Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологии, методы и приёмы в организации РППС для самостоятельной игровой деятельности в соответствии ФГОС ДО | Бальдина Кристина Геннадьевна. Работа №346106

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются технологии, методы и приемы, направленные на организацию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для самостоятельной игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Важность создания эффективной РППС в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается как необходимое условие для формирования у детей инициативы, самостоятельности и творческого подхода. Представлены практические примеры использования различных подходов в организации игровой деятельности, способствующих всестороннему развитию личности ребенка.

Ключевые слова: РППС, ФГОС ДО, самостоятельная игровая деятельность, дошкольное образование, технологии, методы, приемы, развитие.

Технологии, методы и приёмы в организации РППС для самостоятельной игровой деятельности в соответствии ФГОС ДО

 

Бальдина Кристина Геннадьевна, воспитатель

Филиал Туруханского МКДОУ детский сад «Северок» -

детский сад «Светлячок», с. Верхнеимбатск

 

Аннотация. В статье рассматриваются технологии, методы и приемы, направленные на организацию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для самостоятельной игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Важность создания эффективной РППС в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается как необходимое условие для формирования у детей инициативы, самостоятельности и творческого подхода. Представлены практические примеры использования различных подходов в организации игровой деятельности, способствующих всестороннему развитию личности ребенка.

Ключевые слова: РППС, ФГОС ДО, самостоятельная игровая деятельность, дошкольное образование, технологии, методы, приемы, развитие.

 

Основной задачей дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является создание условий для всестороннего развития ребенка, что включает развитие его творческих и коммуникативных способностей, формирование инициативности и самостоятельности. В этом процессе ключевую роль играет организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которая является важным элементом образовательного пространства дошкольных учреждений. Именно через игру, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, ребенок обучается взаимодействовать с миром, развивает свои познавательные и социальные навыки. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности позволяет детям не только выражать свои интересы, но и самостоятельно искать пути решения различных задач.

Организация РППС в рамках ФГОС ДО основывается на принципах доступности, вариативности, безопасности и соответствия возрастным особенностям детей. Важно, чтобы пространство было насыщенным, но не перегруженным, чтобы дети могли активно взаимодействовать с окружающими предметами, выбирая те, что соответствуют их текущим интересам и потребностям. Примером может быть создание игровых уголков с разными тематическими зонами: уголок для сюжетно-ролевых игр (магазин, парикмахерская, больница), зона для строительных игр с конструктором, творческая зона с материалами для рисования и лепки. Разделение пространства на тематические зоны помогает детям лучше ориентироваться и принимать активное участие в игровой деятельности, способствует развитию их воображения и познавательных интересов.

Одна из важнейших технологий в организации РППС — это проектирование гибкой среды, которая может легко адаптироваться под разные образовательные задачи и потребности детей. Это может включать использование мобильных игровых модулей, которые легко перемещаются по комнате, или же материалов, позволяющих детям проявлять творческую инициативу. Например, разноцветные коврики и мягкие блоки, которые можно переставлять, позволяют детям самостоятельно строить различные конструкции, развивая пространственное мышление.

Методы организации самостоятельной игровой деятельности могут варьироваться в зависимости от целей и задач. Одним из популярных методов является организация проблемных ситуаций в игре, когда детям предлагается самостоятельный поиск решения поставленных задач. Например, можно создать ситуацию, где необходимо организовать «поездку в путешествие» и предложить детям самим решить, что для этого потребуется, какие роли каждый возьмет на себя, и что они будут делать. Это развивает инициативность, коммуникативные и организаторские способности.

Кроме того, важно использовать методики, способствующие развитию воображения и креативности. Примером такого подхода является метод «открытого конца», когда воспитатель задает только начало игры, а дети самостоятельно придумывают, как продолжится сюжет. Например, детям можно предложить сюжет: «Однажды утром в лесу появился загадочный сундук...» и предоставить возможность детям самим придумать, что в сундуке и какие действия они предпримут дальше. Подобные игры развивают не только креативное мышление, но и способствуют эмоциональному и социальному развитию.

Приемы организации самостоятельной игровой деятельности также разнообразны. Один из них — стимулирование взаимодействия детей между собой. Например, воспитатель может предложить детям совместно построить замок из кубиков, организовав работу так, чтобы каждому участнику была предоставлена своя роль: кто-то будет строить стены, кто-то — украшать башни, а кто-то — разрабатывать план замка. Этот прием позволяет детям учиться сотрудничеству, делегированию обязанностей и коллективной ответственности.

Еще одним важным приемом является создание условий для экспериментов и исследований. Например, можно организовать уголок для экспериментов с природными материалами (песок, вода, камни), где дети смогут самостоятельно проводить исследования, например, выяснять, какие предметы тонут, а какие — плавают. Это помогает развивать познавательную активность, любознательность и умение анализировать результаты своей деятельности.

Не менее важным аспектом организации РППС является обеспечение безопасности детей во время игр. Все материалы и оборудование должны соответствовать возрастным и гигиеническим требованиям, а пространство должно быть спланировано таким образом, чтобы исключить возможность травм. Например, при организации подвижных игр необходимо следить за тем, чтобы вокруг не было острых углов, а зона для активных игр была выделена отдельно от уголков для тихих занятий.

Таким образом, технологии, методы и приемы организации развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО играют важную роль в образовательном процессе. Грамотно организованное пространство способствует развитию у детей самостоятельности, творческой активности, способности к саморегуляции и взаимодействию с окружающим миром. Важно помнить, что ключевым условием успеха является гибкость и вариативность среды, которая должна соответствовать не только нормативным требованиям, но и индивидуальным потребностям детей, стимулируя их к активной познавательной и игровой деятельности.

 

 

Список литературы

Горшенина

Т.В.

, Помазан

О.М.

С

оздание развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста средствами современных игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-razvivayuschego-obrazovatelnogo-prostranstva-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-sovremennyh-igrovyh-tehnologiy-v

(дата обращения: 04.10.2024).

Гостюхина

О.М. Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение

детей младшего возраста». 2015. №. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-sohranenii-i-ukreplenii-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov

(дата обращения: 04.10.2024).

Радионова

О.Р., Алиева Э.Ф.

Д

еятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по развитию развивающей предметно-пространственной среды // Образовательная политика. 2018. №1 (76). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-vospitatelya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-po-razvitiyu-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy

(дата обращения: 04.10.2024).

Чертихина

А.В.

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды детск

ого сада в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo

(дата обращения: 04.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×