Технологии и будущее: роль цифровой грамотности в подготовке кадетов к современной жизни | Афонин Василий Константинович. Работа №346252
Аннотация. В статье рассматривается значение цифровой грамотности в подготовке кадетов к жизни в современном обществе. Обсуждаются основные аспекты формирования цифровых навыков, включая использование информационных технологий в учебном процессе и их влияние на развитие личной ответственности и самостоятельности у кадетов. Приводятся примеры внедрения технологий в образовательный процесс, а также рассматривается необходимость адаптации учебных программ к современным требованиям.
Ключевые слова: цифровая грамотность, кадеты, технологии, образование, современная жизнь, ответственность, самостоятельность.
Технологии и будущее: роль цифровой грамотности в подготовке кадетов к современной жизни
Афонин Василий Константинович, воспитатель школы-интернат
АОУ ВО «ОЦ – кадетская школа «Корабелы Прионежья»
им. Героя России Ю.Л. Воробьева
Аннотация. В статье рассматривается значение цифровой грамотности в подготовке кадетов к жизни в современном обществе. Обсуждаются основные аспекты формирования цифровых навыков, включая использование информационных технологий в учебном процессе и их влияние на развитие личной ответственности и самостоятельности у кадетов. Приводятся примеры внедрения технологий в образовательный процесс, а также рассматривается необходимость адаптации учебных программ к современным требованиям.
Ключевые слова: цифровая грамотность, кадеты, технологии, образование, современная жизнь, ответственность, самостоятельность.
Современный мир стремительно меняется под влиянием цифровых технологий, и этот процесс затрагивает все сферы жизни, включая образование. Для кадетов, готовящихся стать защитниками Отечества, знание и умение использовать информационные технологии становятся неотъемлемой частью их подготовки к жизни в обществе. Цифровая грамотность охватывает не только технические навыки, но и критическое мышление, этику и ответственность в использовании цифровых ресурсов. В этом контексте особое внимание необходимо уделять формированию у кадетов цифровых компетенций, которые позволят им успешно адаптироваться к современным вызовам.
Суть цифровой грамотности заключается в умении эффективно находить, анализировать, оценивать и использовать информацию в различных цифровых форматах. В условиях школы-интерната, где кадеты имеют доступ к современным технологиям, важно создать благоприятные условия для развития этих навыков. Например, внедрение в учебный процесс интерактивных образовательных платформ и приложений может значительно повысить интерес учащихся к предметам и помочь им лучше усваивать материал. Использование технологий не только облегчает процесс обучения, но и способствует формированию у кадетов самостоятельности в обучении.
Одним из примеров успешной реализации цифровых технологий в образовательном процессе может служить создание электронного портфолио для каждого кадета. Такой подход позволяет учащимся систематизировать свои знания и достижения, а также развивать навыки самоанализа. Портфолио может включать не только учебные работы, но и проекты, выполненные в команде, что способствует развитию навыков работы в группе. Это, в свою очередь, формирует у кадетов чувство ответственности за общую работу, а также учит их учитывать мнения и идеи других людей.
Кроме того, использование технологий может значительно обогатить внеучебную деятельность. Организация различных мероприятий, таких как конкурсы и соревнования с использованием цифровых инструментов, позволяет кадетам проявить свои способности и таланты. Например, проведение виртуальных квестов на тему истории и культуры своей страны не только способствует развитию интереса к учебному материалу, но и позволяет кадетам работать в команде, развивая при этом навыки сотрудничества и коммуникации. Такие мероприятия формируют у кадетов чувство сплоченности и единства, что особенно важно для формирования кадетского братства.
Цифровая грамотность также включает в себя понимание основ безопасности в интернете. В современном мире кадеты сталкиваются с различными угрозами, связанными с использованием цифровых технологий, такими как кибербуллинг, фишинг и распространение недостоверной информации. Важно обучать их основам цифровой безопасности, чтобы они могли защищать себя и своих близких от потенциальных угроз. В рамках учебной программы можно организовать специальные занятия, посвященные безопасности в интернете, на которых кадеты смогут изучать основные правила безопасного поведения в цифровом пространстве и анализировать реальные ситуации.
Для успешной подготовки кадетов к жизни в современном обществе необходимо не только развитие цифровых навыков, но и формирование критического мышления. Воспитатели должны поощрять кадетов к анализу информации, поступающей из различных источников, и к умению различать правдивую информацию от фейков. Например, в рамках занятий можно организовать обсуждение актуальных новостей и событий, где кадеты смогут поделиться своим мнением и проанализировать информацию с разных точек зрения. Это поможет им развить навыки аргументации и критического подхода к информации, что является важным аспектом их подготовки к жизни в обществе.
Нельзя забывать и о важности социокультурного контекста, в котором проходят занятия по цифровой грамотности. Кадеты должны понимать, что технологии не существуют в вакууме и имеют свои социальные, культурные и этические аспекты. Обсуждение этических вопросов, связанных с использованием технологий, таких как права на приватность, авторское право и ответственность за свои действия в сети, поможет кадетам сформировать правильное отношение к цифровым ресурсам. Воспитатели могут организовать дебаты или дискуссии на эти темы, что позволит кадетам глубже понять значения и последствия своих действий в цифровом пространстве.
Кроме того, важно внедрять в образовательный процесс элементы проектного обучения, которые связаны с использованием технологий. Кадеты могут работать над совместными проектами, которые требуют от них применения цифровых навыков, а также сотрудничества и креативности. Проекты могут быть разнообразными: от создания презентаций на определенные темы до разработки собственных приложений или игр. Это не только способствует развитию цифровых навыков, но и формирует у кадетов чувство гордости за свои достижения и желание учиться новому.
В заключение, роль цифровой грамотности в подготовке кадетов к современной жизни невозможно переоценить. Она охватывает широкий спектр навыков и компетенций, необходимых для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру. Формирование у кадетов навыков критического мышления, умения безопасно использовать технологии и ответственности в цифровом пространстве создаст основу для их будущей жизни как граждан, способных принимать осознанные решения и действовать в интересах своей страны. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, создавая условия для эффективного обучения и развития кадетов, которые не только знают, как использовать технологии, но и понимают их влияние на общество и свою жизнь.
Список литературы
Арутюнян С. А.
К
вопросу о цифровой грамотности
//
StudNet
. 2023.
№3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovoy-gramotnosti-1
Мацукевич
О.Ю., Герасимова И.А., Герасимов А.П. Социально-культурные традиции кадетского образования в России // Вестник МГУКИ.
2017. №1 (75). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-traditsii-kadetskogo-obrazovaniya-v-rossii
Селиверстова
Н.А.
Ц
ифровая грамотность
// Знание. Понимание. Умение. 2021. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost
Узденова А.З.
К
ибербезопасность в 21 веке
// Форум молодых ученых. 2018. №12-4 (28). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbezopasnost-v-21-veke