Технологическая карта урока. Валентина Осеева «Волшебное слово» | Бармаева Татьяна Григорьевна. Работа №350677
Конспект технологической карты урока по литературному чтению во 2 классе. Валентина Осеева. Волшебное слово. Технологическая карта урока разработа в соответствии с содержанием образовательной программы по ФГОС. В технологической карте отражены этапы урока в соответсвии с типом урока. Методическая разработка подходит для образовательной программы "Школа России".
Дата: 28.01.2024
Класс: 2г Учитель: Бармаева Татьяна Григорьевна
Технологическая карта урока
Тема
Валентина Осеева «Волшебное слово»
Педагогическая цель:
Учить ребят анализировать прочитанное; способствовать нравственному воспитанию учащихся через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословиц.
Планируемые результаты:
1.Личностные результаты:
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные спо
собы решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные УУД:
используют речь
для регуляции своего действия, задают вопросы и
контролируют действия партнера
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного
3. Предметные результаты:
ознакомление
с рассказов В. Осеевой «Волшебное слово»
;
уметь прогнозировать содержание произведения
.
Инструментальный блок
Задачи урока:
Учить детей анализир
овать литературное произведение и подтверждать свои высказывания цитатами из текста;
Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, п
оведению и поступкам окружающих
;
Воспитывать вежливое поведение, доброжел
ательное отношение к окружающим
.
Учебно-методический комплекс:
УМК «Школа России», «Литературное чтение», 2 кл., ч.2, стр. 87-92
Основные понятия:
Рассказ, кластер, персонаж, характеристика
Межпредметные связи:
Русский язык
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1.Организационный
момент.
Организационное коллективное приветствие учащихся.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке литературного чтения в нашем классе гости, давайте поприветствуем их.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «Здравствуйте!» первой скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «Спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
Приветствуют учителя, настраиваются на продуктивную работу.
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность
2. Мотивация к деятельности.
«Слово – дело великое». Л.Н. Толстой.
-Как вы понимает высказывание Льва Николаевича Толстого?
-Как слово может действовать на поведение человека? (Доброе слово помогает, делает человека лучше, а злое ранит, обижает, отталкивает.)
-Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Волшебные.) Почему?
-Составление кластера.
Давайте выясним значение слова «вежливый» в толковом и этимологическом словарях.
-
Двое хорошо читающих детей работают со словарями.
-Как вам кажется, почему мы сегодня говорим о вежливости, вспоминаем добрые слова? (На прошлом уроке мы познакомились с произведением В. Осеевой «Волшебное слово»). Давайте вспомним биографию писательницы.
-Помогите мне вспомнить тему сегодняшнего урока»
Тема урока: «Волшебное слово»
- Определите цель и задачи урока, дополнив высказывание.
-Цель урока: проанализировать рассказ «Волшебное слово» Валентины Осеевой.
Отвечают на вопросы учителя.
Предполагают тему и цель урока. Определяют задачи урока.
Располагают в правильной последовательности задачи урока.
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные:
используют речь для регуляции своего действия;
задают вопросы.
3. Актуализация знаний.
4. Организация познавательной деятельности.
Физминутка.
Речевая разминка:
-Чтобы разговаривать,
-Нужно выговаривать
-Всё правильно и внятно,
-Чтоб было всем понятно!
Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке. Но ведь при перв
ичном чтении трудно все понять, все
осознать. Поэтому, настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
Сегодня мы с вами поговорим о главных героях, поразмыслим об их поступках.
Давайте
попробуем
инсценировать
эпизод
и
вернемся в далекий 1944 год.
Проведение физминутки.
- Вам понравились эта история?
-Ребята, а как повел бы себя Павлик если бы не встретил дедушку?
- О чем вас заставила задуматься эта история?
- Кто является главным героем этого рассказа?
- Понравился вам мальчик? Почему?
Я предлагаю наглядно проследить, какие изменения произошли в поведении Павлика.
- Итак, каким же мы видим Павлика до встречи со стариком? Я предлагаю ответить на вопросы и заполнить левую половину кластера (выбрать подходящие карточки). Свои ответы подтвердить словами из текста.
На столе карточки со словами: грубый, раздражительный, обидчивый, невоспитанный, злой, сердитый, добрый, внимательный, вежливый, любящий, внимательный, радостный, любопытный, любознательный, смелый.
- Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Как Павлик вёл себя при общении с бабушкой?
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…Павлик засопел от обиды.
- Как Павлик вёл себя при общении с братом?
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!» Павлик стукнул кулаком по скамейке.
- Как Павлик вел себя со стариком?
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край. — Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
Из предложенных слов на карточке Заполните первую половину кластера.
Катя, прочитай каким ты видишь Павлика в начале рассказа?
- А давайте представим, что рассказ на этом закончился. Павлик не встретил старика. К чему это могло привести? Какая могла быть концовка?
Когда же произошли такие изменения в поведении мальчика?
-Какое слово шепнул старик?
-Какое условие должен был выполнить Павлик, произнося это слово? Найдите в тексте.
-Выполнил ли Павлик условие старичка?
- Давайте в парах попробуем произнести его так, как научил старик.
Повернитесь в паре к друг другу. Я читаю начало фразы, а вы глядя в глаза , произносите все вместе : «ПОЖАЛУЙСТА»
(— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
— Возьми меня покататься на лодке, пожалуйста.)
Скажите, какой пункт плана мы с вами выполнили? Верно, мы узнали,
- Посмотрите, как изменило Павлика одно маленькое, но важное слово.
Вы большие молодцы и отлично справились с этим заданием.
Отвечают на вопросы учителя, делают микровывод
Напоминают правила работы в парах.
Выполняют зрительную гимнастику.
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные:
умеют договариваться, приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного
5. Закрепление.
Вернемся к старику, можно ли назвать его волшебником?
- На самом ли деле старик был волшебником?
-Давайте вернемся к нашему вопросу. Можем ли мы с вами быть волшебниками?
-Считаете ли вы себя волшебниками?
-Есть одно замечательное высказывание : «Волшебство творим мы сами». Так, мы с вами получается тоже волшебники.
-Да, ребята, нас тоже можно назвать волшебниками, ведь вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
У меня рассыпались пословицы. Соберите их, а после мы проверим какая подходит к нашему рассказу.
1.Доброе слово (путь к cepдцу открывает).
2.Вежливость (украшает человека).
3.Добрый человек, (доброму и учит).
4.Вырасти вырос, (а ума не вынес).
5.Сначала думай, (потом – говори).
Давайте проверим. 2 группа вы так же выполнили задание?
- Какая пословица подходит к рассказу.
Добрый человек, добру и учит.
- Так какова главная мысль рассказа?
Вы отлично справились со всеми заданиями!
Существует «золотое правило» и я хочу, чтобы оно стало для нас итогом урока: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы люди поступали по отношению к тебе»)
Вспоминают правила работы в группах
Выполняют заданием по группам.
1 группа выбирает нужное проверочное слово и вставляет пропущенные буквы.
2 группа – выбирает в каждой группе слово, какое из них является проверочное.
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного
6.Самоконтроль
Какую цель ставили на уроке?
Скажите, помогло волшебное слово измениться Павлику?
Вы верно ответили на мой вопрос. Поэтому, я считаю, что мы достигли цели, которую ставили на уроке.
Подводят итоги урока, чего достигли.
Отвечают на вопросы.
7.Оценка
Я предлагаю вам рассмотреть один памятник, который установили совсем недавно в Крыму, в городе Симферополе. Он так и называется «Памятник вежливым людям».
(Смысловой центр представленной композиции –
сюжет популярной фотографии, сделанной во время событий «Крымской весны». Фоторепортер поймал в ракурс камеры солдата, обмундированного в новейшую экипировку класса «Ратник». Воин передает маленькой девочке ее потерявшуюся кошку.)
Всем людям небезразлична тема вежливости. Мир жесток, на планете много войн. Но хочется, чтобы люди были добрее и чаще говорили друг другу вежливые слова.
Слушают учителя, получает оценки за урок.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
8,Рефлексия
9. Домашнее задание.
Я прошу вас оценить свою работу на уроке и закончить предложение.
Было интересно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило
Я
предлагаю
вам
рассмотреть
один
памятник,
который
установили
совсем
недавно
в Крыму, в городе Симферополе. Он так и называется «Памятник вежливым людям».
(Смысловой
центр
представленной
композиции
–
сюжет
популярной
фотографии, сделанной во время событий «Крымской весны». Фоторепортер поймал в ракурс камеры солдата,
обмундированного
в
новейшую
экипировку
класса
«Ратник».
Воин
передает маленькой девочке ее потерявшуюся кошку.)
Всем людям небезразлична тема вежливости. Мир жесток, на планете много войн. Но хочется, чтобы люди были добрее и чаще говорили друг другу вежливые слова.
Домашнее
задание.
Девочки,
предлагаю
вам
дома
составить
синквейн
о
любом
волшебном
слове.
Мальчики,
а
вам
необходимо
выполнить
задание 8,
на
с.
92
(пересказ
от
1
лица,
от имени Павлика)
Наш
урок
окончен.
Вы
молодцы!
Спасибо
за
активную
работу
на
уроке!
Желаю вам всегда быть вежливыми людьми! И я говорю вам до свидания. Наш урок окончен..
Оценивают свою работу на уроке.
Подводят итоги урока и проделанной работы.
Прощаются с учителем. Записывают домашнее задание.
Личностные:
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность