Название статьи:
Технологии бесконфликтного общения. | Мой кабинет. Работа №348195
Дата публикации:
22.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Практическое значение знания природы возникновения и развития конфликтов позволяет достаточно быстро проводить их анализ и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже упражнения не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.
Технологии бесконфликтного общения.
Конфликт всегда предполагает противоборство двух сторон и нанесение ущерба (морального, материального, личностного и т.п.). Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Основное содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению определенных
правил и норм общения.
Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
Уточняйте, правильно ли вы поняли общее содержание принимаемой
информации и ее детали.
Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл
принятой информации.
В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не
давайте советы, не критикуйте, не отвлекайтесь на подготовку ответа.
Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте
последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации , не переходите к новым сообщениям.
Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте
эмпатию к собеседнику.
Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт
глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора – плохой союзник и , как правило, приводит к обострению ситуации. Нереализованные, непроработанные эмоции, как резкая реакция на критику, сопротивление, приводят к излишнему эмоциональному напряжению взаимодействующих и мешает им понять друг друга, не позволяет им четко изложить свои мысли.
Поэтому управление эмоциями в ситуации общения является одним из необходимых бесконфликтного общения.
Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера.
Способы достижения:
визуализация (представить себя в какой-то ситуации);
избавление от гнева (заземление негативной энергии);
проецирование (рисунок ситуации на экран);
очищение энергетического поля (телесные действия, гимнастика, душ и т.п.)
Рационализация эмоций обмен содержанием эмоциональных
переживаний в процессе спокойного общения: не поддаваться действию психологического закона заражения, удержаться от эмоциональной первоначальной реакции
Способы достижения: с помощью вопросов - Почему он ведет себя так?, Каковы его мотивы в данном конфликте?, Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с како-то другой причиной? и т.п..
Во-первых, начинает активно работать сознание, что создает дополнительную защиту от эмоционального взрыва.
Во-вторых, создаете ситуацию возможности для противника выпустить пар.
В-третьих, отвлекаетесь от ненужной информации, которую может выпустить противник в возбужденном состоянии.
В-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень сложную и важную задачу – ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.
Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения.
Практическое задание. Анализ собственного стиля поведения во взаимодействии с окружающими.
Упражнение 1.
Цель: на основе анализа собственного стиля поведения выявить саботажников общения, используемых в общении сознательно или бессознательно.
Инструкция: заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице.
Задание:
- проанализируйте как вы общаетесь, когда вы чувствуете себя одиноко
среди людей или загнанными в угол (можно использовать формулировки из таблицы Типы конфликтогенов);
какие саботажники общения часто присутствуют в вашем
взаимодействии с окружающими;
проанализируйте стиль общения других по той же схеме.
Типы конфликтогенов.
Характер конфликтогенов
Формы проявления
Прямое негативное отношение
- приказание, угроза;
- замечание, критика;
- обвинение, насмешка;
- издевка, сарказм.
Снисходительное отношение
- унизительное утишение;
- унизительная похвала;
- упрек;
- подшучивание.
Хвастовство
- восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторское отношение
- категоричные оценки, суждения, высказывания;
- навязывание своих советов, своей точки зрения;
- напоминание о неприятном;
- нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность
- утаивание информации;
- обман или попытка обмана;
- манипуляции сознанием человека
Нарушение этики
- причинение случайно неудобства без извинения;
- игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.);
- перебивание собеседника;
- перекладывание ответственности на другого человека.
Регрессивное поведение
- наивные вопросы;
- ссылки на других при получении справедливого замечания;
- пререкания.
Упражнение 2.
Внимание! Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами
Саботажники общения
Примеры
Это делаете
вы
другие
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность).
Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении.
Делайте как сказано, или…
Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими людьми)
Срочно зайдите ко мне в кабинет.
Не спрашивайте, почему; делайте, как вам говорят.
Ваше дело – исполнять молча.
Критика (негативная).
Вы недостаточно прилежно работаете.
Вы постоянно жалуетесь.
Оскорбительные диагностические прозвища
Такое может сказать только идиот.
Ну ты просто дурак.
Чего еще можно ожидать от бюрократа (критина, козла, чокнутого и т.п.).
Приговор
По тебе тюрьма плачет.
Неудачник.
Пропащий человек.
Слова – долженствования
Вы должны вести себя более ответственно.
Вы должны смотреть на факты.
Вы не должны себя так вести.
Сокрытие важной информации (реплика-ловушка, стимулирующая принятие невыгодного решения).
Вам этот проект обязательно понравится.
Вы не пожалеете, если заключите с нами договор.
Коммуникация, не оставляющая выбора.
Делайте, как я сказал, или убирайтесь вон.
Или будет по-моему, или иди отсюда.
Допрос
Сколько часов у вас ушло на это?
Почему ты так поздно?
Чем это вы занимаетесь на рабочем месте?
Диагноз мотивов поведения
Вы одержимы собственническим инстинктом
У вас не хватает инициативы.
Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным)
Если бы ты вовремя навел порядок на своем столе, у тебя не было бы причин для паники.
Почему ты не сделал вот так…
Я бы на твоем месте…
Просто не обращай на них внимания.
Возьми себя в руки, не распускайся
Отказ от обсуждения вопроса
нечего тут обсуждать. Я не вижу тут никакой проблемы
Брось, давай поговорим о другом.
Интерпретация
Я считаю такое поведение безобразным, несоответствующим…
Так поступают только безответственные люди
Смена темы
Сколько можно об этом говорить, давай поговорим о другом. Я вчера….
Соревнование
Да это что, а вот я попал на прошлой неделе…
Успокоение отрицанием существования проблемы
Не нервничай
Не волнуйся
Плюнь
Все пройдет
Забудь
Да брось, все прекрасно…
Психолог Жанна Шевцова.
Скачать работу
Конфликт всегда предполагает противоборство двух сторон и нанесение ущерба (морального, материального, личностного и т.п.). Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Основное содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению определенных
правил и норм общения.
Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
Уточняйте, правильно ли вы поняли общее содержание принимаемой
информации и ее детали.
Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл
принятой информации.
В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не
давайте советы, не критикуйте, не отвлекайтесь на подготовку ответа.
Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте
последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации , не переходите к новым сообщениям.
Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте
эмпатию к собеседнику.
Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт
глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора – плохой союзник и , как правило, приводит к обострению ситуации. Нереализованные, непроработанные эмоции, как резкая реакция на критику, сопротивление, приводят к излишнему эмоциональному напряжению взаимодействующих и мешает им понять друг друга, не позволяет им четко изложить свои мысли.
Поэтому управление эмоциями в ситуации общения является одним из необходимых бесконфликтного общения.
Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера.
Способы достижения:
визуализация (представить себя в какой-то ситуации);
избавление от гнева (заземление негативной энергии);
проецирование (рисунок ситуации на экран);
очищение энергетического поля (телесные действия, гимнастика, душ и т.п.)
Рационализация эмоций обмен содержанием эмоциональных
переживаний в процессе спокойного общения: не поддаваться действию психологического закона заражения, удержаться от эмоциональной первоначальной реакции
Способы достижения: с помощью вопросов - Почему он ведет себя так?, Каковы его мотивы в данном конфликте?, Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с како-то другой причиной? и т.п..
Во-первых, начинает активно работать сознание, что создает дополнительную защиту от эмоционального взрыва.
Во-вторых, создаете ситуацию возможности для противника выпустить пар.
В-третьих, отвлекаетесь от ненужной информации, которую может выпустить противник в возбужденном состоянии.
В-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень сложную и важную задачу – ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.
Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения.
Практическое задание. Анализ собственного стиля поведения во взаимодействии с окружающими.
Упражнение 1.
Цель: на основе анализа собственного стиля поведения выявить саботажников общения, используемых в общении сознательно или бессознательно.
Инструкция: заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице.
Задание:
- проанализируйте как вы общаетесь, когда вы чувствуете себя одиноко
среди людей или загнанными в угол (можно использовать формулировки из таблицы Типы конфликтогенов);
какие саботажники общения часто присутствуют в вашем
взаимодействии с окружающими;
проанализируйте стиль общения других по той же схеме.
Типы конфликтогенов.
Характер конфликтогенов
Формы проявления
Прямое негативное отношение
- приказание, угроза;
- замечание, критика;
- обвинение, насмешка;
- издевка, сарказм.
Снисходительное отношение
- унизительное утишение;
- унизительная похвала;
- упрек;
- подшучивание.
Хвастовство
- восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторское отношение
- категоричные оценки, суждения, высказывания;
- навязывание своих советов, своей точки зрения;
- напоминание о неприятном;
- нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность
- утаивание информации;
- обман или попытка обмана;
- манипуляции сознанием человека
Нарушение этики
- причинение случайно неудобства без извинения;
- игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.);
- перебивание собеседника;
- перекладывание ответственности на другого человека.
Регрессивное поведение
- наивные вопросы;
- ссылки на других при получении справедливого замечания;
- пререкания.
Упражнение 2.
Внимание! Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами
Саботажники общения
Примеры
Это делаете
вы
другие
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность).
Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении.
Делайте как сказано, или…
Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими людьми)
Срочно зайдите ко мне в кабинет.
Не спрашивайте, почему; делайте, как вам говорят.
Ваше дело – исполнять молча.
Критика (негативная).
Вы недостаточно прилежно работаете.
Вы постоянно жалуетесь.
Оскорбительные диагностические прозвища
Такое может сказать только идиот.
Ну ты просто дурак.
Чего еще можно ожидать от бюрократа (критина, козла, чокнутого и т.п.).
Приговор
По тебе тюрьма плачет.
Неудачник.
Пропащий человек.
Слова – долженствования
Вы должны вести себя более ответственно.
Вы должны смотреть на факты.
Вы не должны себя так вести.
Сокрытие важной информации (реплика-ловушка, стимулирующая принятие невыгодного решения).
Вам этот проект обязательно понравится.
Вы не пожалеете, если заключите с нами договор.
Коммуникация, не оставляющая выбора.
Делайте, как я сказал, или убирайтесь вон.
Или будет по-моему, или иди отсюда.
Допрос
Сколько часов у вас ушло на это?
Почему ты так поздно?
Чем это вы занимаетесь на рабочем месте?
Диагноз мотивов поведения
Вы одержимы собственническим инстинктом
У вас не хватает инициативы.
Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным)
Если бы ты вовремя навел порядок на своем столе, у тебя не было бы причин для паники.
Почему ты не сделал вот так…
Я бы на твоем месте…
Просто не обращай на них внимания.
Возьми себя в руки, не распускайся
Отказ от обсуждения вопроса
нечего тут обсуждать. Я не вижу тут никакой проблемы
Брось, давай поговорим о другом.
Интерпретация
Я считаю такое поведение безобразным, несоответствующим…
Так поступают только безответственные люди
Смена темы
Сколько можно об этом говорить, давай поговорим о другом. Я вчера….
Соревнование
Да это что, а вот я попал на прошлой неделе…
Успокоение отрицанием существования проблемы
Не нервничай
Не волнуйся
Плюнь
Все пройдет
Забудь
Да брось, все прекрасно…
Психолог Жанна Шевцова.