Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе | Попова Елена Валерьевна. Работа №352636
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению технологий развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. В ней раскрывается сущность критического мышления как важного компонента образовательного процесса, представлены эффективные методики и приёмы, применяемые для формирования у младших школьников навыков анализа, интерпретации и обоснования. Особое внимание уделено практическим аспектам использования таких технологий, как "Кубик Блума", "Чтение с остановками", кластер и других. Статья предназначена для учителей начальных классов, стремящихся сделать свои уроки более увлекательными и результативными.
Ключевые слова: критическое мышление, начальная школа, технологии, русский язык, литературное чтение, методы обучения.
ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Попова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа №2, Забайкальский край, пгт Первомайский
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению технологий развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. В ней раскрывается сущность критического мышления как важного компонента образовательного процесса, представлены эффективные методики и приёмы, применяемые для формирования у младших школьников навыков анализа, интерпретации и обоснования. Особое внимание уделено практическим аспектам использования таких технологий, как "Кубик Блума", "Чтение с остановками", кластер и других. Статья предназначена для учителей начальных классов, стремящихся сделать свои уроки более увлекательными и результативными.
Ключевые слова: критическое мышление, начальная школа, технологии, русский язык, литературное чтение, методы обучения.
В современном образовательном процессе одной из ключевых задач является развитие у младших школьников критического мышления. Это умение становится особенно важным в эпоху большого объёма информации, когда ученики должны научиться не только запоминать, но и понимать, анализировать, задавать вопросы, высказывать аргументированное мнение. Уроки русского языка и литературного чтения предоставляют богатые возможности для формирования этих навыков.
Использование технологий критического мышления позволяет учителю стимулировать активное участие детей в учебном процессе, развивать их воображение, логику, коммуникативные и рефлексивные навыки.
Сущность критического мышления и его значение
Критическое мышление — это способность человека к осмысленному, самостоятельному и объективному анализу информации с целью принятия аргументированных решений. В начальной школе формирование этих навыков закладывает основу для успешного обучения в дальнейшем.
Применение методов критического мышления на уроках:
побуждает детей к активной работе с текстом и языковыми единицами;
формирует у них навыки анализа и синтеза;
развивает умение аргументировать свои мысли;
способствует осознанию нравственных и эстетических ценностей.
Технологии критического мышления в начальной школе
1. Метод "Кубик Блума"
Эта методика основана на шести уровнях когнитивных процессов: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Учитель создаёт вопросы или задания в соответствии с гранями кубика:
Знание: "Что произошло в тексте?", "Как звали героя?".
Понимание: "Почему герой поступил так?".
Применение: "Как бы ты поступил в такой ситуации?".
Анализ: "Какие причины повлияли на выбор героя?".
Синтез: "Придумай продолжение истории".
Оценка: "Как ты оцениваешь поступок героя?".
2. Чтение с остановками
Метод стимулирует осознанное восприятие текста. Учитель прерывает чтение в ключевых местах и задаёт вопросы, например: "Как вы думаете, что произойдёт дальше?", "Почему герой так поступил?". Этот подход развивает предвосхищение событий, критический анализ и способность делать выводы.
3. Кластеры
Кластеры — это способ структурирования информации в виде схемы или "паутинки". Например, при изучении темы "Зима" учащиеся могут выделить ассоциации: природа, праздники, занятия. Работа с кластерами помогает развивать навыки классификации и обобщения.
4. Технология "Толстые и тонкие вопросы"
Учитель предлагает учащимся составлять два типа вопросов:
Тонкие: требуют конкретного ответа (Кто? Что? Где?).
Толстые: предполагают анализ и интерпретацию (Почему? Как?).
Этот метод учит детей формулировать вопросы, требующие более глубокого размышления.
5. Синквейн
Синквейн — это пятистрочная форма стихотворения, в котором описывается основная тема. Например:
1 строка: существительное (тема).
2 строка: два прилагательных.
3 строка: три глагола.
4 строка: фраза из четырёх слов.
5 строка: одно слово-ассоциация.
Пример на тему "Книга": книга, полезная, увлекательная, читаю, размышляю, учусь, источник знаний, мудрость.
Практические советы для учителей
Создавайте проблемные ситуации. Например, предложите детям придумать альтернативный финал рассказа или объяснить, почему герой изменил своё поведение.
Развивайте диалог. Открытые вопросы стимулируют учеников высказывать своё мнение.
Интегрируйте методы. Используйте несколько технологий на одном уроке для всестороннего развития учащихся.
Обеспечьте рефлексию. В конце урока предложите детям обсудить, что нового они узнали, какие вопросы у них остались.
Применение технологий критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе помогает не только повысить интерес детей к учебному процессу, но и развить важные когнитивные и коммуникативные навыки. Осознание значимости критического мышления и внедрение современных методик делает обучение более продуктивным и увлекательным.
Список литературы
Дорноступ
Елена Геннадьевна Использование технологии развития критического мышления у обучающихся начального общего образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.
2016. №8 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-u-obuchayuschihsya-nachalnogo-obschego-obrazovaniya
Кузнецова Елена Геннадьевна Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо // Проблемы педагогики. 2015. №4 (5).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-tvorcheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo
Щеголихина Н. Б., Матюшенко В. В.,
Татульян
Г. А. Использование технологии креативного мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2016. №7-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-kreativnogo-myshleniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole