Технологическая карта урока. Русский язык. Правописание глагола. 4 класс. | Мой кабинет. Работа №346382
Технологическая карта по русскому языку. 4 класс. "Правописание глагола". УМК "Школа 21 века".
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний
Цель:совершенствование умений в правописании глаголов
Оборудование: Для учителя: учебник Русский язык. Иванов С.В. 4 класс,2 часть, с.23-25,презентация. Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Правописание глаголов»
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний
Цель:совершенствование умений в правописании глаголов
Задачи: Образовательные: - совершенствовать умение видеть и находить орфограммы в глаголах
-отрабатывать умение ставить безударное личное окончание глагола;
- совершенствовать умение наблюдать за значением глагола в тексте.
Развивающие: - развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать
выводы, обобщать материал посредством выполнения упражнений;
- развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации
проблемной деятельности;
-развивать связную речь учащихся в процессе устных ответов;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: - воспитывать интерес к учебной деятельности посредством использования разнообразных форм
учебной работы на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:- умеют находить орфограммы в глаголах;
- ставят вез,
-объясняют смысловую нагрузку глагола в предложении.
Метапредметные:
Познавательные: - умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, на основе полученной информации.
Регулятивные:- планируют собственную деятельность на уроке;
- умеют контролировать свою деятельность.
Коммуникативные:- умеют формулировать мысль, высказывать ее;
- умеют высказывать своё мнение и делать вывод;
Личностные: - проявляют интерес к учебной деятельности и изучению темы урока.
Оборудование: Для учителя: учебник Русский язык. Иванов С.В. 4 класс,2 часть, с.23-25,презентация.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
План урока: 45 минут
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности – 1 мин.
Актуализация знаний и умений
. Постановка задач урока.
– 5
мин.
Обобщение и систематизация знаний
– 23
мин.
Физминутка – 1 мин.
Применение знаний и умений в новой ситуации
– 12 мин.
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению – 1 мин.
Рефлексия учебной деятельности – 2 мин.
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы и приемы работы
Форма организации учебной дея-сти
Дидактические средства
Формы контроля
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Подготовить уч-ся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.
- Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Сергеевна, урок русского языка сегодня у вас проведу я.
Сегодня на уроке нам понадобится тетрадь, пенал, дневник и учебник и рабочая тетрадь. Проверьте, всё ли у вас готово к сегодняшнему уроку.
(Присаживаются по мере готовности)
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Беседа
Фронтальная
Презентация
Самоконтроль
РУУД:
Самоконтроль
Стремятся к совершенствованию умений и навыков.
2.Актуализация знаний и умений. Постановка задач урока
Обеспечить воспроизведение опорных знаний
Минутка чистописания:
Записываем в тетрадь:
Двадцать первое января
Классная работа
Начнем мы свою работу с минутки чистописания.
- Посмотрите на слайд.
(На слайде написано сочетание букв «Гк гк»).
- Напишем всю строку в тетради красиво и правильно букву «г» в соединении с буквой «к». Пишем красиво и аккуратно, стараемся выводить буквы и соединения.
Словарная работа.
-Ребята, я вам продиктую слова устно, а вы их запишите в строчку через запятую: район, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем.
- Проверьте себя с образцом на слайде. У кого написано без ошибок, поднимите руку. Кто допустил 1-2 ошибки?Кто допустил ошибки, подчеркните неверно написанные слова, исправьте ошибку и дома еще раз заучите написание данных словарных слов.
-Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие. Дорога у нас будет не простая. Зимой мы преодолеваем метели снежные сугробы, а на уроке мы будем преодолевать учебные преграды.
-Чтобы начать путешествие, нам надо взять с собой в дорогу багаж. А какой багаж?
- А с каким настроением вы пришли на урок?
- Замечательно, вот с таким настроением нам надо работать и закончить урок.
Вот и первая преграда:
Отгадайте загадку:
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья, рожь в полях растёт.
- О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе)
- Почему вы так решили? (т.к. глагол обозначает действие)
-А какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?
Записывают в тетрадь
Один учащийся выходит к доске, остальные пишут в тетради.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
-Багаж знаний о русском языке, о правилах русского языка, правописание слов
Уч-ся отгадывают загадку о глаголе
(о глаголе)
Беседа, упражнение
Фронтальная
Презентация
РУУД:
Сохраняют, удерживают учебную задачу
Необходимость в совершенствовании своих ЗУН
3. Обобщение и систематизация знаний
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме
- Молодцы. Вы правильно определили тему нашего путешествия, а сейчас мы с вами отправимся дальше в путь и закрепим знания.
Вторая преграда
( видеофрагмент Песенка Водяного из м/ф «Летучий корабль»).
- Ребята, на нашем пути встал Водяной, и он не отступит, пока мы ему не поможем. Обратите внимание на слайд, прочитайте и скажите, какие ошибки допустил Водяной?
- Назовите одинаково звучащие слова? Какое слово лишнее? Почему?
Я Водяной, Я Водяной!
Никто (не)води[ца] со мной.
Внутри меня води[ца],
Ну что с таким води[ца]?
-Спишите, заменяя транскрипцию буквенной записью и объясните.( с ь и без ь)
(на слайде)
Водяной нам приготовил задание
«Найди лишнее слово»
1)смея [ца]
2)стереч[?]
3)(не) свет [ит]
4)умни[ца]
5)рису [иш]
6)печ[ом]
-Какое лишнее слово? Объясните.
Третья преграда
Работа по группам:
1 группа.
Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки.
(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать
Правило: Частица НЕ с гл. пишется раздельно, кроме слов, кот. без не не употребляются.
2 группа.
Выпиши глаголы в два столбика.
Кури[ца], улыба[ца], ули[ца], учи[ца],верте[ца], умни[ца], пени[ца], балова[ца], умыва[ца]
Правописание – тся, - ться
- Почему слова во втором столбике написали без Ь?
3 группа. Мягкий знак после шипящих в глаголах
Выпиши глаголы, раскрывая скобки.
Пряч(?), горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?), меч(?), камыш(?), увлеч(?), реч(?), заплач(?), учиш(?)ся, дремуч(?), возвратиш(?)
- Почему не взяли слова: горяч, ключ, меч, камыш, речь, дремуч?
4 группа.
Спиши, вставь пропущенные буквы.
Печ…т, стриж…т, береж…м, стереж…т, обожж…т
Например: стрижём, печём.
Буква о в окончаниях глаголов не пишется.
5 группа.
Спишите глаголы, вставьте пропущенные буквы.
Дремл…шь, пиш…шь, относ…шь, смотр…шь, , бега…шь, дума…шь.
Правопис. безуд. оконч. глаголов
-Теперь составим схему орфограмм, которые мы сейчас повторили:
-Запишите в тетрадь
-Ребята, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Эти орфограммы нам могут помочь в написании глаголов?Как?)
-Верно, сегодня мы с вами повторим правописание глаголов.
Откройте учебник на странице 23. Устно выполним задание 1.
Читаю стихотворение из упражнения.
Учащиеся по цепочке читают слова из текста,проговаривая орфограммы и правильное написание слов с опорой на схему.
- Молодцы, мы с вами справились с четвертой преградой
- не водится – водиться.
- Водица – лишнее слово, это существительное
Находят лишнее слово – умница, объясняют написание глаголов.
1)смеяться – пишем -ться, глагол н.ф. и отвечает на вопрос «что делать?»
2)стеречь – пишем ь после шипящей, глагол 2 лица
3) не светит – не с глаголом раздельно, глагол 3 л.,2 спр
4)умница-сущ.
5)рисуешь - глагол 2л.,1 спр.
6)печём – под ударением пишем ё после шипящих
Учащиеся распределены на группы по вариантам, 1 ряд 1 вариант- 1 группа
2 вариант – 2 группа
2 ряд – 3 группа
3 ряд 1вариант - 4 группа
2 вариант – 5 группа
1 представитель от группы зачитывает выполненную работу и выводит правило
1 группа:
не бояться негодовать
не грустить невзлюбить
не любить недоумевать
не теряться недоумевать
негодиться
не понимать
2 группа:
улыбаться пенится
учиться играется
баловаться убирается
умываться занимается
Во 2 столбике глаголы в 3 л. И отвечают на вопрос «что делает?»
3 группа:
Прячь, бегаешь, прилечь, плывешь, увлечь, речь, заплачь, учишься, возвратишь.
Остальные слова не глаголы
4 группа
Печёт, стрижёт, бережёт, стережёт, обожжёт
Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.
5 группа.
Дремлешь, пишешь, относишь, смотришь, бегаешь, думаешь
Безударные окончания глаголов определяют по неопределённой форме.
н.ф.-ить (кр.брить,стелить) – 2 спр. -и
н.ф. - -ать, -ять. еть, -оть, -уть, -ыть– 1 спр. -е
-О правописании глаголов
(Орфограммы помогут правильно и без ошибок писать глаголы)
Ушел - ё после шипящей, сказал – безуд. гласн. в корне, пров.сл.- сказ,
не выйду – не с глаголами раздельно,года – пров.сл. – год и т.д.
Беседа
Фронтальная,коллективная,индивидуальная
Презентация, видеоролик, карточки
.
РУУД: сохраняют учебную задачу.
КУУД: грамотно оформляют свою мысль, высказывают ее.
Физминутка
А теперь давайте немного разомнемся. Встаем из-за парт.
Видеоролик на интерактивной доске
Тихо садимся.
Встают с мест.
Выполняют упражнения.
Садятся.
Фронтальная
Видеоролик
Самоконтроль
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию
-Ребята, на нашем пути снова возникла пятаяпреграда. Для того, чтобы ее пройти, нам нужно выполнить упр.2 на с.24.Но для этого испытания нужна поддержка друга!
Задание выполняем в парах, затем сверяем с образцом.
(Если есть ошибки, разобрать конкретные слова)
-Далее нам нужно выполнить упр. 2 в рабочей тетради. Обратите внимание на предложенные слова. Чем они похожи? Чем различаются?
-Выполните работу в паре. Запишите предложения с данными словами.
Тест (на слайде представлены вопросы)
1. Что обозначает глагол?
а) Предмет. б) Признак предмета. в)Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
а) Кто? что? б) Какой? какая? какое? какие?
в) Что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
а) Главным членом. б) Второстепенным членом.
4. Объясните написание слова улыбаться
5. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:
а) к I спряжению; б) ко II спряжению.
6.Как пишется НЕ с глаголами?
Учащиеся выполняют упражнение. Работают в паре.
Увидеть, видеть, ненавидел, стелет, плачет, танцевать, застелешь, чувствуем, участвуем, кидаешь, зависела, желает, жалеем.
- Это формы прошедшего времени одних и тех же глаголов, а различаются они родом.
Выполняется устно фронтально
4. Глагол употреблем в н.ф. и отвечает на вопрос «Что делать?» - пишем –ться
6. НЕ с глаголами пишется раздельно
Беседа.
Фронтальная, индивидуальная.
Самоконтроль
ПУУД:
Синтез
РУУД: Взаимооценка.
Стремятся к совершенствованию своих знаний и умений.
5.Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание содержания д/з
Домашнее задание:
стр.24, упражнение 3.
Вам нужно будет списать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы в слова. Не забудьте выделить орфограммы.
Рабочая тетрадь стр.6, упражнение 1,
схему – повторить.
Обеспечить понимание содержания домашнего задания.
Беседа, объяснение
Фронтальная
Дневник
Самоконтроль
6. Рефлексия учебной деятельности
Подведение итогов урока
- Итак, что мы сегодня изучали на уроке?
Что нового вы узнали?
- Продолжите предложения.
Сегодня я узнал…
Сегодня мне было сложно…
Сегодня мне было интересно…
- До новых встреч!
Отвечают на вопросы учителя, подводя итог урока.
Оценивают уровень своих знаний по теме и привлекательность урока.
Прощаются с учителем.
Беседа
Фронтальная
Самоконтроль
РУУД: самооценка.
Стремятся к совершенствованию знаний.