Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологические основы формирования и развития читательской грамотности у младших школьников | Мой кабинет. Работа №354070

Дата публикации:
Автор:
Описание:

         Совсем недавно мы были самой читающей страной в мире. Много читали, любили книгу. Книга была для нас основным источником знаний.

        Современные дети читают мало, а образование трудно дается тем, кто не любит читать.  

Почему же дети стали плохо читать?

Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Во–вторых, в классах много так называемых «детей риска».

Технологические основы формирования и развития читательской грамотности
у младших школьников
Автор:
Расулова Любовь Михайловна,
учитель начальных классов
КРОТОВКА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
По наблюдению школьных учителей, большинство трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению по русскому языку, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения.
В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем и качество чтения младших школьников, являются следующие.
Во-первых, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём стали занимать телевидение и компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Привыкая к аудиовизуальным средствам хранения и передачи информации, детям трудно воспринимать печатный текст.
Во-вторых, поступая в первый класс, младшие школьники отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем.
В-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек, родители не читают вместе с детьми.
Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования читательской грамотности у младших школьников. Поэтому в стандарте начального общего образования особо отмечено, что к концу 4 класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках. Таким образом, проблема формирования читательской грамотности у младших школьников является весьма актуальной.
Исходя из выше сказанного, нами были сформулированы следующие методологические параметры исследования.
Противоречие исследования: между необходимостью формировать навыки осознанного чтения у младших школьников и недостаточной отрефлексированностью эффективных приемов формирования осознанности чтения в начальном звене школы.
Проблема исследования: какие приемы формирования читательской грамотности у младших школьников являются наиболее эффективными.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – методические приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать читательскую грамотность, как компонент полноценного навыка чтения.
2. Описать возрастные особенности восприятия и понимания художественного текста младшими школьниками.
3. Систематизировать методы и приемы формирования читательской грамотности у младших школьников.
4. Выявить уровень сформированности читательской грамотности у младших школьников.
5. Апробировать комплекс методических приемов формирования читательской грамотности у младших школьников и доказать их эффективность.
Гипотеза исследования: формирование навыков читательской грамотности у младших школьников будет более эффективным, если наряду с традиционными приемами понимания текста применять нестандартные приемы:
- определение истинности – ложности высказывания по отношению к тексту,
- заполнение пробелов в тексте,
- расположение вопросов по порядку содержания текста,
- самостоятельный письменный диалог с текстом в литературоведческом дневнике и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, обработка эмпирических данных.
Характеристика читательской грамотности у младших школьников
Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.
По мнению отечественного методиста Н.Н. Светловской, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое вдумчивое чтение, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к национальным культурным традициям, погружения в мир литературы, развития личности ребенка, залогом успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежным средством ориентации в большом потоке информации.
Характеризуя навык чтения, методисты выделяют четыре качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному [Лазарева 2005].
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:
беглое чтение;
толкование текста в буквальном смысле;
оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение;
преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
формулирование основных идей и выводов;
общее понимание текста;
размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть зазоры между авторским изложением мыслей.
Таким образом, на уроке чтения учитель начальных классов должен стараться, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися. Маленькому читателю нужно помочь:
– подготовиться к восприятию текста;
– понять форму и содержание произведения;
– выработать свое собственное отношение к читаемому, т.е. вступить в диалог с автором произведения.
Все названные выше качества полноценного навыка чтения (правильность, беглость, сознательность, выразительность) взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Так, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности.
Методы и приемы формирования сознательности чтения у младших школьников
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
I.Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
II. Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
III. Ступень синтетического чтения
Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.
Основными причинами медленного чтения являются:
- неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;
- плохое развитие артикуляционного аппарата;
- регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному слову) - результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя : "Понял или нет";
- низкий уровень концентрации внимания и памяти (пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);
- малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение , угол зрения -не видит всё слово , а только слоги или буквы);
- отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова, другое слово или по контурам догадываться какое оно;
- темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);
- скудный словарный запас;
- плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение);
- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели;
- синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности ( ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия , поёживается, не может ждать своей очереди;
- привычка узнавать слова только после прочтения вслух;
- плохая наследственность (если во время беременности мать курит и т.д.);
Можно выделить несколько путей совершенствования техники чтения, исходя из которых, строить свою работу по формированию навыков беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.
Упражнения по совершенствованию техники чтения можно разделить на несколько групп и подгрупп.
Урок чтения можно начать с развития подвижности речевого аппарата.
І. Развитие подвижности речевого аппарата.
Упражнения для губ и языка.
1.Поздоровайтесь с собой в зеркале:
Доброе утро, Маша!
Сегодня тебе должно очень повезти. Отличного тебе настроения!
2. Хоботок - улыбка (10 раз).
3. Хоботок- вправо, влево.
4. Хоботок - вверх, вниз.
5. Кончиком языка упереться в щёку и растянуть её ( ).
6. Кончиком языка упереться в верхнюю губу, а затем в нижнюю.
7. Сжать губы, а язык попытаться высунуть лодочкой.
8. Вдох. Выдох – резко читаем слоги:
пу по па пэ пи пы
бу бо ба бэ би бы
9. Чтение слов, трудных для произношения:
электрофикация, портфель, иллюминация…
10. Скороговорка:
От топота копыт пыль по полю летит.
Примечание. Задания 8 и 9 нужно произносить, артикулируя каждую букву (сначала очень медленно, по слогам, затем обычно, быстро, очень быстро и в обратном порядке).
ІІ. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения с целевой установкой, например связанной с изучаемой темой по русскому языку. В процессе чтения постарайтесь запомнить слово с орфограммой ЖИ-ШИ. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово, не может связать все слова воедино. Чтобы этого не было, необходимо развивать оперативную память.
ІІІ. Развитие оперативной памяти.
Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность предложений такова: если первое предложение имеет всего 8 букв, то последнее предложение 18-го набора – 46. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы.
Методика проведения зрительных диктантов.
1.(До урока.) Записывается набор предложений на двух досках (печатными буквами). Закрывается ватманом.
2. (Во время урока.) Открывается одно предложение на определённое время (от 4 до 7 сек.), за которое дети читают его про себя. Стирается предложение, а дети записывают его в тетрадь.
И так с каждым предложением.
Примечание. Если ребёнок не успевает заполнить предложение, то необходимо на следующий день повторить работу с данным набором. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать без проблем. На каждый набор уходит по 3 дня. Зрительные диктанты должны писаться каждый день.
ІV. Развитие поля чтения зрительного восприятия слов.
Фотоглаз.
Этот приём используется с периода обучения грамоты, постоянно усложняя его:
за короткое время ученик должен воспринять букву, слово, несколько слов, предложение;
за отведённое время ученик должен сфотографировать столбик слов, а затем выделить нужное слово (чтение пирамидами), при этом названное слово в данном наборе может и отсутствовать.
Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, быстро их фотографируют и произносят. Этот приём совершенствует устойчивость внимания, оперативную память, развивает поле чтения зрительного восприятия слов.
Скочкообразное чтение Кенгуру.
Под счёт 1, 2, 3 фиксируется взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем абзац. Чтение вслух. Такое упражнение используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2,фиксируя взгляд на начале и конце строки.
Считаем слова.
При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2-ом – не более 4-х, в 3- 4-м – не более 5-ти.
Цель этого упражнения – загрузить слуховой аппарат учащихся посторонней работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.
Считаем строчки.
Это упражнение аналогично первому, но отличается следующими моментами: вертикальное движение глаз по странице; просматривание каждой строки 1 сек.
Данное упражнение расширяет зону восприятия при чтении путём формирования навыка одномоментного восприятия строчек текста, т.е. без движения взгляда вдоль строки слева направо.
Вертикально – слаломное чтение Слалом.
В течение 20 сек., перемещая взгляд вертикально (слаломно), пытаемся найти существенную информацию.
Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.
Работа выполняется за 10 секунд.
У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:
Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.
Также проводили ежеурочные пятиминутки чтения.
V. Развитие смысловой догадки (антиципации).
1.Антиципация частей поговорок.
Сделал дело…
Тише едешь…
Дал слово…
Лучше поздно…
Мал золотник…
Семь раз отмерь…
2. . Угадай - чтение текста с закрытыми окончаниями в словах.
Медок и холодок.
Алёнка вылез из луж и сказа :
-А вода до чего тёпл!
И побеж по ули, по всем лужи и калужинк …
3. Тренировочное средство Решётка.
ДТС Решётка представляет собой комплект четырёхугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16 Χ 10 см. В каждом четырёхугольнике вырезаны окошки размером 6 Χ 10 см. Решётки различаются шириной перегородки. Так, в одной решётке все перегородки между окошками равняются 4 мм. В другой – ширина перегородки 5 мм и 6мм.
Решётка накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).
Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решётку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.
Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 мин. непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.
4 Антиципация частей диалога.
-Ты уже читал эту книгу?
(Нет, не читал.)
-Я тебе её дам прочитать.
(Спасибо. Но я её тебе не скоро верну.)
-Ты что, медленно читаешь?
(Да. И читать некогда.)
VІ. Развитие скорости чтения.
Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко используются три типа упражнения:
- многократное чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1– й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;
2– й раз – повторное прочтение без учителя;
3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов;
4– й раз – чтение в темпе разговорной речи;
5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Упражнения для развития скорости чтения
Буксир
Учитель читает вслух текст, варьируя скорость чтения. Дети стараются успевать за мной. Проверку осуществляю путём внезапной остановки на каком-либо слове.
Инструкция
Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске (карточке).Ученики выполняют всё молча.
Кто быстрее?
На столах несколько статей. Требуется найти нужное предложение. По команде ученик берёт статью и скользит по тексту. Вопросы по содержанию текста не задаются.
Чтение Спринт.
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы.
Губы.
К плотно сжатым губам по команде Губы, дети прикладывают палец левой руки и начинают читать про себя. Этим движением подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда Губы подаётся всё реже и ,наконец, отменяется совсем.
Финиш.
Называю текст по учебнику (или раздаю карточки) для чтения про себя, указав слово (или группу слов), до которого необходимо читать. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Проверяю прочитанное, задав несколько вопросов по тексту
Включаются различные виды чтения:
- (для слабочитающих) чтение с чётким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение для себя, чтение с линейкой;
- выделяю посильные для индивидуального чтения части текста;
-хоровое, групповое, выборочное и комментированное чтение;
- скандирующее чтение(отстукивание темпа) для регуляции темпа чтения и др.
VІІ. Стимулирование учащихся. Все читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.
Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие результаты.
Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.
Семь основных правил быстрого чтения
Правило 1. Текст любой трудности надо читать один раз, не возвращаясь глазами назад, то есть читать без регрессий. Конечно, возвращение к тексту необходимо для осмысления прочитанного и для развития своей мысли. Но только после первого чтения без регрессий.
Правило 2. Одна из причин, побуждающих нас к чтению - это получение информации. Для этого желательно заранее знать, что именно Вы ищете в каждом смысловом отрезке текста. Для удобства можно воспользоваться интегральным алгоритмом чтения статьи:
1) название;
2) автор;
3) источник и его данные;
4) проблема;
5) извлечение фактов для их дальнейшего осмысления;
6) особенности излагаемого материала и критика;
7) новизна.
Правило 3. Для осмысления прочитанного воспользуйтесь дифференциальным алгоритмом чтения. Он состоит из 3 блоков: ключевые слова, смысловые ряды и доминанта. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они передают состояние предмета. Обозначают действие или признак предмета. Их можно подчеркивать простым карандашом. Из ключевых слов строятся смысловые ряды, которые позволяют в сжатом виде понять содержание абзаца. Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами на языке собственных мыслей в результате осмысления полученной информации.
Правило 4. Главный враг быстрого чтения - это артикуляция. Чтение без артикуляции позволяет изменить процесс переработки информации. Совершено иначе происходит процесс понимания и запоминания информации. Чтению без артикуляции способствует выстукивание ритма рукой. Детей достаточно приучить читать, прижав указательный палец к губам.
Правило 5. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Это позволит быстрее находить нужную информацию в тексте. Упражнения по таблицам Шульте помогут его совершенствовать.
Правило 6. Катализатором чтения является внимание. Его отсутствие мешает читать без регрессий. Внимание характеризуют пять показателей: концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем.
Точно и быстро выполнить любую работу можно лишь в том случае, если Вы будете максимально собраны, то есть у Вас будет сконцентрировано внимание. Устойчивое внимание отличает людей, увлеченных своим делом, умеющих отвлечься от постороннего.
Когда нужно выполнить одновременно две или несколько работ, то пригодится способность распределять свое внимание на два и более вида деятельности. Умение быстро переключаться с одного вида работы на другой помогает быстро ориентироваться в читаемом тексте. На практике объем внимания характеризуется числом предметов, который человек может воспринять при быстром предъявлении. Важно тренировать свое внимание.
Правило 7. Обучение быстрому чтению осуществляется благодаря памяти. Оказывается, что материал не просто хранится в мозге, а перерабатывается или забывается.
Чтение без регрессий и артикуляции, интегральный и дифференциальный алгоритм, внимание, периферическое зрение, создание "карт памяти" позволит Вам тратить меньше времени на чтение газет и журналов.
Работая над развитием оптимальной скорости чтения, хороших результатов можно добиться, лишь внедряя систематические упражнения и проблемно-поисковый стиль мышления. Важно творчески использовать различные приёмы, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
П е р в а я г р у п п а – логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
шарф, варежки, пальто, кофта;
телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
картофель, свёкла, лук, капуста;
лошадь, корова, свинья, овца;
туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
липа, береза, ель, сосна;
курица, утка, гусь, индейка;
зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
молоко, сметана, простокваша, мясо;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
ель, сосна, кедр, осина;
лук, огурец, морковь, яблоко;
гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
они одного рода;
они состоят из двух слогов.
5. Путем перестановки букв составь слово.
у к л б о; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
кора, лото, боксер;
молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Зима, рама;
пуговица, молоток, лава;
укор, бузина, тина;
поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружье;
соломка, пора, мель;
смола, слеза берет.
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
а) Песня – композитор; самолет - ?
- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;
б) школа – обучение; больница - ?
- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;
в) нож – сталь, стул - ?
- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;
г лес – деревья, библиотека - ?
- город, здание, библиотекарь, театр, книги;
д) утро – ночь, зима - ?
- мороз, день, январь, осень, сани.
10. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
корова, шкаф, стул, диван, овца, коза, стол;
апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;
мак, липа, клён, ромашка, береза, ландыш, дуб.
11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12. Какие буква, слог, слово лишние.
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
река, речка, ручей, ручка, ручеёк
В т о р а я г р у п п а – игры по составлению слов со словами
1. Найди слово в слове.
Гроза
шутка
часовщик
газета
поднос
щепка
кустарник
шоколадка
ярмарка
2. Подбери пару
а) песня
площадь
подруга
почтальон
подарок
полотенце
портфель
парикмахер
б) загар
звонок
забор
зубр
задача
земляника
практичный
примерный
прилежный
праздничный
полосатый
полотняный
прекрасный
приятный
золотистый
занимательный
знаменитый
звонкий
зрелый
зеленый
3. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
з б р е ы, у ы з б р, и т г и р, в д р ы ы, о ы б б р.
4. Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда.
(Картина)
С буквой к живу в лесу.
С буквой ч овёс пасу
(кабан – чабан)
5. Ребусы.
6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока)
7. Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.
ма ти ма си ра му ло ка до
Т р е т ь я г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
На реке.
Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…
Ч е т в е р т а я г р у п п а – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске).
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
П е р в а я г р у п п а – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
8. Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.
9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.
11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).
12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д.
13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.
14. Фотоглаз.
15. Повтори скороговорку, предложение, текст.
16. Заучивание четверостиший.
В т о р а я г р у п п а – упражнения со словами.
1.Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;
мышка – мошка – мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
4. Чтение перевёртышей.
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. Сквозная буква, Лесенка.
--- -з-
--- -з-
--- -з-
--- -з-
ч__
ч____
ч_____
ч______
6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ
П е р в а я г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
8 4 7
2 1 5
6 3 9
22 9 14 18 7
3 12 6 23 20
21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали: Комплект № 1
13
3
28
7
35
23
15
33
22
31
10
18
5
34
9
19
12
21
1
29
17
4
2
24
27
16
32
25
26
30
6
14
8
11
20
Комплект № 2
26
17
14
20
12
1
32
31
3
22
33
30
7
10
23
35
8
27
18
25
15
5
11
24
16
2
28
4
21
29
6
13
34
9
19
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
сок
носки
сам
Света
место
каток
кукла
магазин
ива
кресло
клетка
кукла
рак
(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).
4. Чтение столбиков с трафаретами.
(Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3-5 слов, II класса – 10-12 слов, III класса – 15-18 слов, IV класса – 20-25 слов.)
чек
зуб
дом
красный
бегать
игра
защелка
лаборант
молоко
универмаг
продовольствие
учебники
5. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
6. Назови по порядку.
беда
несчастье
горе
печаль
буря
вьюга
позёмка
метель
ветер
вихрь
ураган
шторм
плач
рёв
слёзы
рыдания
7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.
Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
8. Наборы Т.Н.Федоренко.
Тексты зрительных диктантов.
9. Фотоглаз.
10. Угадай-ка
Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
11. Кто быстрее?
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
12. Бегущая строка.
13. Работа по таблице.
Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря).
Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; круг, желтая, точка, пятое, сверху и т.д.). (см. табл.)
Таблица.
агроном
железо
медведь
осина
календарь
металл
билет
пенал
растение
комната
инженер
деревня
дорога
ребята
лисица
заяц
капуста
одежда
месяц
самолет
орех
дежурный
аллея
Москва
огурец
язык
метро
топор
ветер
сирень
интересный
морковь
желтый
праздник
овощи
русский
молоко
север
пальто
посуда
сапог
комбайн
осина
телефон
мороз
коньки
путешествие
сверкать
магазин
ужин
трактор
лагерь
корабль
шоссе
сеялка
солома
шофёр
завод
сорока
погода
октябрята
хлебороб
директор
аккуратно
командир
трамвай
космонавт
черный
желать
квартира
горизонт
пассажир
председатель
лестница
земляника
картофель
столица
солдат
Россия
костёр
ворона
город
тетрадь
хорошо
корова
народ
билет
берег
улица
ягода
правительство
воробей
свобода
библиотека
революция
коллектив
ракета
девочка
фамилия
вагон
медленно
богатство
спасибо
песок
учитель
карандаш
Родина
пшеница
урожай
ученик
товарищ
малина
субботник
газета
класс
герой
портрет
машина
вокзал
платок
В т о р а я г р у п п а – упражнения для активации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2. Скороговорки.
3. Бегущая лента.
Через отверстия в кортоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;
з) чтение – спринт;
к) скачкообразное6 чтение Кенгуру и т.д.
IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Чтение слова с разными оттенками интонации.
Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
Упражнения дыхания.
Упражнения для развития голоса.
Упражнения для дикции.
Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
8. Чтение по ролям, в лицах.
9. Использование памятки:
а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай четко слова и окончания;
в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан - произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Использование в практике всей системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.
Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:
- увеличивается объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
- улучшается устойчивость внимания;
- увеличивается словарный запас;
- развивается артикуляционный аппарат.
- у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;
- совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами;
- уровень понимания текста - высокий;
- чтение выразительное;
- уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Первым шагом на пути к развитию читательской компетентности, безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что развитие читательской компетенции младшего школьника считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме;
Функциональная грамотность – это умения установленного типа, которые развиты на знаниях. Формироваться данные умения будут только тогда, когда учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно ориентироваться в ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная сфера является помощником в его деятельности (деятельность в группах), учиться общаться (чувство локтя).
Для этого педагогу самому нужно изменить свой стиль преподавания. Использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе учебных ситуаций; уровневый дифференцированный подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений.
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×