Технологии дистанционного обучения | Елькина Галина Владимировна. Работа №325214
Ключевые слова
В соответствии с этим при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ДТПТ оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; техникум самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.Дистанционное обучение, непрерывное профессиональное образование, платформы дистанционного обучения, вебинары. сервисы
Елькина Галина Владимировна
преподаватель, мастер производственного обучения,
высшая квалификационная категория
Титова Инесса Анатольевна мастер производственного обучения
Боева Наталья Алексеевна преподаватель
высшая квалификационная категория
Теркулов Нурислам Ришатович преподаватель
высшая квалификационная категория
ОГБПОУ "Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М. С. Чернова"
Статья
Тема: " Реализация образовательных программ с использованием электронных образовательных ресурсов, технологии дистанционного обучения ".
Аннотация к статье
В статье описывается внедрение дистанционных технологий в систему непрерывного профессионального образования ОГБПОУ ДТПТ г. Димитровграда. Предлагаем решение некоторых проблем связанных с дистанционной формой освоения образовательных программ.
Ключевые слова
Дистанционное обучение, непрерывное профессиональное образование, платформы дистанционного обучения, вебинары. сервисы
Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) позволило не только повысить качество дистанционного обучения, но и предложить новые возможности, которые раньше даже не прогнозировались в нашем техникуме. В настоящий период можно говорить о том, что дистанционное образование вышло на новый виток своего развития. В самом начале внедрения дистанционного образования в нашем техникуме обсуждались прежде всего вопросы качества обучения, которые справедливо критиковались, решались проблемы, связанные с ограниченными возможностями слабой технологической базы.
В соответствии с этим при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ДТПТ оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; техникум самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Таким образом, предоставляется возможность техникуму разрабатывать самые различные варианты реализации образовательных программ в зависимости от контингента обучающихся, содержания программ, возможностей тех или иных информационных и телекоммуникационных технологий.
Реализацию образовательных программ, направленных на формирование базовых, универсальных и профессиональных компетенций, на подготовку компетентного специалиста с помощью дистанционных технологий. Инновационные образовательные технологии, к которым относятся и технологии дистанционного обучения, представляют собой комплекс из трех составляющих:
1) современное учебное содержание, которое предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике.
Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации;
2) современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс;
3) современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать возможности дистанционных форм обучения.
ИКТ помогают образовательным организациям охватывать новые категории обучающихся, преодолевая существующие временные и пространственные ограничения, расширять спектр предлагаемых услуг, своевременно откликаться на требования рынка труда, разрабатывать эксклюзивные «спецпредложения», создавать учебные продукты с заранее ожидаемыми свойствами. Обучение может происходить где угодно, как угодно и в любое удобное для потребителя время. Условно ИКТ можно подразделить на телекоммуникационные и мультимедиа технологии. Под телекоммуникацией подразумевается передача информации на расстояние с помощью компьютерной телекоммуникации (компьютер, модем, телефон) или с помощью спутниковой связи. К средствам коммуникации относятся электронная почта, локальные и региональные сети связи, глобальная сеть Интернет.
Учебный процесс в данном случае проводится по привычной схеме: предъявление учебного содержания (теоретического материала) в виде презентаций в PowerPoint, видеолекций, а иногда и просто текста, организация самостоятельной работы путем выдачи заданий, типовых задач и тестов. Обучение по этим программам осуществляют преподаватели, которые разрабатывают электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), размещают их на сайте или портале образовательной организации, проверяют задания для самостоятельной работы.
Современные платформы дистанционного обучения иногда называются системами управления обучением (LMS). Различают платформы для проведения вебинаров и онлайн-конференций, коробочные сервисы и SAAS-сервисы. Формат проведения семинаров, тренингов и других мероприятий посредством Интернета в режиме реального времени, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.
Учебный процесс на вебинарах организуется в соответствии с моделью очного обучения, проводимого в учебных аудиториях, что означает:
1) обучение в реальном времени;
2) возможность наблюдения за преподавателем с помощью вебкамеры;
3) демонстрацию слайдов презентации PowerPoint, видеофайлов, рисунков, документов MSOffice и т.п.;
4) работу с электронной доской;
5) групповое обучен обучение;
6) возможность общения с преподавателем и другими участниками вебинара в чате;
7) возможность организации дискуссии.
Одной из целей было приобретение опыта организации ДТПТ дистанционного обучения с помощью вебинаров. В этом приняли участие 30 преподавателей нашего техникума.
С начала были проведены пробные телекоммуникационные сессии общения через Интернет между обучающимися, преподавателями и руководителями техникума .
Учебное время в рамках заочной (дистанционной) части было спланировано следующим образом: 1/3 времени –лекции по ключевым темам, преподавание которых осуществляется в учебных кабинетах техникума , 2/3 учебного времени – семинарские занятия и самостоятельная работа обучающихся. На семинарах обсуждались спорные вопросы методов и приемов преподавания отдельных разделов курса. Самостоятельной работой занимались на основе предварительно разосланных учебно-методических материалов, тестов и ситуационных задач. Очная часть цикла была построена по обычному плану. Однако при проведении практических занятий акцент был сделан на «деловые игры» и круглые столы, способствующие активным дискуссиям и обмену опытом.
Можно сделать вывод в условиях нарастающей компьютеризации и интернетизации система непрерывного профессионального образования должна идти на опережение. Другими словами, мы обязаны заранее подготовить квалифицированных педагогов, обладающих способностью работать в новой образовательной среде. Полученный опыт показал, что вебинары как вид учебного занятия имеют в этом плане реальные перспективы.
При помощи вебинаров решаются следующие образовательные задачи: доставка учебных курсов, подготовленных высококвалифицированными специалистами, в любые отдаленные районы страны; организация непрерывного профессионального образования работников на месте проживания; унификация получаемых знаний, расширение возможностей интерактивного образовательного процесса; без ущерба качеству получаемых знаний и др. Следует отметить, что система MOODLE позволяет преподавателям применять эффективные методы активизации учебного процесса. Уже становится очевидным, что внедрение в техникуме и развитие дистанционного обучения в непрерывном профессиональном образовании имеет большие перспективы. Внедрение технологий дистанционного обучения осуществилось только при активном участии преподавателей, имеющих опыт работы в условиях дистанционного обучения и владеющих соответствующими педагогическими компетенциями.
Список литературы
1.Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современные информационные технологии для гуманитария. М.: Флинта, 2007. 128 с.
2. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2008. 320 с.
3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2014.
4. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 2010.
5. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 2012.
6. Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 2014.
7. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.
8. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. – № З.
9. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование 2006. - № 5.
10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 2014.
11. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика 1989. - № 3.
12. Талызина Я Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. – 1898. № 3.
13. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И.Берга и др. – М., 2014.