Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

технологии обучения детей элементарному музицированию в детском саду | Мария Алексеевна Костомарова. Работа №333935

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор статьи обобщает методический опыт отечественных и зарубежных музыкантов-педагогов по проблеме развития навыков элементарного музицирования у детей дошкольного возраста и знакомит читателя с идеями и методическими приемами австрийского композитора и педагога Карла Орфа , изложенными в 5 томах его  "Шульверк", его соавтора, Гунильд Кетман, автора "Звучащих жестов",и отечественных методистов, например,Т.Э. Тютюнниковой разабатывающих  данное направление.Статья содержит практические советы, игры и упражнения на развитие навыков элементарного музицирования у детей  дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Технология обучения детей элементарному музицированию

Цель использования технологии :

Развитие творческих способностей, природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования дошкольников.

Описание порядка использования(алгоритм применения технологии):

1 этап : знакомство и обучение простейшим приёмам игры на музыкальных инструментах.

2 этап : озвучивание на музыкальных инструментах стихов, отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения.

3 этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, экспериментируя, фантазируя.

4 этап: Концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.

Результат использования образовательной технологии :

У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

«Элементарное музицирование с дошкольниками» автор Т.Э.Тютюнникова

Проблема развития музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии «Элементарное музицирование с дошкольниками» автора Т. Э. Тютюнниковой содействует развитию творческих способностей детей, природной музыкальности, создаёт условия для широкой ориентации в музыке и накоплению за музыкальных впечатлений,помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Инструменты должны быть простыми в освоении, ребёнок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций (знакомство с инструментом ,его составными частями, способами игры, исследование звука инструмента, сравнение с другими). Звучание инструмента отождествляется с предметами и явлениями из жизни. Творческая деятельность проявляется в сочинении мелодий, озвучивании сказок, аранжировке произведений.

Инструменты делятся на две группы : мелодические (звуковысотные) – используются в работе с детьми 5-6 лет и шумовые(различных видов) – используются с детьми раннего ,младшего и среднего дошкольного возраста.

Последовательность действий с инструментом :

Поиграй на своём инструменте, изучи ,какие звуки в нем живут.

Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь.

Будь дирижёром – покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь.

Подумайакие инструменты подойдут,чтобы сыграть» музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение».

Попробуй озвучить стихотворение, сказку.

Непосредственно образовательная деятельность

Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности: на занятиях разных типов, подгрупповая работа( с детьми с повышенной мотивацией к обучению),в музыкально-дидактических играх, досугах и развлечениях ,в индивидуальной работе с детьми ,в самостоятельной деятельности дошкольников.

Методы обучения детей игре на музыкальных инструментах :

Словесный( рассказ, объяснение)

Наглядный(показ приёмов игры педагогом и ребёнком)

Стимулирующий(выступление перед детьми или взрослыми)

Практический( повторение и закрепление приёмов игры на музыкальных инструментах)

Самостоятельная музыкальная деятельность( игра на детских муз. инстр. в группе под косвенным руководством воспитателя)

Изготовление музыкальных  игрушек, инструментов и  их использование.

В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.

Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива.

В свое время, в конце IXX века, этой проблемой занимался австрийский композитор Карл Орф, выпустив 5 томов «Шульверка», где он описывал свой опыт по данной теме и очень успешно занимался на практике. В настоящее время, элементарное музицирование вновь стало популярным и многие педагоги внедряют её в свою работу.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Одной из таких технологий является« Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, основанной на ведущем принципе педагогики «обучение в действии»:ребёнок во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действийпыт показывает что игра на музыкальных инструментах является одним из любимых видов детской деятельности. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных, творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможно организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей.

Идея широко использовать музыкальные инструменты для развития ребёнка не нова,она появилась еще в 30-е годы прошлого столетия в Германии в музыкально-педагогической концепции К.Орфа. основой технологии Т.Э.Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа (гуманизм, развитие творческого потенциала ребёнка, триединство «Речь, музыка, движение») с методиками отечественной музыкальной педагогики технологии нашли отражение  идеи свободного танца и пластики Э.Жака-Далькроза.

Двумя основными принципами технологии являются : импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.

Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Музыкальная основа технологии: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на уроках творческого

музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

 «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Термин «Звучащие жесты» принадлежит ГунильдКетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Речевые игры

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»

Театральная сценка

Разучивание со ЗЖ

С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

На стене часы висели  -( хлопки)

Тик-так, тик-так           - (шлепки)

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить  нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

На стене часы висели

Тик-так, тик-так

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить  нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать  движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон»,  «В пустыне»

Разучивание текста и

мелодической

попевки

канона

Разучавание

движений

Исполнение каноном по группам

Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

Верблюды: Хам-були булибули, хам –булибули…..

Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….

Игры со звучащими жестами:

“По коленочкам( “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами.

Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та – та – та, тра – та – та та,

Мы похлопаем с тобой.

«Тюшкитютюшки» (Ах ты, берёза)

Тюшки тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.

Тюшкитютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!

Тюшкитютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит.д.

Тюшкитютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.

Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!

Также в своей педагогической практике я широко использую опыт работы

Елены Попляновой«Палочки – скакалочки». Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями «волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение

«Комары и мошки» слова рус. народные

Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Комары и мошки, тра-ля-ля.

Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ.

А как наступит ночь, улетают прочь!

Декламации  (по методике Карла Орфа)

Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.

Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.

Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.

Прочитайте детям стихотворение:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!

В. Суслов

Выучите его с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков. Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализованно, с разными вариантами сопровождения.

Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».

Игра со звуками (по методике Карла Орфа)

Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:

Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделируйте линии рукой:

Импровизируем

Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять места за выбранными инструментами – стеклянными (фужеры с водой, пустая бутылка) и детскими (треугольник, валдайский колокольчик).

Управляя своим оркестром, показывайте им порядок выступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи.

Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию.

Различные графические партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное мышление.

СПЯЩИЙ ЁЖИК

игра-импровизация

(по методике Карла Орфа)

Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.

Сидящие ребята могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано до форте через ряд crescendoи diminuendo.

                ← <p<>pm<mf<f>mf<ff

«Спящий ежик» чутко реагирует на все изменения динамики,

постепенно «просыпаясь».

Фантазируем

О чем нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите ребятам следующие темы: «Солнечный лучик отразился в стекле», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона Снежной Королевы», «Обеденное рондо».

Придумайте и сыграйте также другие детские импровизации.

Покажите детям несколько новых для них приемов игры со стеклянными предметами. Налейте в фужер на ножке воды, смочите палец и водите им круговыми движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по-разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе – раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно «настроить» их на 2–4 звука, и сыграть на них мелодию.

******************

Элементарное музицированиеспособствует  появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

При  игре  на  музыкальных  инструментах  ребенку  легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Это самый доступный для него вид  музыкальной  исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные  звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из музыкальных  и шумовых  инструментов  для  ребенка  не угасает.

        

 В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку и др.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от  музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами целом шумовой оркестр должен быть формой работы, в которую могут быть вовлечены все дети! Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. 

У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются  импровизационные навыки.

Музицирование также способствует формированию волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорству в достижении цели.

Старшие дошкольники научились подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов; сочинять несложные мелодии; приобрели навыки ансамблевого музицирования.

Значение элементарного музицирования для общего и музыкального развития детей трудно переоценить.

Работа  по  развитию  музыкально – ритмических способностей  стала  успешной еще и потому  что  дети,  занимаясь музицированием, получали  ощущение  радости  и  с  нетерпением  ждали  новых  встреч.  Главный  критерий  в  оценке  результатов  творческих  опытов  детей – это  не  только  правильность  выполненных  заданий,  а  возник  ли  у  них  интерес  к  этому  занятию,  стремится  ли  каждый  к  самостоятельной  деятельности,  к совершенствованию  своих  поисков.    Лучшая  награда за  работу – сияющие  глаза  детей,  всегда  ожидающие  чуда,  их  быстрый  изобретательный  ум, раскрепощённость, неиссякаемый  интерес  к  музыке,  умение  включаться  спонтанно  в  любое  музицирование. Необходимо   много  работать,  чтобы  добиться  положительных  результатов.

Опыт музицирования,пусть даже небольшой и лементарный,часто становится решающим фактором в «пленении» ребёнка музыкой. Т.Э.Тютюнниковаутверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.

 

Основные педагогические цели при обучении игре на ДМИ

- формирование у детей потребности в элементарном музицировании

- создание условий для формирования у детей чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования.

- развитие навыков самостоятельного инструментального музицирования

- раскрытие индивидуальных возможностей во время игры на ДМИ.

- развитие умений исполнительства в ансамбле.

- развитие музыкальных и творческих способностей ребенка.


Классификация детских музыкальных инструментов (ДМИ):

-Беззвучные игрушки. Для знакомства с внешним видом и воспроизведения имитационных действий.

Могут использоваться в сюжетно – ролевых играх.

- Издающие звук неопределенной высоты.(шумовые)

Барабаны, бубны, трещотки, погремушки, музыкальные молоточки, ложки , бубенцы.

- Издающие звук только одной высоты. Свистульки, колокольчики, гуделки, свистки.

- Игрушки с фиксированной мелодией. Муз. игрушки, муз. шкатулки.

- Звуковысотные инструменты. С диатоническим и хроматическим звукорядом . Металлофон, детское пианино, аккордеон и др.  перкуссия

Обучение проходит на музыкальных занятиях  и в свободное время в режимном процессе. Форма работы, как правило, подгрупповая или индивидуальная.

- 1.Название инструмента. (сложные названия объясняются)

- 2.Правила пользования и хранения инструментов.

- 3.Тембр инструмента

-  4.Приемы игры на инструменте

-5. Расположение высоких и низких звуков на некоторых инструментах. (металлофон, пианино, ксилофон.)

-6. Уметь играть использую цветовую и цифровую цветовые системы.

-7. Играть индивидуально и в ансамбле

-8. Подбирать по слуху простейшие песенки.

        

Во время обучения игре на ДМИ используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, муз. Е.Тиличеевой. Дети играют маленькие попевки.

            Технические приемы игры  на ДМИ .

Воспитателю следует поправлять ребенка, использовать прием тактильной наглядности, когда воспитатель играет рукой ребенка. Также воспитатель должен уметь пользоваться ДМИ, чтобы уметь правильно показать приемы звукоизвлечения. (показ)

Используются словесные методы – объяснение, уточнение.
Практические методы  - упражнения

Металлофон.

Находится на специальной подставке, либо стоит на столе. На коленях у ребенка. Не следует зажимать музыкальный молоточек, ударять сверху, как бы пружиня. Можно выполнять глиссандо.

Освоив  простые попевки, дети играют мелодии посложнее.

Упражнение: « прогулка», «вальс петушков».

Металлофон, как звуковысотный инструмент используется со средней группы. До этого его можно использовать в шумовом оркестре (глиссандо)

Помогает цветовая или цифровая система обучения, а также подбор мелодии по слуху.

Бубен (тамбурин)

Бывает: с мембраной, без мембраны.

- ударять пальцами, ударять по корпусу пальцами,

- звенеть, подняв над головой и т.д.

- чередовать удары кулаком и ладонью

В танце используется удар по плечу.  В итальянском танце «Тарантелла» бубен украшают ленточками.

Треугольник.

- держим за веревочку, играем палочкой

- ударяем снаружи,

-внутри треугольника по стенкам.

Барабан


На бечевке, на уровне пояса ребенка играют палочками, держа их как палочки от металлофона. Одновременно и поочередно.

Колокольчики

-Зажимают в кулачке, чтобы замолчали.

-Потряхивают за ручку, если есть, или за веревочку, если колокольчики на ножке, то можно палочкой.

Ложки

1 мл. гр.

Рассматриваем ложки, манипулируем с ними, фонарики.

Постукиваем черешком по поверхности стола, пола.  

Выделяем простейший ритмический рисунок. (птички клюют, дождик)  отстукиваем метроритм под любую  потешку.

Дети поют короткие народные

попевки

или из  «Музыкального букваря» Ветлугиной   и помогают себе ложками.

 Можно давать стучать двумя ложками взятые в одну  руку по ладони другой руки, если они сделаны специально для малышей. С одной ручкой.

2 мл. гр.

Подготовка аппарата рук к игре хлопки под прибаутку « Петушок»

Ложки в 2 руках прямые удары черпачком (щечками)

Дети прямыми ударами выделяют ритмический рисунок своего имени одновременно

пропевая

имя.

Черпачок кладется на

на

ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке.

 Две ложки спрятаны в ладонь, ударяем черпачками друг об друга.

(копытца)

Ср. гр.

Дети различают длинные и короткие звуки.

Дети играют парами.  Сидя, в ложки соседа, руки в стороны.

В танце, правыми и левыми руками поочередно, выстукивают ритм двумя ложками друг другу, ладушки.

Прямые, скользящие удары ложками. Тарелочки.  

Ложки поварешки в кулачках, ударяем попеременно щечками и ручками.

Черпачок кладется на

на

ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке, при этом два пальца, держащие ложку в кулачке, то открывают, то закрывают « норку»

«Вот какой паровоз, новенький блестящий».

Ст. гр.

Обучение детей игре в ансамбле, держа две ложки в одной руке,  

Мячики, - Удары по ладони по колену,

Трещотки -  плечики и др.

Упр. мышка. Взять черпа

к и открывать и закрывать пальцами черпак. Черпачок кладется на

на

ладонь, ударяет второй ложкой по закрытой ложке, при этом два пальца, держащие ложку в кулачке, то открывают, то закрывают « норку»

Одну ложку прижать к колену, другой стучать по нему выстукивая ритм.

 

Подг. гр.

Использовать все способы  игры на ложках в разнообразных формах работы.

Оркестр ложкарей, Смешанный оркестр,  Танец с ложками,  В музыкальных играх (дидактических, подвижных).   В инсценировках и спектаклях .

Использовать дополнительные варианты  использования ложек.

Например:

Ложки – веер ( 3-5 ложек соединены между собой, по ним провести  ведущей ложкой )

Ложки с бубенцами.  - Ложки используются в  оркестре в прямом назначении (постукивание)  и как бубенцы (потряхивание)

Игра на трех ложках – для способных детей .

Оркестры

Оркестр – круглая площадка на которой располагался хор.

Бывает духовой, симфонический, камерный, народных инструментов, Джазовый, эстрадно – симфонический, военный и др.

              В детском саду 

Шумовой, смешанный, оркестр ложкарей. Также можно назвать по цели использования, например военный к празднику 23 февраля, шуточный и т. п.

Для игры в оркестре следует заранее разучить с детьми партитуру данного инструмента во время индивидуальной и подгрупповой работы.

В оркестре важна правильная расстановка.  Одинаковые инструменты должны располагаться рядом,  впереди располагаются исполнители, которые играют на ДМИ сидя. Так, например, в смешанном детском оркестре впереди дети играют на аккордеонах, сзади стоят дети с ложками, справа подгруппа детей с бубнами, а слева с колокольчиками.

Кононова Наталья Григорьевна – классическая методика обучения игре на ДМИ. Тщательная подборка упражнений, описание методики проведения занятий для каждой возрастной группы детского сада.

Система  Шульверк, Карла Орфа – « Элементарное музициование»

Объединяет музыку-слово-движение. Предполагает использование перкуссии, звучащих жестов и разнообразных музыкальных инструментов, в том числе самодельных. (В детском саду воспитатель с детьми самостоятельно изготавливают ударные инструменты из баночек, коробочек, оформленные и наполняемые различными видами круп. Используются ключи, крышки от кастрюль, доски и др. – шуточные оркестры. Бумажные оркестры, коробка из под обуви, стекло, хрусталь, бутылки с водой и др).

Перкуссией в музыке называют любые  ударные инструменты и игру на них (выстукивание звука).  

Продолжают идеи К.Орфа 

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна

 Е.Забурдяева, Н.Перунова

Используется фольклорный репертуар, собранный со всего мира. Речевой материал соединяется с ритмическим выстукиванием и движением.

 

Литература для изучения

Д. Рытов. «Русская

ложка

»И

зд

. «Композитор» - СПб-2011.

Н.Г. Кононова. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

.

-Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990

Е.

Забурдяева

,

Н.Перунова

. «Посвящение Карлу

Орфу

». Выпуск 1,2,3 НЕВСКАЯ НОТА – 2008

Т. Э.

Тютюнникова

. « ДОНОТКИНО» Часть 1. « Заводные макароны»,

Часть 2 « Квадратный апельсин» - Педагогическое общество России. Москва-2005

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб

.

д

ля учащихся

пед

.

уч

-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие,

Радынова

О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

 

Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного

возраста

»И

здательство

: "Сфера, ТЦ Сфера"

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×