Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологии наставничества в образовании: практические инструменты для сопровождения и раскрытия потенциала участников образовательного процесса | Королюк Наталья Сергеевна. Работа №364186

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Наставничество - это индивидуальная воспитательная работа с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа в педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь, повышение профессиональной компетенции начинающего педагога.

Молодому специалисту необходима помощь со стороны опытного педагога – наставника, способного оказать ему практическую помощь, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность.

Для наставника работа с молодым специалистом - способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.

Цель: создание условий для молодых специалистов по самореализации, приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

Задачи: создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодых педагогов, оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.

Основные принципы:

Принцип уважения и доверия к человеку. Принцип целостности. Принцип сотрудничества. Принцип индивидуализации

Основные направления работы:

Планирование и организация работы по предмету. Планирование и организация воспитательной работы. Работа с документацией. Работа по самообразованию. Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста. Психолого - педагогическая поддержка.

Раскрывается роль школьного учителя - наставника в организации педагогической практики студентов, в которой неотъемлемой частью является совместное плодотворное взаимодействие между школой и педагогическими учреждениями профессиональной направленности. Ключевые слова: наставник, взаимодействие, «формула успеха», профессионализм, педагогическая практика, эффективный механизм. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством педагога является умение учиться. А это есть отовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – всё это характеристики деятельности успешного педагога - профессионала. Современная система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и 43 умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных за максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. И этот процесс будет проходить за более короткие сроки и плодотворнее, если период взаимодействия педагога и студента начать на этапе прохождения педагогической практики. Важнейшей составной частью профессиональной подготовки и в целях формирования у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе является педагогическая практика. Она позволяет связать теоретическое обучение студентов с их практической деятельностью по выполнению обязанностей педагога в общеобразовательной школе. Вот здесь и начинается работа одной из форм наставничества: модель личности школьного учителя-наставника, взаимодействующего со студентами. А правильно организованное сотрудничество между школой и педагогическими учреждениями профессиональной направленности и есть формула успеха данного направления. Во время практики пробных уроков и занятий в школе организована работа по наблюдению и анализу учебновоспитательного процесса в начальных классах, изучению методов, приемов проведения уроков, внеклассных занятий по предмету, а также способов руководства познавательной деятельностью младших школьников с учетом индивидуальных особенностей, изучения особенностей различных образовательных программ. Школьный педагог, работающий со студентами, постоянно совершенствует свои знания и умения, принимает участие в научнопрактических конференциях, обсуждает на совместных педагогических советах возникшие проблемы и достижения, обменивается опытом работы. По мнению В.Я. Ляудиса, подобное взаимодействие может рассматриваться как совместная деятельность обучающего и обучаемых, в ходе которой реализуются сотрудничество и диалог, что необходимо как для становления личности студента, так и для развития школьного педагога [2, с. 37]. Таким образом, возникающая связь взаимодействия школьного учителя и студента является эффективным механизмом наставничества сегодня и заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость будущего молодого специалиста получить преждевременную поддержку профессионала, 44 который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Целью и содержанием подобного взаимодействия выступает передача педагогического опыта, так как учительский опыт обладает особенной ценностью [1, с. 102]. Эффективность и результативность процесса передачи педагогического опыта в значительной степени определяется личностью учителя-наставника, способного на установление доверительных, индивидуальных и в то же время требовательных отношений сотрудничества. Здесь важны чисто человеческие и личностные качества: любовь к профессии; саморефлексия; эмпатичность; коммуникативность; гибкость, эмоциональная привлекательность. Особое место занимают профессиональные умения и способности (коммуникативные, организаторские, конструктивно проектировочные, аналитические, умение обобщать и передавать свой педагогический опыт, умение организовать совместную со студентом педагогическую деятельность, способность к сотрудничеству). Можно выделить следующие критерии, которым должен отвечать учитель-наставник как субъект развивающего взаимодействия со студентом: 1) высокий уровень профессионального мастерства; 2) субъективная значимость для студента; 3)профессиональная индивидуальность, наличие персонального стиля педагогической деятельности, позитивного педагогического опыта; 4) способность вызвать доверие у студента, установить духовный контакт, организовать развивающее взаимодействие; 5) желание передавать свой опыт. Развивающее взаимодействие помогает студенту увидеть цели профессионального роста (есть на кого равняться) и создает условия для их достижения. Учителю-наставнику необходимо создать такие условия для студента, чтобы оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ведь даже студент несёт определенную ответственность за качество своей работы, результат которой ожидают учителя, ученики, родители [3, с. 81]. Безусловно, роль наставника велика. Учитель и студент работают вместе, как одна команда, решая главную задачу – 45 формирование профессиональных компетентностей. Для студента школа уже не будет казаться опасным, неизвестным и таинственным местом [4, с. 37]. Наставник помогает ему увидеть, чему и как можно научиться, опираясь на свой профессиональный опыт, и ведёт его к новым открытиям. Результатом работы учителя-наставника со студентом является его желание работать по профессии. Полезное и эффективное взаимодействие опытного педагога и студента позволяет безболезненно влиться будущему молодому специалисту в образовательное пространство уже как полноправного члена педагогического коллектива. Для меня на данный момент эта тема актуальна. Школьный учитель - это человек, который вызывает или не вызывает у студентов желание учиться. Для меня в свое время эту способность учиться буквально открыли педагоги базовой школы Тюкалинского педагогического комплекса, которым я очень благодарна. Потому что они всегда демонстрировали знания и заражали невероятной энергетикой, поддерживали во всех начинаниях и идеях. Что и давало мне надежду когда-нибудь через много-много лет тоже стать чьим-то плечом, маяком и добрым помощником в становлении этой замечательной и благородной профессии. Хотелось бы пожелать нам всем, чтобы мы стремились поднимать свой рейтинг и получали только положительные отзывы. Список используемых источников: 1. Бордовская С.Н. «Психология и педагогика» - М.: Издательство петербуржского университета, 2000 г. 409 с. – Текст: непосредственный. 2. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. —2016. — №6. — С. 845- 847. – Текст: непосредственный. 3. Ляудис В.Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. М., 1980. – Текст: непосредственный. 4. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки // Сластёнин. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. С. 51-186. – Текст: непосредственный.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз