Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта урока ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Ковалева Анастасия Николаевна. Работа №250763

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ковалева Анастасия Николаевна
Технологическая карта интегрированного урока музыки

Технологическая карта урока по музыке в 1 «л» классе.

Урок проведен учителями: Саморукова А.С. (учитель музыки), Ковалева А.Н.(учитель начальных классов)

Тема урока: Опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков.

Цель: подвести итоги знакомства с оперой как формой искусства, которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку.

Тип урока: урок закрепления

Вид урока: интегрированный (музыка, внеурочная деятельность)

Методическая цель урока: Формирование УУД с помощью проблемно - диалогического метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения.

Цель образовательная: Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, закрепления учащимися особенностей воплощения литературных образов « Снегурочка» А. Островского в опере Н.А.Римского – Корсакова.

Учебные задачи,

направленные на достижение личностных результатов обучения:

- Способствовать эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения.

- Создать условия для развития творческого потенциала.

- Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально – творческую деятельность

направленные на достижение метапредметных результатов:

- Создать условия для развития образного мышления.

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение

- способствовать формированию умения владеть своей устной речью

направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Конкретизировать знания о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа.

- Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями интонационно - образного словаря композитора Н.А.Римского – Корсакова.

 

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, фортепиано, детские музыкальные инструменты, карточки, заготовки для поделки «блин»

Музыкальный материал: вступление к опере, Ария Снегурочки, Третья песня Леля, Каватина Берендея, Фрагменты народных обрядовых песен, видеофрагмент из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова.

Исполнение: Песни «Ой, блины, блины!» рнп, «Снежная сказка» И. Кадомцева

Результат: осознание ценности полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

Воспитание любви и уважения к русской музыке, поэзии, традициям.

Методы обучения:

По способу выявления знаний: аналитический.

По характеру познавательной деятельности: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

По источник

у знаний: словесный, наглядный

По способу организации работы

: полу - самостоятельная работа, групповая, командная, фронтальная

 

Этапы урока, время этапа

 

Деятельность учителей

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационно-мотивационный момент

 

 

3 мин.

 

 

Создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение песни при входе в класс, попевки – приветствия и стихотворения. Организует диалог, направленный на повторение пройденного:

-(Н)Сказка по лесу идет,

Сказку за руку ведет-

Из реки выходит сказка

Из трамвая, из ворот!

(А)Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка-умница и прелесть

С нами рядышком живет

(А)

Ребята! Вы наверняка уже догадались, о чем будем говорить сегодня. (о сказках). На уроке музыки все сказки становятся музыкальные. На прошлом уроке мы слушали замечательную музыку из оперы…..

(Достает свирель)

Скажите, какой герой играл на таком инструменте в опере «Снегурочка»? (Лель)

- Играет звонкая свирель

Спешим на место мы скорей!

Слайд 1

Вход в класс под музыку. Дети поют песню «Снежная сказка» И. Кадомцева и встают в хоровод

 

Коллективно исполняют песню и попевку.

Свободное высказывание.

 

 

 

 

 

 

Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания

 

 

Проявляют интерес к теме. Обсуждение и поиск правильного ответа.

Личностные:

Пробуждение эмоциональной отзывчивости,

Формирование учебной мотивации

 

Коммуникативные: согласовывают свои действия с действиями одноклассников.

проявляют доброжелательное отношение к окружающим,

Регулятивные: согласовывают пение с музыкой

 

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений

 

2.Актуализация знаний

 

 

1 мин.

Звучит вступление к опере «Снегурочка».

Ты погляди, диковина какая,

Боярышня! Живая ли? Живая!

Вся в снежинках, лед искрится на ее ресницах.

В белой шубке, как принцесса, в теплых рукавицах…Дозволь спросить: далеко ль держишь путь, и как зовут тебя и величают? (Снегурочка)

- Правильно. Героиней нашего урока сегодня будет Снегурочка.

Слайды 2- 3 «Снегурочка» Васнецова

Используют знания, полученные ранее.

 

 

 

Вспоминают фрагмент из оперы

 

Отвечают на вопрос учителя

 

 

Познавательные:

Общеучебные (умение осознанно строить речевое высказывание)

Универсальные (Сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей)

 

Коммуникативные:

Вступают в диалог с учителем, учатся точно и полно выражать свои мысли.

 

Личностные:

Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу.

3.Этап целеполагания

 

 

 

 

3 мин.

- Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока:

Слайд 4

Учитель предлагает ребятам работу с карточками.

На столах лежат карточки №1

Посмотрите и прочитайте что там написано

 

Свою готовность покажите, подняв в группе руки.

Проверим работу в группах, что у вас получилось.

Как вы думаете, связаны ли эти слова с нашей ОПЕРОЙ?

Итак, наша цель убедиться, что все эти слова объединены в опере «Снегурочка». Начнем..

 

 

- Формулируют тему

 

Участвуют в диалоге, беседе с учителем, формулируют цель.

 

 

 

Работа с карточками в группах

 

Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на карточке литература, музыка, традиции – все эти слова объединены в опере «Снегурочка»

Слайд №10

 

Познавательные:

Самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей

Личностные:

Смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

 

4.Проверка и закрепление знаний по теме урока

 

13 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание игра!

Вопрос 1 команде. Кто написал пьесу «Снегурочка»?

Вопрос 2 команде: кто написал оперу «Снегурочка»

Вопрос 3 команде «Где происходит действо в сказке-опере «Снегурочке»

Вопрос 4 команде: Музыкальный спектакль, в котором герои поют.

Вопрос 5 команде: Что подарила Весна-красна Снегурочке, чтобы она смогла полюбить?

Вопрос: что происходит со Снегурочкой в конце сказки-оперы?

В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.

ЗАДАНИЕ: В группах по карточкам

Узнаем по музыке героя оперы (поднимаем карточку)

Определяем его образ словом (выбираем карточку)

Дополняем образ цветом

- Слушая арию ответьте на вопрос какой вы представили Снегурочку?

- Какой цвет соответствует образу? Слайд 8

Муз фрагменты для задания:

1. Ария Снегурочки (поет)

2. Песня Леля (играет на фортепиано)

3. Берендей (слушаем запись)

4. Хор птиц (слушаем запись)

(В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц.)

Слайд 9-10

- Удалось ли композитору передать чувства любви, восторга, разочарования и др.?

- За что отдала она свою жизнь?

Слайд 14

- На доске записаны слова – прилагательные.

Раскройте первоначальный образ Снегурочки и зачитайте – какой она стала в конце:

Ледяная, доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, обворожительная, восторженная, очарованная, бездушная, красивая, страстная. Молодцы.

Опера заканчивается гимном Солнцу. Ведь с гибелью Снегурочки закончилось вмешательство Мороза и засияло солнце над сказочной страной берендеев. Жизнь продолжается.

 

Итак: слова ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА объединены в ОПЕРЕ?

 

Работа в команде, выбор капитана команды, актуализация знаний, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Свободное высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа по карточкам и музыке «Узнай героя оперы и определи образ»

 

Ответы детей:

-Снегурочка нежная, хрупкая, добрая, веселая.

Лель веселый, задорный, поющий

Берендей справедливый, статный, властный

Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас.

Слушают музыку

Включаются в сравнительный анализ музыкальных частей

 

Овладевают умениями осознанного построения речевого высказывания.

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент.

Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра.

 

- Потому что изменилась ее душа

- да,нет

-Да, из ледяной красавицы она превратилась в любящую девушку

- За любовь, за чувства, за песни

-Да литература и музыка связаны в опере

 

 

 

 

- Да, потому что сначала была написана сказка, а потом Римский-Корсаков написал музыку и получилась опера

Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу.

Регулятивные:

Умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

Логические: анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. Общеучебные: умение пластикой смоделировать музыкальную тему, умение осознанно строить речевое высказывание

 

 

Коммуникативные:

определяют функции участников, сотрудничество, управляют поведением партнера, учатся полно и точно выражать свои мысли.

 

 

 

Познавательные:

Общеучебные (извлечение необходимой информации из карточек) логические: сравнение, применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения, сопоставление музыки и цвета

 

 

Личностные:

Нравственно – эстетическое оценивание, эмоциональный отклик на содержание урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

 

Пение 5 минуты

 

 

 

Беседа 2 мин

 

 

Выполнение поделки 8 мин

Осталось слово Традиции.

Мы уже говорили, что композитор применил в опере интонации русских народных песен. Т.е. применил песенные традиции русского народа.

Обратимся к фрагменту из оперы. В какое время года Снегурочка появляется среди людей, и на какой праздник попадает?

Русская традиция на масленицу?

Предлагаю поиграть на инструментах и спеть песню «Ой, блины"

Н. Беседа о масленице и поделка БЛИН

Проводит учитель начальных классов

-Всю масленицу самым главным блюдом на столе были блины. Еще народная

мудрость гласит: «Без блинов нет Масленицы».

Блинчики пекли разные: толстые и тонкие, большие и маленькие. И украшали хозяйки свои

блины по-разному: кто - сметанкой, кто - маслицем.

- Посмотрите, какие блинчики я для вас приготовила: круглые, румяные (демонстрация

образца).

- Как вы думаете, что мы будем с ними делать? (варианты ответов).

Сегодня мы с вами постараемся оживить наши блинчики.

После того как ваши блины будут готовы, мы их разложим на красивый поднос (демонстрация

подноса).

Самостоятельная работа учащихся в парах. (звучит музыка)

Оформление коллективной работы (размещение выполненных работ (блинов) на

импровизированном подносе).

Любование работой

 

Просмотр фрагмента оперы «Масленица»

 

 

Дети: печь блины, петь, играть, веселиться

Распевка

Игра на музыкальных инструментах и пение «Ой, блины», водят хоровод, танцуют

Регулятивные:

формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству. Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

 

Коммуникативные:

Умение работать в команде, прислушиваться к участникам группы,

Личностные: развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки

5. Подведение итогов урока - рефлексия деятельности.

Рефлексивный анализ.

Цель: создание условий для личной рефлексии каждого учащегося.

5 мин.

 

Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев..

Давайте подведем итог нашему знакомству с образом Снегурочки. воспользоваться приемом акрослово, и сказать какой вы увидели нашу героиню.

С-светлая, сказочная

Н- нежная

Е-естественная

Г-гордая, голосистая

У-удивительная, утонченная

Р-ранимая

О- обаятельная, очаровательная, ослепительная

Ч-чудесная, чуткая

К-красивая

А- активная, артистичная

Верно ли, что литература, музыка, живопись, традиции связаны в опере «Снегурочка»? Слайд

Организует подведение итогов урока через

организацию вопросов – ответов о полученных на уроке знаниях

-Вам понравился урок?

- Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна?

- Что помогло нам понять музыкальные образы?

 

В конце нашего урока поблагодарим себя за работу и подарим сердечки, чтобы у всех стало тепло на душе!!

Пальчиковая гимнастика

Слайд 15

Выход из класса под музыку песни.

С помощью приема акрослово дают характеристику главной героине оперы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся обобщать свои музыкальные впечатления, облачать их в словесную форму.

 

 

Размышляют о том, что они узнали на уроке.

Включаются в активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества.

 

 

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что усвоено,

Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке.

 

Коммуникативные:

Постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество, коррекция ответов и вопросов одноклассников.

 

 

Личностные:

Формировать эмоционально - нравственное отношение к музыкальному образу.

 

 

 

 

 

 

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

 в знакомой ситуации (типовые)

 в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×