Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока "Великая депрессия" | Ирина Петровна Приступа. Работа №340067

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технологическая карта урока истории в 10 классе "Великая депрессия. Преобразования Ф.Рузвельта в США" Тема в планировании: "Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг."  Уровень изучения - базовый. Урок получения нового знания, который предполагает знакомство с историческим явлением "Великая депрессия", её причинами, следствиями и путями выхода из кризиса на примере США, сравнение разных путей выхода из кризиса и его последствий. Учебник по Всемирной истории Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под редакцией Искандерова. 

Технологическая карта урока.

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Приступа И.П.

 

Место работы

МБОУ гимназия№5 г.Усть-Лабинска

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг.

Тема урока

Великая депрессия. Преобразования Ф.Рузвельта в США.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Гражданского воспитания:

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества;

Духовно-нравственного воспитания

понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения;

Базовые исследовательские действия:

раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; формулировать и обосновывать выводы; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования

в современном общественном контексте.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,

письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе

межкультурного, в образовательной организации и социальном окружении;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории всеобщей истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать

собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе используя источники разных типов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,

временны́е связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги;

Предметные

1. Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку деятельности исторических личностей.

2. Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов всеобщей истории 1914–1945 гг. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;

3. Объяснять смысл изученных/изучаемых исторических понятий и терминов из всеобщей истории 1914–1945 гг., привлекая учебные тексты и (или) дополнительные источники информации;

4. Определять и объяснять с использованием фактического материала свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям истории зарубежных стран 1914–1945 гг.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Великая депрессия, экономический кризис, рецессия, демократический политический режим

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): компьютер, учебник Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А. Всемирная история, 10 класс., сайт Решу ЕГЭ.

Урок получения нового знания, который предполагает знакомство с историческим явлением «Великая депрессия», её причинами, следствиями и путями выхода из кризиса на примере США, сравнение разных путей выхода из кризиса и его последствий.

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Эвристическая беседа.

Прослушайте отрывок из воспоминаний, сформулируйте тему урока.

«Осенним днем 1929 года Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты.

— Кстати, как там фондовый рынок? — поинтересовался чистильщик, работая щетками. — Я недавно прикупил акции одной железнодорожной компании, можно ли рассчитывать на рост?

Морган промолчал. А придя в свой банк, отдал распоряжение брокерам: «Продавайте всё. На рынке, куда пришел чистильщик обуви, мне делать нечего».

Спустя всего несколько недель американский рынок полетел вниз, разоряя чистильщиков, банкиров, кинозвезд и простых клерков. 28 октября 1929 года, с «черной пятницы» на фондовом рынке, начался самый тяжелый экономический кризис ХХ века — Великая депрессия.»

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Беседа по изученному материалу:

– Как в истории Германии называется период 1919-1933гг.?

- Почему в Германии возник фашизм?

- Как и почему изменилась торговая политика Великобритании? Каковы особенности политического процесса в Великобритании?

- Назовите причины политической нестабильности во Франции в 20-е годы?

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

 

Мы узнаем: что привело к «Великому кризису»? Действительно ли меры Ф. Рузвельта способствовали выходу из него?

Мы научимся: анализировать возможные варианты выхода из экономического кризиса.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

 

1. Работа с документом.

- Прочитайте статью «Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг» и перечислите эти особенности.

2. Работа с учебником. Стр. 82

- Выпишите в тетрадь основные причины мирового кризиса.

3. Сообщение «Ф. Рузвельт: исторический портрет»

Заслушивание учащегося.

Один из учащихся делает сообщение на эту тему, сопровождая его электронной презентацией (в неё можно включить портрет Рузвельта, фотографии времён «нового курса» и т. п.). В сообщении целесообразно сделать акцент на его позиции и деятельности в отношении мирового экономического кризиса.

4. Работа в группах (по 2 человека)

- Познакомьтесь с программой Ф. Рузвельта «100 дней». Учащиеся самостоятельно проводят работу с историческим источником: «Инаугурационная речь президента США Ф. Рузвельта 4 марта 1933 г.» и «Закон НИРА» и отвечают на вопросы.

Изучение исторического источника проходит в парах, после чего учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся на основе готового списка (либо они его составляют сами на основе текста учебника (с. 82—84)).

1. Полный контроль государства над банками и закрытие многих из них.

2. Запрет вывоза золота за границу и установление твёрдой цены на золото внутри страны.

3. Создание Федеральной корпорации страхования, которая возложила на себя ответственность по защите вкладов населения при банкротстве банков.

4. Государственный контроль над операциями с ценными бумагами.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Дайте определение понятию.

1. Великая депрессия.

2. Демократический политический режим.

3. Тоталитарный политический режим.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Выполнение тестовых заданий. (5 мин)

А1. Название «новый курс» получила политика:

1) повышения налогов

2) усиления монополий

3) увеличения военных расходов

4) антикризисных мер государственного регулирования экономики

А2. Какое событие произошло позднее других?

1) избрание Ф. Рузвельта президентом

2) начало мирового экономического кризиса

3) создание республиканской партии в США

4) разработка программы «14 пунктов» В. Вильсона

A3. Сокращение посевных площадей и поголовья скота во время экономического кризиса проводилось с целью:

1) ликвидации разницы цен между промтоварами и сельскохозяйственной продукцией

2) вытеснения индейцев на западные земли

3) ликвидации феодальных пережитков

4) борьбы с вредными насекомыми

А4. Значение «нового курса» Рузвельта состояло в создании:

1) монополий

2) профсоюзов

3) конвейерного производства

4) системы социальной защиты населения

А5. Экономический кризис в Великобритании:

1) был менее глубоким, чем в США

2) начался раньше, чем в других странах

3) заставил отказаться от идей кейнсианства

4) привел к ограничению политических прав и свобод

А6. К политике Народного фронта во Франции относится:

1) понижение зарплаты государственным служащим

2) национализация ряда отраслей промышленности

3) разрешение фашистских организаций

4) запрещение частной собственности

A7. Вестминстерский статут — это:

1) резиденция английского архиепископа

2) закон о взаимоотношениях с доминионами

3) программа выхода из экономического кризиса

4) название коалиционного правительства в годы кризиса

А8. Установление в 1939 г. франкистского режима в Испании привело к:

1) ухудшению международного положения Франции

2) распаду Британского содружества

3) прекращению гонки вооружений

4) созданию Народного фронта

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Решение проблемной ситуации.

- Прочитайте, дайте ответы на вопросы:

1. Какой путь выхода из кризиса:

- оказался более эффективным;

- более социально ориентированным;

- способствовал развитию и совершенствованию экономики страны;

- был ценен для международного опыта.

2. Чьим интересам отвечала политика Рузвельта, Гитлера, Народного фронта?

3. Что общего можно увидеть во всех трех вариантах выхода из кризиса? Какие изменения претерпела либеральная рыночная экономка после кризиса 1930-х гг?

4. Какие уроки можно извлечь сегодня, в условиях мирового экономического кризиса, политикам из опыта Великой депрессии? (роль США в мир. экономике)

(работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся выводят уроки Великой депрессии, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 21 ЕГЭ по истории.

Сформулируйте тезис.

1. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях государственной политики в сфере экономики в Германии и США в период 1929-1933 гг.

2. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1.  ________________________________________________________________

2.  ________________________________________________________________

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте текст. Найдите допущенные исторические ошибки.

«Короткий период относительной стабильности и благополучия 20-х гг. сменился кризисом. Кризис 1925 г. (1929 г.) оказался во многих отношениях единственным в своем роде. Прежде всего, по глубине. Промышленное производство не просто сократилось, оно было отброшено к уровню начала века. Сокращение производства породило беспрецедентную безработицу: число безработных только в странах Запада приблизилось к 30 млн. Вторая особенность кризиса – его масштаб. Он стал глобальным. Единственной страной, избежавшей его удара, стала Великобритания (СССР). Третья особенность кризиса – его продолжительность. Он начался в 1925г. (1929 г.), и продолжался до 1935 г. (1932 г.) Но и после того, как в 1935 г. (1933 г.) появились признаки оживления, экономика так и не восстановилась в полной мере вплоть до начала Второй Мировой войны. Кризис носил системный и структурный характер, это был переломный момент в развитии социализма (капитализма). Неслучайно 30-е гг. называют Великой меланхолией (депрессией)»

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Эвристическая беседа

- Связь каких социальных наук предполагает решение проблемы выхода из экономического кризиса?

(экономика, политология, социология, психология)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируются четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.

1. Тест

8-7 правильных ответов – оценка «5»

6-5 правильных ответов – оценка «4»

4-3 правильных ответа – оценка «3»

2. Работа с текстом (исправление ошибок)

5 найденных ошибок – оценка «5»

4 найденных ошибок – оценка «4»

3 найденных ошибок – оценка «3»

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Закончите предложение:

1. Я сегодня узнал ….

2. Я понял ….

3. Меня удивило ….

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Задание на опережение (к следующей теме)

Напишите письмо о политике фашистской партии в 1930-е гг.:

- от имени одного из лидеров НСДАП;

- от имени профессора Берлинского университета;

- от имени врача-еврея, проживающего в Германии;

- выбрать своего героя (очевидца событий).

 


Кейнсианство - экономическое учение о конкретном механизме выхода из кризиса.

 

Регулирование

антикризисное

антиинфляционное

1. Увеличение государственных расходов

1. Сокращение государственных расходов

2. Понижение налогов

2. Повышение налогов

3. Понижение банковского %

3. Повышение банковского %

Принцип «иди»

Принцип «стой»

Подталкивание роста потребления

Сдерживание потребления

 

 

 

Либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные режимы.

 

Режимы

Либерально-демократические

Тоталитарные

(Командно-административная система)

Авторитарные

Страны

Великобритания, Франция, США, Канада, Скандинавские страны, Мексика

Германия, Италия, СССР

Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша,др.

Характеристика стран

Прочные демократические традиции; путь социальных и экономических реформ, политических компромиссов в решении последствий экономического кризиса

Государственная собственность, государственное плановое регулирование всех сторон жизни общества, полное искоренение частной собственности, уравнительное распределение, лозунги интернационализма, массовые репрессии

Определение со стр.85.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический источник

Инаугурационная речь президента США Ф. Рузвельта 4 марта 1933 г.

«Я уверен, что мои дорогие соотечественники-американцы ждут, что, вступая в должность президента, я обращусь к ним с прямотой и решимостью, как того требует нынешнее положение нашей страны. Сейчас самое время говорить правду, всю правду, открыто и смело. И нам нет нужды уклоняться от честного взгляда на сегодняшнюю ситуацию в нашей стране. Эта великая страна выстоит, как это бывало и прежде, возродится и расцветёт.

Поэтому первым делом разрешите мне высказать твёрдое убеждение, что единственное, чего нам следует бояться, это страха — отчаянного, безрассудного, неоправданного ужаса, который парализует усилия, необходимые для превращения отступления в наступление...

Наша величайшая первоочередная задача — вернуть людям работу. Эта проблема окажется вполне разрешимой, если мы подойдём к ней разумно и смело. Частично её может решить прямая мобилизация силами самойвласти, взявшейся за эту задачу так, как мы действуем в чрезвычайных военных условиях, но в то же время, направив рабочую силу на осуществление в высшей степени необходимых проектов по стимулированию и реорганизации использования наших природных ресурсов...

Наконец, вновь берясь за работу, мы нуждаемся в двух гарантиях защиты от старых зол. Должен быть установлен строгий контроль над всей банковской, кредитной и инвестиционной деятельностью. Должен быть положен конец спекуляциям с чужими деньгами и обеспечена адекватная

требованиям, но здоровая валюта. Таковы направления атаки…»

 

 

Закон НИРА:

Введение «кодексов честной конкуренции» (регламентировали объёмы производства, продолжительность рабочего дня и зарплаты), за соблюдение которых предприниматели получали налоговые льготы (охватили 95 % предприятий США);

законодательное закрепление права рабочих на создание профсоюзов, заключение коллективных договоров; введение государственного арбитража трудовых споров.

Принятие законов о социальном страховании по старости, инвалидности и безработице.

Скупка государством по фиксированным ценам излишков продовольствия, поощрение сокращения посевных площадей.

Организация общественных работ для уменьшения безработицы, выплата пособий.

 

 

 

Вопросы и задания для учащихся

1. Какие патриотические идеи звучат в речи Рузвельта? Какое впечатление они должны были произвести на американское общество в то время?

2. Какие задачи по преодолению кризиса ставит Рузвельт? Назовите три задачи.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×