Технологическая карта занятия "Орнамент. Контраст" | Климова Дарья Владимировна . Работа №306624
Технологическая карта занятия "Орнамент. Контраст". Занятие для 2 года обучения. Цель: выполнение эскизов для растительного и геометрического орнамента. Графическое задание. Выполняется в черно/белом варианте. Материалы: простой карандаш, ластик, черные маркеры и линеры. Тип урока: комбинированный. Основа задания - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фантазеры». Обучение по программе осуществляется на базе "Дома детства и юношества пгт Тымовское".
Технологическая карта урока
ФИО:
Климова
Дарья Владимировна
Место работы
:
МБОО ДО «ДД и Ю
пгт
.
Тымовское»
Должность:
педагог дополнительного образования
Предмет:
Объединение
«Фантазеры»
Класс:
2
год обучения
Тема и номер урока:
«Орнамент. Контраст»
Базовый учебник:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«
Фантазеры
» (
составитель:
Климова Д.В
.)
Тип урока:
комбинированный
Цель:
Вып
олнение эскизов
для растительного и геометрического орнамента.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закреп
ить
п
оняти
я
«орнамент» и
«контраст
»
Расширить знания о приемах преобразовани
я природных форм
(стилизация
).
По
знаком
ить
с видами и приемами построения орнаментальной композиции.
Расширить знания о цветовом и черно-белом контрасте.
Развивающие задачи:
Расширить кругозор и интер
ес к изобразительному искусству. Расширить знания о приемах работы с натуры и творческо
м преображении природных форм;
Формировать эмоционально-эстетиче
ское восприятие окружающего мира;
Разви
вать
воображение, способность к фантазированию,
образное, ассоциативное и композиционное мышление
;
Формировать навыки построения графической композиции, пользоваться правилами построения с использованием центровых и дополнительных линий.
Воспитательные задачи:
Формировать эстетичес
кое восприятие окружающего мира;
Формировать мотивацию к самостоятельной художественной деятельности.
Воспитать и
нтерес к декоративному искусству.
Формы обучения:
объяснительно-иллюс
тративное
Технология:
развивающее обучение
Методы преподавания:
Словесные (беседа, выступления учащихся, обсуждение).
Нагляд
ные (образцы природных
форм: раковины, камни, растения, насекомые и др., репродукции, фотографии, рисунки из методического
фонда)
;
Практические (выполнение заданий)
Оборудование:
Наглядные пособия
;
Простые карандаши, ластики, бумага.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:1.
Основные виды орнаментов, принципы композиционного построения; 2.Понятия: симметрия, стилизация, контраст
;
3.Приемы стилизации природных форм;4.Понятие гармоничного сочетания
контрастных цветов
.
Уметь: 1.Видеть, анализировать и изображать характерные особенности природных форм;
2.Стилизовать природные элементы; 3.Уметь работать над эскизами, делать варианты набросков;
4.Уметь самостоятельно работать над заданной темой, фантазировать, гармонично сочетать в орнаменте геометрические или стилизованные природные формы.
КОНСПЕКТ УРОКА
№
Этапы урока
Слова педагога
1
Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Сейчас вы начнете работу на тему «Орнамент. Контраст» Задание очень интересное, вы получите новые знания о правилах составления орнамента, о цветовых и черно-белых контрастах и о том, как по разному воздействуют цвета на наше зрительное восприятие.
2
Вступительная беседа
Ребята, вам может показаться, что придумать и нарисовать орнамент нетрудно, потому что вы уже не раз рисовали различные узоры. Но любое новое задание дает вам возможность расширить свои знания об искусстве, получить новые навыки изображения, развить свою фантазию и воображение. Мы уже не раз беседовали о том, что стремление к красоте заложено в природе человека. Даже древние люди украшали лицо, тело, одежду, вещи и жилища. Сколько красивых удивительных орнаментов оставили нам наши предки, а ведь они не были профессиональными художниками. Каждый народ изобрел такие узоры, которые поражают не только своей красотой и разнообразием, но представляют собой своеобразную книгу, в которой рассказано о верованиях, обычаях, традициях, представлениях о красоте, символах и образах. В настоящее время талантливые художники, дизайнеры и другие профессиональные люди искусства дают нам возможность окружать себя красивыми вещами, иметь красивую одежду, предметы, игрушки. Всем нам хочется, чтобы вещи были не только удобными, но и соответствовали нашим эстетическим потребностям. И если в прежние времена преимущественно были традиционные узоры и даже цвета, по которым можно было бы определить принадлежность определенному этносу, то сейчас каждый человек может демонстрировать свой индивидуальный вкус, свои предпочтения в выборе одежды, украшений, вещей и т.д. Вот сегодня по вашим эскизам будет видно, как вы отличаетесь друг от друга своей фантазией, представлениями о красоте орнамента и цветовых сочетаниях.
3
Краткий обзор пройденного материала
Ребята, перед началом работы посмотрите, какие задания вы выполнили ранее, в которых также пришлось придумывать узоры. Даже в первом классе вы лепили из пластилина «браслеты», украшали одежду и головные уборы сказочным персонажам. Из каких разных красивых снежинок составлена наша коллективная композиция на тему «Зима». Так что у вас есть опыт придумывать, рисовать и лепить узоры. Он вам пригодится для выполнения нового более сложного и интересного задания.
4
Формулирование проблемы
Я думаю, что вы уже поняли, что вам предстоит придумать и нарисовать орнамент. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнаменты бывают разных видов: растительный, животный (зооморфный), геометрический, предметный, пейзажный, каллиграфический, солярный, фантастический и другие. Поскольку новое задание вы будете выполнять и на других занятиях, у нас будет возможность познакомиться с образцами разных орнаментов. Составление любого орнамента, основанного на стилизации (преобразовании) природных форм требует от художника наблюдательности, творческого воображения и фантазии. Ведь узоры, которые созданы самой природой, окружают нас повсюду, только нужно их замечать. Листья, цветы, узоры на крыльях бабочек, оперение птиц, причудливые облака на небе, резные снежинки – невозможно перечислить всего, что так красиво, гармонично и разнообразно. Обращали ли вы внимание на следы птиц и животных, оставленных на снегу или на влажной земле? Разве они не похожи на цепочки разного плетения? Какие красивые формы цветных ракушек, украшенные линиями, спиралями и пятнами ( древние люди делали из них бусы и браслеты). Природа дает нам множество подсказок, но ваша задача в том, чтобы придумать и нарисовать свой неповторимый орнамент.
Ребята, еще одна особенность нового задания в том, что в процессе поиска элементов для узора вы должны начать думать о цветовом решении. Ваша задача выполнить работу контрастными цветами. О контрасте необходимо поговорить подробнее. Контраст – в переводе с итальянского языка – противоречие, противопоставление. Даже маленьким детям легко объяснить, что такое противопоставление (добрый – злой, умный – глупый и т.д). Вы знаете, наверное, что эти сочетания слов называются антонимами. В изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных друг другу качеств и свойств (цвета, фактур красочного слоя или живописных приемов). Например: темные цвета – светлые цвета, теплые – холодные, округлые линии – угловатые линии, крупные мазки – мелкие мазки. Существуют законы зрительского восприятия, психология восприятия изображения человеком. Художники знают эти законы и используют их в своих произведениях. Например, темное рядом со светлым выглядит еще темнее, яркое рядом с бледным еще ярче, маленькое рядом с крупным еще мельче и т.д. Контраст по цвету – разница цветов в их предельной насыщенности. Такой контраст создает ощущение пестроты, силы, решительности. Наиболее сильно он проявляется в контрасте трех основных цветов ( красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый). Интересное дополнение: глаз человека видит желтый цвет на сером фоне, но серый воспринимается чуть фиолетовым, серый квадрат на красном выглядит зеленоватым. Мы с вами продемонстрируем такие оптические фокусы (эффекты). Вы убедитесь, что на контрастном фоне фигура кажется иного размера. Например, одинаковые по размеру квадраты, но черный квадрат на белом фоне кажется меньше, а белый квадрат на черном фоне – больше. Об эффектах черно-белого контраста мы будем подробно говорить позже, т.к. вам предстоит выполнить не одно задание (декоративные композиции, книжные иллюстрации и др.) черными гелевыми ручками, маркерами и черной тушью.
При выполнении нового задания знания о контрасте вам будут необходимы.
5
Объяснение материала
На этом занятии ваша цель –поиск идеи, выбор вида орнамента, работа над основными элементами. Вы знаете, что орнамент это ритмическое чередование, повторение придуманных вами элементов. Симметричность элементов – прием, который вам знаком, также пригодится для построения орнамента. Чаще всего удачно получаются растительный и геометрический орнаменты. Композиционное расположение простое, вы заполните узором полоски, которые вы получите после работы над эскизами. В следующем году вы будете выполнять орнамент в круге и квадрате. Сейчас ваша задача определиться с идеей и начать выполнять наброски основных элементов орнамента. Конечно, вы можете вспомнить какие-то природные образцы (если орнамент растительный), но применить приемы стилизации. Обязательное условие- работа над вариантами каждого элемента. Новое задание требует также графической аккуратности, работы над красотой линий, контуров. Очень помогает предварительная разметка, использование дополнительных линий построения, с их помощью легче нарисовать одинаковые повторяющиеся элементы.
А теперь внимательно ознакомьтесь с наглядным материалом (демонстрация живых растений, камней, раковин и других природных форм, а также работ из методического фонда, иллюстративного материала, фотографий).
6
Раздача материала
Возьмите карандаши и бумагу. Приготовьте линейки обычные и линейки с вырезами.
7
Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к выполнению задания. Педагог наблюдает, советует, направляет.
8
Просмотр эскизов. Обсуждение.
Педагог просматривает эскизы, обсуждает с учащимися результаты работы.
Наша новая тема
Таблица 1.
Этап урока
Виды работы, формы, методы, приёмы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап вводно-мотивационный
Организационный момент
(1 мин)
словесные
Приветствует. Озвучивает тему урока. Вызывает заинтересованное отношение учащихся.
Внимательно слушают.
К: Умение слушать и воспринимать информацию.
Готовность восприятия новой темы. Создание атмосферы заинтересованности.
Вступительная
Беседа ( 3 мин )Беседует
Словесные. Информативные. Опрос. Обсуждение.
Беседует об орнаментах в природе, изобразительном и декоративном искусстве
Воспринимают информацию. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Вовлекаются в процесс обсуждения. Получают эмоциональный настрой.
К: Умение слушать, вступать в диалог.
Р: прогнозирование результата и уровня усвоения темы. Л: эмоциональный настрой на самостоятельную творческую деятельность;
П: умение сформулировать вопрос, выразить свое мнение
Познавательная активность. Эмоциональный настрой на поиск идеи.
(II этап открытие знаний
Краткий обзор пройденного материала (3 мин)
Объяснительно-иллюстративная.
Напоминает о ранее выполненных заданиях.
Смотрят, анализируют, проводят аналогию между заданиями, определяют сходства и различия.
П: Умение анализировать, определять основные задачи. К: умение слушать, обсуждать.
Познавательная и аналитическая активность. Понимание поставленных задач: различные виды симметрии
Формулирование проблемы ( 2 мин. )
Объяснение. Обсуждение.
Формулирует поставленную задачу. Рассказывает о различных видах орнаментов, их стилях, о контрасте. Беседует о выборе цветового решения
Воспринимают объяснение, концентрируют внимание на нужной информации
П: концентрация на выборе стиля орнамента, и его цветового решения. К: умение слушать, воспринимать, вступать в диалог.
Готовность к восприятию нового задания. Осмысление и обдумывание поставленной задачи.
III этап формализация знаний
Объяснение материала ( 7 мин )
Словесный. Предлагает ознакомиться с наглядным материалом, оценить композиционные приемы и находки. Напоминает о соблюдении условий построения орнамента.
Беседует о элементах орнамента, уточняет их расположение, последовательность в работе над орнаментом. Определяет основные требования. Подчеркивает необходимость стилизации природных форм. Демонстрирует наглядные пособия.
Внимательно слушают. Оценивают наглядный материал. Настраиваются на самостоятельные поиски решения поставленных задач, на поиск геометрических и/или стилизованных природных элементов орнамента.
К: умение слушать и воспринимать объяснение. Л: образно-эмоциональное восприятие новой темы. Р: обдумывание собственных творческих целей. Способность оценивать свои практические знания и умения. Стремление к освоению нового.
Создание эмоционально-позитивного настроя. Концентрация памяти. Активация воображения и фантазии для определения стиля и элементов орнамента
IV этап обобщение и систематизация
Подготовительная работа ( 2 мин )
Предлагает сосредоточиться на изучение наглядного материала, обратить внимание на приемы стилизации . Анализировать находки удачного сочетания природных и геометрических форм
Настраивает на самостоятельную работу.
Обдумывают тему, начинают изучение наглядного материала, анализируют, активизируют память, воображение, настраиваются на творческие поиски.
К: умение сосредоточиться, настроиться на самостоятельную работу. Р: определение последовательности действий: поиск форм
Пробуждение творческой активности, желания решить новую задачу, создать собственный оригинальный орнамент
Физминутка (2 мин)
Разминка
Самостоятельная практическая работа ( 20 мин )
Выполнение эскизов
Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.
Рисуют эскизы, поправляют, ищут лучшие варианты
П: Самостоятельная творческая работа.
Поиски удачного сочетания различных форм, линий, размеров
Рефлексия.
Завершение урока ( 5 мин )
Наглядные. Словесные. Просмотр эскизов.
Просматривает эскизы. Обобщает результаты, задает вопросы, предлагает провести самооценку.
Представляют эскизы. Проверяют и оценивают проделанную работу. Отвечают на вопросы.
К: умение слушать, проявлять внимание и интерес к работе других. П: оценка процесса и результатов деятельности. .
Умение анализировать и оценивать результаты работы. Умение аргументированно выражать свое мнение.