Технологии коррекционной работы с детьми с ОВЗ. | Мой кабинет. Работа №347254
Технологии в образовании - это объединение психологических и педагогических позиций, определяющих специальный набор и составление методов, форм, средств и приемов в учебно-воспитательном процессе. Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.
Для избежания проблем в педагогическом сопровождении и создания эффективной образовательной среды для воспитанников с особыми потребностями педагогу необходимо знать технологиии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ.
Технологии коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Технологии в образовании - это объединение психологических и педагогических позиций, определяющих специальный набор и составление методов, форм, средств и приемов в учебно-воспитательном процессе. Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.
Для избежания проблем в педагогическом сопровождении и создания эффективной образовательной среды для воспитанников с особыми потребностями педагогу необходимо знать технологиии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1) Информационно-коммуникативные (сотрудничество педагога с родителями: консультативное направление, пропагандистское направление, диагностическое направление, обучающее направление).
Цель - повышение интереса детей и родителей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы. Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и
современные средства и методы обучения.
2) Арт-терапия: музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах); кинезиотерапия (танцетерапия); логоритмика; смехотерапия; ароматерапия, цветотерапия.
Цель - формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя речи.
Данная технология способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, устранению в речи аграмматизмов, учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия:
Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком. Помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.
Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в тоже время чрезмерно тихим.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.
Цветотерапия:
Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена. Было замечено, что определенные цвета и оттенки благотворным образом действуют на душевное состояние человека, в то время как другие, напротив, могут причинять ему вред.
Цветотерапия для дошкольников – это хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Ведь ребенок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам окружающего его мира, чем взрослые. Лечение цветом в детском саду может проходить в разных формах. Чрезвычайно важно, чтобы дети получали положительные эмоции от цвета не только периодически, на занятиях арт-терапией, но и в своей повседневной деятельности. Цветовая окраска комнат, мебели, игрушек – все это должно быть гармонично сбалансировано и вызывать у детей соответствующие положительные эмоции. Например, стены в спальне должны быть окрашены в светлые, успокаивающие тона, а комната для занятий и игр, напротив, может содержать более яркие оттенки, стимулирующие активность детей.
Не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой.
Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день! При выборе доминирующих цветов следует помнить об их психофизиологической характеристике:
• красный – оказывает влияние на стимулирование кровообращения,
обмена веществ и иммунитета, повышение психологической активности;
• желтый – стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус,
активно воздействует на различные центры головного мозга;
• зеленый – помогает при бессоннице, благотворно действует на зрение,
способствует психическому равновесию, умиротворению;
• голубой – снижает температуру и артериальное давление, оказывает
положительное воздействие на организм в борьбе с инфекциями;
• синий – положительно влияет на укрепление эндокринной системы,
формирует чувство психологической безопасности.
Таким образом, цветотерапия в детском саду является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка, но и принять определенные меры по возможной коррекции психологических девиаций. Также несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.
3) Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика; двигательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика.
Цель - способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата, развивать координацию движений, вырабатывать правильное дыхание.
Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.
4) Изо-терапия, используемая для развития речи: пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование на манке; техника рисования листьями, палочками, камушками; техника отпечатывания ватой; рисование ладонями.
Цель - способствовать повышению стрессоустойчивости, улучшению мыслительной деятельности, памяти и внимания, как настроения, так и самочувствия выполняющего их человека.
Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить.
5) Телесноориентированные техники: биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению.
Цель - способствовать развитию и совершенствованию произвольных движений (одеваться, ходить, играть, говорить), контролю своих телесных проявлений на развитие характера ребенка, речи.
Данная технология учит ребенка самовыражаться, умению управлятьсвоими чувствами, переживаниями, эмоциями.
6) Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы -рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).
Цель - способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Актуальность применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя единое целое.
Задачи использования мнемотехники – развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие умения перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы); развитие мелкой моторики кисти руки при частичном или полном графическом воспроизведении.
Тактильные дощечки:
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
На практике подтверждаются положения ученых о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, восприятие, память, развивает воображение, речь, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, творческие способности.
Привлекательность идеи использования дощечек состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.
При организации занятий с тактильными дощечками, необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, признавать за детьми право на пробы и ошибки, что позволит малышу работать без напряжения и нервозности. Тем самым, повышать их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.
Работа с тактильными дощечками проводится индивидуально. Осуществляется постоянный контроль над правильностью выполнения задания. Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь. Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой.
Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
7) СУ-ДЖОК терапия: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж зондами, зондозаменителями.
Цель - активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус.
Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи.
Су-Джок терапия – это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Метод Су-Джок так же направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массироватьпальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
Высокая эффективность Су-Джок терапии в том что: не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект; безопасность использования многократно в течение дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях учреждения; включение самомассажа в любую образовательную деятельность (физкультминутки); легок в выполнении; проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей. Так же массажные шарики можно использовать для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.
8) Игровая технология: физминутки; 3D конструирование - разминки.
Цель - способствовать успешной социализации, формированию социально-активной личности, самореализации.
Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.
9) Игры с песком обогащают и развивают внутренний мир ребенка.
Игровая деятельность с песком направлена на формирование: эмоциональности, креативности, произвольности, инициативности,
самостоятельности, ответственности, самооценки, свободы поведения, рефлективности, компетентности.
Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации. Главная цель инновационной деятельности — развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования требует подключения к работе команды разных специалистов (учитель-логопед, дефектолог, психолог, координатор по инклюзии, тьютор, воспитатель,медсестра! врач).
Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – это всестороннее развитие.
Только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов Учреждения возможна качественная реализация данных задач.
На основе статистических данных дети с ОВЗ менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми, как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций. Преодолеть трудности, вызванные физической неполноценностью, помогают индивидуальные занятия.
При работе с детьми, имеющими ОВЗ, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.