от заветного сундучка.

Вам предстоит групповая работа.(слайд)

Вспомните правила работы в группе, после выполнения задания выберете, кто будет отвечать.

Игра «Волшебный мешочек» (слайд)

У меня есть волшебные мешочки, в котором лежат предметы из сказок. Определите их на ощупь эти предметы (яблоко, клубок). Чем похожи предметы? Чем отличаются? (цвет, размер, твердый, мягкий, гладкий, шершавый)

Вспомните, из какой они сказки и какому герою они принадлежат.

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

Давайте вспомним, на какие группы делятся сказки. (слайд)

У каждой группы одинаковый набор картинок (конверт №1).

Распределите по группам сказки:

1 группа выберет только картинки с бытовыми сказками,

2 группа выберет картинки только с волшебными сказками,

3 группа выберет сказки о животных.

Проверка. (слайд)

 

 

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

- Что больше всего вам нравится: когда сказки читают или рассказывают?

-Вы послушали песню про сказки, угадывали предметы, которые встречаются в сказках, классифицировали сказки, как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке развития речи?

-Для того, чтобы узнать название сказки, мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Выберите иллюстрацию с изображением «лишнего» животного и объясните свой выбор :

корова, свинья, лисалошадь; (слайд)

медведь, козел, белказаяц. (слайд)

 

Кто догадался, с какой сказкой мы сегодня познакомимся? (слайд)

Чему будем учиться? (слайд)

-познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и козел»,

-научимся ее рассказывать.

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

 

Главные герои сегодня это лиса и козел. Расскажите друг другу, что вы знаете об этих животных. Стройте полные предложения. Поможет вам в этом мнемотаблица. (слайд)

1вариант рассказывает про лису,

2 вариант рассказывает про козла.

- Заслушаем ваши рассказы (по 1 человеку)

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

 

Слушают песню.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила работы в группе. Выбирают ответственного

узнают предметы по тактильным ощущениям, вспоминают сказки

 

 

 

 

 

 

Вспоминают виды сказок, опираясь на схему в презентации.

Классифицируют сказки

 

Заслушивают ответы, сравнивают с правильным вариантом на слайде презентации

Наклеивают на доску часть ключа

 

 

 

Строят предположения

 

 

 

 

 

 

Выбирают лишнее животное, объясняют свой выбор.

 

 

 

 

Предполагают тему урока

Знакомятся с учебными задачами.

 

Наклеивают на доску часть ключа

 

 

 

Описывают лису и козла опираясь на мнемотаблицу.

 

 

 

Рассказывают о животных: лисе, козле.

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

4.Коррекционная деятельность (5мин)

Цель: развитие артикуляционного аппарата

 

Цель: опосредованное воздействие на речевые зоны.

Артикуляционная гимнастика

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним артикуляционную гимнастику и гимнастику для пальчиков.

Вот лиса. Мордочка у нее узкая (иголочка), а хвост широкий (лопаточка), Лиса проснулась, потянулась (горка), почистила зубки (маляр), причесалась (расческа). Увидела зайчонка, побежала за ним (часики), да не догнала, облизнулась (вкусное варенье).

Сядем рядком, да послушай ушком. Приготовимся к внимательному прослушиванию сказки.

Самомассаж ушных раковин и пальчиковая гимнастика
Уши-уши-уши – приготовим уши (помассировать уши)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (потянуть за мочки ушей)
Ша-ша-ша-очень сказка хороша (надавить пальцами одной руки на пальцы другой руки)

Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (потереть ладошку об ладошку, положить руки на колени).

 

Выполняют упражнения

фронтальная

5.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (10 минут)

Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

Цель: коррекция оптической дисграфии уточнить значение выражений.

 

Прослушивание сказки и просмотр. (слайд)

Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. 

Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал. ‘

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

 

 

https://yandex.ru/video/preview/?text=лиса+и+козел&path=wizard&parent-reqid=1618071968186277-643794825611350320400103-production-app-host-vla-web-yp-34&wiz_type=vital&filmId=2731525529407718863&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DL55GIekgXwA

 

Сейчас я узнаю внимательно ли вы слушали и как запомнили сказку, а в этом мне поможет «Цветик- Семицветик». На каждом лепестке цветка вопрос. Отрывать лепестки с красного, двигаясь по часовой стрелке.

Как называется сказка?

Можно ли сказать, что лиса хитрая? Почему?

Как лиса обращалась к козлу сначала, а как потом?

Как она его называла?

Какой в сказке козел?

Почему вы думаете, что он такой?

Как вы думаете: Сказку «Лиса и Козел» к какой группе можно отнести?

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

В сказке попадались устаревшие слова и выражения. Да вот беда: лиса- хитра, бежала, следы хвостом заметала, и смела половинки букв. Прочитайте выражения и объясните, как можно сказать по-другому.

На ворон зазевалась-шла и смотрела по сторонам (слайд)

Горюет- грустит, переживает (слайд)

Насилу отыскали-Долго искали, с трудом(слайд)

Коли хочешь-Если хочешь(слайд)

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают сказку, просматривают слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят полные предложения, отвечая на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, объясняют значение выражений

 

Фронтальный

Индивидуальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

5.Физминутка (2 минуты)

Цель - реализация двигательной активности.

 

Выполнили много заданий, теперь надо отдохнуть.

К сказке в гости мы пришли. (слайд)

Сундучок с замком нашли.

Справа заглянули, слева заглянули

И присели, и привстали,

И козленком поскакали.

Ручки мы в замок сомкнем и замочки разомкнем.

Выполняют движения с проговариванием

 

 

Групповая

Продолжение работы по теме. (10мин)

Использование приемов мнемотехники

Цель: улучшить запоминание услышанного текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересказ по частям

Цель: развитие устной связной речи

 

 

 

Разбор морали.

Цель: учить делать выводы

 

 

Сейчас мы составим схему, которая вам поможет рассказать сказку.

Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Догадайтесь, почему лист разделен на три части? Это основные части сказки. (слайд)

1.Зачин

2.Основная часть

3.Концовка

Какого цвета лиса? Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом. (слайд)

Какого цвета козел? Серого. На какую фигуру похожа его голова? Треугольник, так как он с рогами и бородой. (слайд)

Как вы думаете прямоугольник на листе, что обозначает? колодец. (слайд)

Послушаем первую часть сказки. (слайд)

Как начинается сказка?

Что случилось с лисой?
Почему лиса упала в колодец?
Какое название можно придумать к ее началу? (слайд)

Лиса в колодце. Как обозначить это на схеме? (слайд)

(Оранжевый круг в прямоугольнике)

 

 

 

Послушаем вторую – основную часть сказки. (слайд)

Кто подошёл к колодцу?
Что он спросил у лисы?
Что лиса ответила ему?
Почему козёл попал в тот же колодец?

Какое название можно придумать к основной части?

Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?
Как лиса выбралась из колодца? Как назвать эту часть? (слайд)

Глупый козел остался в колодце. Как обозначить это на схеме? (слайд) (треугольник в прямоугольнике, )

 

Послушаем третью часть сказки – концовку. (слайд)

Что было дальше с козлом? Как он спасся?

Какое название можно придумать к ее концовке?

Спасение козла. Как обозначим на схеме (треугольник около колодца) (слайд)

Посмотрите, с помощью геометрических фигур, нам удалось выложить основные части сказки.

Расскажите сказку по частям, опираясь на вопросы и на полученную схему (один начинает, а другой продолжает).

 

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

Соберите пословицу (конверт №2) и скажите, какому герою сказки «Лиса и козел» она подойдет  :

Речи как мед, а дела как полынь

Умный сначала думает, а потом делает.

Когда идешь в путь, осторожен будь.

И птичка летает подумавши.

Смекалка во всяком деле выручит.

Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей)

Потому что лиса не честная, она обманула козла и он чуть не пропал.

А козел недогадливый, глупый, он поверил лисе.

Чему нас научила сказка? Не всему надо верить; прежде чем делать, подумать.

Вы справились с заданием и получаете часть ключа от сундучка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают на вопросы

Дети рисуют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки.

Рисуют оранжевый круг в прямоугольнике

 

Слушают, отвечают на вопросы.

 

 

 

Рисуют серый треугольник в прямоугольнике, а оранжевый круг за прямоугольником

 

 

 

 

Рисуют серый треугольник за прямоугольником.

 

 

 

 

 

Пересказывают по частям

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают пословицу к сказке, объясняют ее смысл

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Делают вывод о морали сказки.

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная, фронтальная

8. Рефлексия учебной деятельности. (2 минуты)

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

 

Подведение итога.

-Ребята, наш урок подошел к концу. Смогли мы решить поставленные в начале урока учебные задачи? Слайд

Пригодится вам эта сказка? Вы можете рассказать ее друзьям, родителям, братьям и сестрам.

Вы сделали выводы и получаете последнюю часть ключа от сундучка. (слайд)

Открываем сундучок, а там для каждого приготовлен свой ключик. Это ключи от сказочных домов. А от какого вы должны определить сами:

Я сегодня работал лучше, чем обычно – ключ от царского дома.

Я доволен своей работой – ключ от теремка лесных зверушек.

Я мог бы работать лучше – ключ от дома Бабы Яги.

 

Но это еще не все. Там есть и подарочки – секреты. Конфеты в виде фигурок животных, о которых вы сможете придумать свою сказку и нам потом рассказать.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

 

Дети самостоятельно делают выводы

 

 

 

 

 

 

Самооценка работы на уроке

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×