«Технологии патриотического воспитания дошкольников" | Овчарова Юлия Александровна. Работа №325209
В своей статье я рассказываю о современных технологиях патриотического воспитания дошкольников.
В наши дни перед педагогом стоит задача формирования у детей уже с дошкольного возраста навыков самостоятельности, активности в поисках ответов на вопросы. экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Эта задача наиболее успешно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитывать патриотизм нужно с самого раннего детства и в этом нам могут помочь современные формы работы.
Публикация по теме:
«Технологии патриотического воспитания
дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ№72 «Калинка»
Овчарова Юлия Александровна
Содержание.
Введение.
Технологии патриотического воспитания дошкольников.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого- с любви к своей семье, своему
жилищу, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь ,
эта любовь переходит в любовь к родной стране , к ее
истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству.
Д. С. Лихачев.
Одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения сегодня – это проблема патриотического воспитания. Приобщение дошкольников к отеческому наследию воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую Родину, уважение к земле, на которой он живет. На сегодняшний день необходимость формирования представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста говорит нам о том, чем полнее, содержательнее и глубже будут знания детей о родном крае, его природе, традициях, его знаменитых людях, тем более действенными окажутся они в нравственно-патриотическом воспитании.
В современных условиях жизни многие родители, боясь, что их дети чего-то не успеют или не поймут, стараются вложить в них с самого раннего детства умение читать, писать, считать, решать задачи и рассуждать о «великих» вещах. А то, что находится совсем рядом, и действительно требует к себе внимания, почему-то отходит на второй план. А ведь так важно с самого детства воспитывать в детях уважение и любовь к своей семье, своему близкому окружению, детскому саду, своему родному городу. Если ребенок бережно относится к своему родному городу, краю, то можно с уверенностью сказать, что он станет патриотом своей страны.
С давних пор известно, что Родина начинается с любви к той земле, на которой ты родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать ее историю, культуру, достопримечательности и заповедные уголки, имена великих людей. « Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому начинать знакомить детей с малой Родиной необходимо уже в дошкольном возрасте.
Целью моей работы является изучение технологий патриотического воспитания дошкольников. Сегодня необходимо внедрять современные технологии в разные аспекты воспитания дошкольников.
Основная часть.
В наши дни перед педагогами стоит задача формирования у детей уже с дошкольного возраста навыков самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Успешное решение поставленной задачи наиболее полно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий таких как :
-ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
- ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
- ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ;
- МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Технология проектной деятельности.
Главной задачей метода проектов является стимулирование интереса к различным видам деятельности, а также он ориентирован на самостоятельную деятельность, Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи . О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума.
В своей группе я провожу проекты по темам: «Калуга – мой город родной», «Моя родина Россия», «Защитники родины», «День Победы».
Еще одна интересная технология – квест.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду, и в школе, и в лагерях отдыха, и в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет успеха такой формы досуга?
Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, дабы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
В последнее время большую популярность обрели квесты в виде командной игры. Они проводятся не только среди детей, но и среди взрослых. В процессе такой игры участники имеют возможность пообщаться, узнать много нового и интересного и реализовать заложенную в каждом человеке тягу к приключениям организации детских мероприятий, то это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение, а также привлечение аниматоров.
Какие задачи решаются в квест-игре?
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей : реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
• образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
• развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
• воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
В своей группе я проводила такие квесты , как «Знатоки родного города», «По следам Циолковского».
Информационно - коммуникативные технологии.
- Электронные энциклопедии, справочники, словари.
- Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т. д.
- Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя. Темы их очень разнообразны, в зависимости от того , какие цели и задачи педагог ставит перед собой.
-Виртуальные экскурсии - в наше время из-за невозможности организовать выездную экскурсию эта форма организации набирает особую популярность.
Музейная педагогика.
Почему так важно использовать мини-музеи? Мы провели беседу и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные ,но чаще всего загруженность или просто отсутствие интереса со стороны родителей.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.
Тематика мини-музеев очень разнообразна: «Музей матрешки», «Народные промыслы», «Русская изба»и др.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Игровая технология.
Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. В своей работе можно использовать как сюжетно –ролевые игры, игры –путешествия, дидактические игры. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей.
Заключение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия систематической работы взрослого состоит в том, чтобы показать детям любовь к Родине, мужество и трудолюбие наших земляков, воспитать бережное отношение к красоте окружающего мира и любовь к родному городу и краю. И в этом нам помогут современные формы работы.
Список литературы.
1.Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М, 2011.
2.Герасимова О. Люби и знай родной свой край.// Дошкольное воспитание. 2014, №8
3. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – Спб.: Детство Пресс, 2011.
4. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. (Библиотека воспитателя).
5. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под ред. ЛА. Кондрыкинской - М.: Т.Ц.Сфера,2004