Технологическая карта "Знакомство с произведением Ю. Яковлева «Полосата палка»" | Порчайкина Галина Владимировна. Работа №310783
Тема занятия: Поступок и проступок как основные нравственные категории подростков (на примере знакомства с произведением Ю. Яковлева «Полосата палка»).
Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. На занятии дети приходят в гости к писателю Ю.Яковлеву.
Происходит формирование представлений о нравственных качествах личности подростков через призму жизненных фактов Ю.Яковлева и его времени. Дети учатся определять личностную мотивацию в выборе поступков, критическое отношение к себе и окружающим людям.
Знакомство с произведением Ю. Яковлева «Полосата палка»
Технологическая карта внеурочного занятия.
Тема: Поступок и проступок как основные нравственные категории подростков (на примере знакомства с произведением Ю. Яковлева «Полосата палка»)
Цель: формирование представлений о нравственных качествах личности подростков через призму жизненных фактов Ю.Яковлева и его времени.
Задачи:
- формировать умение объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, развивать внимание к смыслу слова в контексте и смыслу факта во времени;
- формировать умение определять характер поступков и проступков подростков;
- воспитывать представление о юридической ответственности за правонарушения общественного порядка.
Планируемые результаты(ПР):
- метапредметные:
Регулятивные
(Р):
учатся
контролировать и оценивать свою деятельность
.
Коммуникативные
(К):
формируют умения
оформля
ть
свои мысли в устной речи, делать выводы
.
-личностные (Л): учатся определять личностную мотивацию в выборе поступков, критическое отношение к себе и окружающим людям.
Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация.
Структура занятия
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Орг. момент.
-Здравствуйте, меня зовут Ангелина Ильинична, сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.
Ребята, у меня к вам просьба, давайте, как и положено при встрече:
-Повернемся друг к другу, улыбнемся и скажем друг другу комплименты.
-Я надеюсь, что у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, чтобы такое настроение у вас сохранилось в течение всего нашего занятия.
-Садитесь.
-слушают учителя
-настраиваются на работу
Актуализация знаний.
- Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.
-Но сначала мы должны с вами узнать тему нашего занятия.
Слайд 1: в магическом квадрате спрятались слова нашей темы урока, одно слово имя прилагательное, другое имя существительное. Какие это слова? Работаем в парах
-Верно, тема нашего занятий «Творчество Ю. Яковлева, рассказ «Полосатая палка»».
-Какова цель нашего занятия. На рабочей доске расположены слова в разнобой, из них нужно собрать предложение.
-слушают учителя
- полосатая палка
- познакомимся с культурной средой 30 -50 годов, когда формировался как писатель, автор многих очень нужных всем и сегодня произведений, Ю. Яковлев и его рассказом «Полосатая палка».
Открытие новых знаний.
-Слайд 2: Юрий Яковлевич Яковлев - российский детский писатель. Родился в Ленинграде (ныне город Санкт-Петербург) в1922году.Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране.
Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Зачем так много для детей разных произведений искусства Яковлев? В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.. Возможно, именно война и повлияла на мировоззрение писателя, как он глубоко проникает в проблемы общества и помогает читателям стать добрее. Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Почему так говорят? Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования. Что такое идея? (главная мысль, которую автор хотел донести до читателей) Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину.
- Слайд 3: Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”. Как вы понимаете эти слова?
- Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”. Автор старается помочь вам стать взрослым порядочным человеком, дает понять, что такое поступок, и помогает уберечься от проступков
Знакомы ли вам эти понятия? Уточним. Посту́пок, дея́ние — сознательное действие, реализованный акт свободной воли. Проступок - это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда.
-Поступок – это осознанное действие с определенной целью, а проступок – действия, нарушающие определенные нормы.
Основной этап
-Прослушаем чтение наизусть, правда, в сокращении, рассказа Яковлева «Полосатая палка» в исполнении мальчика, очень на вас похожего по возрасту, но у него есть небольшой атрибут, который вы не носили и, наверное, не знаете, что это такое и зачем всем мальчишкам и девчонкам 10-14 лет его повязывали. Пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести;
Прослушивание и чтение по распечаткам текста.
Какими словами автор закончил свой рассказ? На что надежда? Куда спешить? Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.
- Мнения разделились. Давайте подискутируем, чтобы разобраться, кто же из нас прав?
- Обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа.
-Слайд 5: Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка? Докажите содержанием из текста.
Итак, при первом знакомстве мы видим:
наглого
равнодушного
грубого
безответственного мальчика
драчуна
задиру
- Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов. ( Игра «да»- «нет») Фронтально.
* возмущение * восхищение
* равнодушие * неловкость
* уважение * радость
* обиду * доброжелательность
* чувство бессилия * недовольство.
- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?
Конечно, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.
- Я предлагаю вам выбрать модель (кружки желтые и черные), которой можно обозначить нашего героя.
- Почему выбрали чёрный цвет?
-Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними. Как эти плохие поступки называются?
Заметьте, как много слов в русском языке с такой же приставкой, несущих негативное значение. Назовите их. (прогулы, пропуски, просчеты, проблемы …)
На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?
-На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте? - группа
Как на крючок
Цепкий крючок
Как крючья
- Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова?
- Сейчас мы подошли к вопросу, над котором вы работали дома: взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой? – парами
Свои суждения подтверждайте цитатами из текста.
- Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа.
Физминутка
Анализ чувств героя.
- В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев характер героя раскрывает не только через его проступки и поступки, но и через его чувства, мысли, переживания.
-Давайте попробуем понять, что происходит в душе нашего героя, какие переломные момент происходят в его душе? Языковой ряд. Раскрасьте части.
Слайд 6-7 :
Обратимся к языковому плану:
Используются цветовые обозначения:
1.Черный – негатив
2.Голубой – положительное влияние на Мишу Выше.
3.Зеленый - положительные изменения в сознание Миши
4.Светло- оранжевый – размышления
5.Оранжевый- сила духа.
6.Красный – символ смелости.
В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»?
Как вы её поняли? Обсудите это в парах.
(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой проступок).
- А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?
(Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов- совершил благородный поступок) .
- А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: «Нет, полосатые палки выдают не слепым…» Зачитаем его.
- Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою?
(Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям)
- Слайд 8: Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести)
- Какое нравственное начало ещё было живо в Мишке и пробудилось в самый ответственный момент? (В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)
- Слайд 9: Что такое совесть?
Как вы понимаете значение этого слова?
Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.
Заглянем в историю слова «
совесть
». Это слово состоит из двух частей: приставки
со
- что значит – «вместе», «соединение», корня -
весть
, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.
Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
(Толковый словарь В.И. Даля)
- хочется отметить, что некоторые из вас тоже иногда совершают проступки, внимание на слайд 10 :
- Дети читают начало рассказа до «…из девятой квартиры»
-перечисляют из текста
- ответ из текса – зачитывают
-выбирают подходящие слова
-нет, потому что….
-проступки.
- ответы детей
-ответы детей
Подведение итогов. Рефлексия.
- Слайд 11: Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”. Завтрашними человеками для Яковлева являетесь тот чтец-пионер, исполнение которого вы слушали, и вы, молодое поколение начала 21 века. Вот такой нравственный завет из своего времени передал вам писатель.
Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос:
“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”
- Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места проступкам, после которых буравчиком вас мучила бы совесть.