Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности | Абрамова Любовь Владимировна. Работа №325601

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ФИО: Абрамова Любовь Владимировна.

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Удивительные свойства воздуха»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

-обучающие: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.

-развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.  

-воспитательные: воспитывать любознательность и взаимопомощь, умение взаимодействовать друг с другом при проведении опытов; бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты занятия: расширение представлений воспитанников о воздухе и его свойствах.

Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой,  веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.

Технологическая карта занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

ФИО: Абрамова Любовь Владимировна.

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Удивительные свойства воздуха»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

-обучающие: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.

-развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.

-воспитательные: воспитывать любознательность и взаимопомощь, умение взаимодействовать друг с другом при проведении опытов; бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты занятия: расширение представлений воспитанников о воздухе и его свойствах.

Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.

 

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

-Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию.

-Ребята, а кто скажет, что такое лаборатория? (ответы детей).

-Правильно, ребята.

-Лаборатория - это помещение, где мы с вами проводим опыты, эксперименты, наблюдения. В нашей группе тоже есть мини-лаборатория.

 

Форма: групповая

Метод:

создание воображаемой ситуации

Приемы: вопросы детям, внезапное появление объекта

Коммуникативная

Внимание детей направленно на тему занятия

2.

Основной этап

 

 

 

 

 

2.1.

Этап постановки проблемы

 

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

-Ребята, сегодня в нашей лаборатории мы с вами раскроем секреты и познакомимся со свойствами воздуха и докажем, что воздух невидимый, но он существует вокруг нас.

-Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (ответы детей).

-Сейчас посмотрите в окно, что мы там видим (небо, земля).

-Что находится между небом и землёй в свободном пространстве? (ответы детей).

-Правильно, воздух.

-Ребята, мы с вами небо и землю видим? (ответы детей).

-А воздух видим? (ответы детей).

-А как, вы думаете, у воздуха есть секреты? (ответы детей).

-Ребята, кто напомнит, что такое воздух? (ответы детей).

- Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).

- Как вы думаете, сможем мы без воздуха жить? (ответы детей).

- Послушайте стихотворение:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить (вместе с детьми) НЕ МОЖЕМ.

-Теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох»).

- Мы с вами доказали, что без воздуха мы можем находиться только несколько секунд, значит и жить без него мы не сможем. - Кому еще нужен воздух? (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

- Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей.)

Форма: групповая

Методы: словестные (беседа)

Приемы: обследование, вопросы детям

Коммуникативная

Дети предлагают свои способы решения проблемной ситуации

2.2.

Этап ознакомления с материалом

 

Формирование и расширение представлений о воздухе и его свойствах

Чтобы открыть секреты воздуха, мы проведём опыты, доказывающие –

что воздух вокруг нас существует, несмотря на то, что мы его не видим. Я приглашаю

вас провести первый эксперимент: подойдём к столу с красным флажком, но сначала

повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. Будь осторожен с предметами.

- Чтобы открыть секреты воздуха, мы проведём опыты, доказывающие – что воздух вокруг нас существует, несмотря на то, что мы его не видим. Я приглашаю вас провести первый эксперимент: подойдём к столу с красным флажком, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. Будь осторожен с предметами.

Опыт 1 «Невидимый воздух»

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с подкрашенной водой, стакан.

- Ребята, посмотрите, что мы видим на столе? (ответы детей)

(Тазик с водой, пустой стакан.)

- Давайте, проверим, действительно ли он пустой.

(Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой). Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.

- Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Что мешает попасть воде в стаканчик? (Ответы детей).

- Это доказывает, что в стакане находится воздух, который не пускает воду в стакан. Но через воздух, который находится в стакане, мы видим все предметы.

-Подставьте, пожалуйста, свою ладонь. Вы видите её? (ответы детей)

- Это доказывает, что воздух какой? (ответы детей)

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

А сейчас проведём ещё один опыт и докажем что воздух находится везде вокруг нас.

Опыт 2 «Воздух повсюду»

Оборудование: стакан с водой, салфетка.

- Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги, как вы думаете, что произойдет, если я стакан переверну? (ответы детей)

- Проверим! (Проводит опыт)

- Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей)

Вывод: Мы с вами доказали, что вокруг нас воздух, он давит на лист бумаги, прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

- Сейчас я приглашаю вас к столу с зелёным флажком. Ребята, как вы думаете, воздух имеет форму или нет? (ответы детей).

- Давайте попробуем доказать, что воздух не имеет форму. Чтобы это доказать мы его попробуем поймать, хоть мы его и не видим. Но мы, же с вами уже знаем, что воздух есть везде.

ОПЫТ 3 «Форма воздуха»

Оборудование: полиэтиленовый пакет.

- Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто)

- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Сейчас мы наберем в пакет воздух и закрутим его.

- Что произошло с пакетом? (ответы детей) (он надулся, приобрел форму). Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Он приобрёл форму пакета.

- Вот мы узнали ещё один секрет воздуха, что воздух приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

- Давайте выпустим воздух. Что произошло с пакетом? (ответы детей).

- Пакет опять стал пустым. Воздух вышел в пространство, которое нас окружает, то есть в нашу лабораторию. Мы с вами снова доказали, что вокруг нас воздух.

- Ребята, воздухом мы дышим через рот или нос, а потом выдыхаем. Как вы думаете можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? (ответы детей). Чтобы это

проверить пройдёмте к столу с жёлтым флажком.

Опыт 4 «Как почувствовать воздух»

Оборудование: веер, тазик (тарелка) с водой, бумажный кораблик, трубочка.

- А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да)

ля того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер.

А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.

Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для

демонстрации двоих детей)

В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что

произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл.

Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер.

А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.

Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для

демонстрации двоих детей)

В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что

произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл.

- Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер.

- А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

- Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей)

- В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл.

- Сейчас давайте немного отдохнем, проведём физкультминутку.

- Кто мне поможет?

Физкультминутка «Ветер»

Ветер веет над полями и качается трава.

(дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора.

(поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит.

(выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, назад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!

(имитируют ходьба)

Форма: групповая

Методы: словестный (беседа), игровой, опыт, демонстрация, экспериментирование.

Приемы: обследование, вопросы к детям, пояснение, указания

 

Коммуникативная, двигательная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети расширили знания о воздухе и его свойствах

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Опыт 5 «Как увидеть воздух»

Оборудование: стакан с водой, трубочка.

- Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля.

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

Что вы видите? (пузырьки)

- А что это за пузырьки? (это воздух)

- Верно.

- Куда плывут пузырьки: поднимаются вверх или опускаются на дно? (воздушные пузырьки поднимаются вверх). Значит, воздух какой, тяжёлый или лёгкий? (ответы детей).

Посмотрите, сейчас я взвешу на весах два стакана - один с

водой, другой с воздухом. Как вы думаете, какой из них опустится вниз, то есть он будет тяжелее? (ответы детей – вниз опустится стакан с водой).

- Верно, это еще раз доказывает, что вывод, сделанный нами ранее правильный – воздух легче воды.

Мы можем сделать ещё один вывод: воздух лёгкий, он легче воды.

Опыт 6 «Запах воздуха»

Оборудование: корка апельсина, долька чеснока.

- Ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах? (Ответы детей).

- Давайте понюхаем! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? (Ответы детей).

- Я тоже нет. Сейчас возьму корочку апельсина и помну её. Чем

пахнет?(Ответы детей).

- А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет? (Ответы детей).

Вывод: Запах передаётся по воздуху, но своего запаха у воздуха нет. Это свойство воздуха мы тоже с вами доказали с помощью апельсина и чеснока.

Форма: групповая

Метод: экспериментирование

Приемы: вопросы к детям, инструкция,

объяснение

Коммуникативная

Дети овладели способами действий с воздухом

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

- Что вы узнали о воздухе сегодня?

- Где вам пригодится эта информация и с кем бы вы поделились?

- Что вам понравилось больше всего?

Мне было приятно с вами работать, спасибо за занятие.

 

Форма: групповая

Метод:

словестный (беседа)

Приёмы: вопросы к детям, педагогическая оценка, обобщение.

Коммуникативная

Дети совместно с воспитателем подвели итоги занятия, обобщили полученный опыт

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×