Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности | Абрамова Любовь Владимировна. Работа №325601
ФИО: Абрамова Любовь Владимировна.
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: «Удивительные свойства воздуха»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
-обучающие: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.
-развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.
-воспитательные: воспитывать любознательность и взаимопомощь, умение взаимодействовать друг с другом при проведении опытов; бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты занятия: расширение представлений воспитанников о воздухе и его свойствах.
Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.
Технологическая карта занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
ФИО: Абрамова Любовь Владимировна.
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: «Удивительные свойства воздуха»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
-обучающие: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.
-развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.
-воспитательные: воспитывать любознательность и взаимопомощь, умение взаимодействовать друг с другом при проведении опытов; бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты занятия: расширение представлений воспитанников о воздухе и его свойствах.
Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, таз с водой, кораблик из бумаги.
№
Этапы, продолжи-тельность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы, приемы
Предполагаемая деятельность детей
Планируемые результаты
1.
Организационно-мотивационный этап
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия
-Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию.
-Ребята, а кто скажет, что такое лаборатория? (ответы детей).
-Правильно, ребята.
-Лаборатория - это помещение, где мы с вами проводим опыты, эксперименты, наблюдения. В нашей группе тоже есть мини-лаборатория.
Форма: групповая
Метод:
создание воображаемой ситуации
Приемы: вопросы детям, внезапное появление объекта
Коммуникативная
Внимание детей направленно на тему занятия
2.
Основной этап
2.1.
Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
-Ребята, сегодня в нашей лаборатории мы с вами раскроем секреты и познакомимся со свойствами воздуха и докажем, что воздух невидимый, но он существует вокруг нас.
-Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (ответы детей).
-Сейчас посмотрите в окно, что мы там видим (небо, земля).
-Что находится между небом и землёй в свободном пространстве? (ответы детей).
-Правильно, воздух.
-Ребята, мы с вами небо и землю видим? (ответы детей).
-А воздух видим? (ответы детей).
-А как, вы думаете, у воздуха есть секреты? (ответы детей).
-Ребята, кто напомнит, что такое воздух? (ответы детей).
- Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
- Как вы думаете, сможем мы без воздуха жить? (ответы детей).
- Послушайте стихотворение:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить (вместе с детьми) НЕ МОЖЕМ.
-Теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох»).
- Мы с вами доказали, что без воздуха мы можем находиться только несколько секунд, значит и жить без него мы не сможем. - Кому еще нужен воздух? (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)
- Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей.)
Форма: групповая
Методы: словестные (беседа)
Приемы: обследование, вопросы детям
Коммуникативная
Дети предлагают свои способы решения проблемной ситуации
2.2.
Этап ознакомления с материалом
Формирование и расширение представлений о воздухе и его свойствах
Чтобы открыть секреты воздуха, мы проведём опыты, доказывающие –
что воздух вокруг нас существует, несмотря на то, что мы его не видим. Я приглашаю
вас провести первый эксперимент: подойдём к столу с красным флажком, но сначала
повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Будь осторожен с предметами.
- Чтобы открыть секреты воздуха, мы проведём опыты, доказывающие – что воздух вокруг нас существует, несмотря на то, что мы его не видим. Я приглашаю вас провести первый эксперимент: подойдём к столу с красным флажком, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Будь осторожен с предметами.
Опыт 1 «Невидимый воздух»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с подкрашенной водой, стакан.
- Ребята, посмотрите, что мы видим на столе? (ответы детей)
(Тазик с водой, пустой стакан.)
- Давайте, проверим, действительно ли он пустой.
(Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой). Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.
- Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Что мешает попасть воде в стаканчик? (Ответы детей).
- Это доказывает, что в стакане находится воздух, который не пускает воду в стакан. Но через воздух, который находится в стакане, мы видим все предметы.
-Подставьте, пожалуйста, свою ладонь. Вы видите её? (ответы детей)
- Это доказывает, что воздух какой? (ответы детей)
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
А сейчас проведём ещё один опыт и докажем что воздух находится везде вокруг нас.
Опыт 2 «Воздух повсюду»
Оборудование: стакан с водой, салфетка.
- Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги, как вы думаете, что произойдет, если я стакан переверну? (ответы детей)
- Проверим! (Проводит опыт)
- Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей)
Вывод: Мы с вами доказали, что вокруг нас воздух, он давит на лист бумаги, прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.
- Сейчас я приглашаю вас к столу с зелёным флажком. Ребята, как вы думаете, воздух имеет форму или нет? (ответы детей).
- Давайте попробуем доказать, что воздух не имеет форму. Чтобы это доказать мы его попробуем поймать, хоть мы его и не видим. Но мы, же с вами уже знаем, что воздух есть везде.
ОПЫТ 3 «Форма воздуха»
Оборудование: полиэтиленовый пакет.
- Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто)
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Сейчас мы наберем в пакет воздух и закрутим его.
- Что произошло с пакетом? (ответы детей) (он надулся, приобрел форму). Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Он приобрёл форму пакета.
- Вот мы узнали ещё один секрет воздуха, что воздух приобретает форму того предмета, в который он попадает.
Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
- Давайте выпустим воздух. Что произошло с пакетом? (ответы детей).
- Пакет опять стал пустым. Воздух вышел в пространство, которое нас окружает, то есть в нашу лабораторию. Мы с вами снова доказали, что вокруг нас воздух.
- Ребята, воздухом мы дышим через рот или нос, а потом выдыхаем. Как вы думаете можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? (ответы детей). Чтобы это
проверить пройдёмте к столу с жёлтым флажком.
Опыт 4 «Как почувствовать воздух»
Оборудование: веер, тазик (тарелка) с водой, бумажный кораблик, трубочка.
- А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да)
ля того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер.
А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)
Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.
Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для
демонстрации двоих детей)
В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что
произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл.
Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер.
А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)
Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.
Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для
демонстрации двоих детей)
В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что
произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл.
- Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер.
- А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)
- Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей)
- В тазик с водой спускаем бумажный кораблик и дуем на него через трубочку. Что произошло с корабликом? Кораблик почувствовал движение воздуха и поплыл.
- Сейчас давайте немного отдохнем, проведём физкультминутку.
- Кто мне поможет?
Физкультминутка «Ветер»
Ветер веет над полями и качается трава.
(дети качают поднятыми руками вправо-влево)
Облако плывет над нами, словно белая гора.
(поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)
Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит.
(выполняют движения по тексту)
Вправо, влево, назад, вперед, а потом наоборот!
Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!
(имитируют ходьба)
Форма: групповая
Методы: словестный (беседа), игровой, опыт, демонстрация, экспериментирование.
Приемы: обследование, вопросы к детям, пояснение, указания
Коммуникативная, двигательная
Дети расширили знания о воздухе и его свойствах
2.3.
Этап практического решения проблемы
Овладение действиями, способами решения проблемы
Опыт 5 «Как увидеть воздух»
Оборудование: стакан с водой, трубочка.
- Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля.
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.
Что вы видите? (пузырьки)
- А что это за пузырьки? (это воздух)
- Верно.
- Куда плывут пузырьки: поднимаются вверх или опускаются на дно? (воздушные пузырьки поднимаются вверх). Значит, воздух какой, тяжёлый или лёгкий? (ответы детей).
Посмотрите, сейчас я взвешу на весах два стакана - один с
водой, другой с воздухом. Как вы думаете, какой из них опустится вниз, то есть он будет тяжелее? (ответы детей – вниз опустится стакан с водой).
- Верно, это еще раз доказывает, что вывод, сделанный нами ранее правильный – воздух легче воды.
Мы можем сделать ещё один вывод: воздух лёгкий, он легче воды.
Опыт 6 «Запах воздуха»
Оборудование: корка апельсина, долька чеснока.
- Ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах? (Ответы детей).
- Давайте понюхаем! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? (Ответы детей).
- Я тоже нет. Сейчас возьму корочку апельсина и помну её. Чем
пахнет?(Ответы детей).
- А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет? (Ответы детей).
Вывод: Запах передаётся по воздуху, но своего запаха у воздуха нет. Это свойство воздуха мы тоже с вами доказали с помощью апельсина и чеснока.
Форма: групповая
Метод: экспериментирование
Приемы: вопросы к детям, инструкция,
объяснение
Коммуникативная
Дети овладели способами действий с воздухом
3.
Заключительный этап
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки
- Что вы узнали о воздухе сегодня?
- Где вам пригодится эта информация и с кем бы вы поделились?
- Что вам понравилось больше всего?
Мне было приятно с вами работать, спасибо за занятие.
Форма: групповая
Метод:
словестный (беседа)
Приёмы: вопросы к детям, педагогическая оценка, обобщение.
Коммуникативная
Дети совместно с воспитателем подвели итоги занятия, обобщили полученный опыт