Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологии построения пространства детской реализации в ДОО | Байжаунова Асемгуль Сатымовна. Работа №309912

Дата публикации:
Автор:
Описание:

пространство детской реализации – то одно из новейших открытий дошкольной педагогики, нацеленное на формирование личности ребенка и развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, необходимого окружающим людям и обществу

В новой редакции программы «От рождения до школы» выдвигается новый термин —пространство детской реализации (ПДР, противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры. Т.е. мы имеем два пути развития: в ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР – развитие, ориентированное на будущее.

Технология эффективной социализации как способ построения пространства детской реализации в ДОО

"Пространство детской реализации"

 ПДР – то одно из новейших открытий дошкольной педагогики, нацеленное на формирование личности ребенка и развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, необходимого окружающим людям и обществу.

В дошкольном образовании существует два фундаментальных понимания того, кто такой ребёнок. Одно из пониманий – ребёнок –это малоопытный субъект. Процесс развития выступает как освоение ребёнком каких-то достижений человеческого общества. Взрослый управляет этим процессом. Это происходит в зоне ближайшего развития (ЗБР). ЗБР — это место встречи первичной и идеальной формы.

Здесь взрослый главный:

отбирает культурные образцы;

показывает способы действия;

контролирует освоение.

В новой редакции программы «От рождения до школы» выдвигается новый термин пространство детской реализации (ПДР, противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры. Т.е. мы имеем два пути развития: в ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР – развитие, ориентированное на будущее.

Неслучайно в дошкольном образовании появилось понятие «голос ребёнка», смысл которого заключается в том, что взрослый должен создавать условия для детских высказываний по разным вопросам, т.е. создавать возможности для проявления индивидуальности детей. На занятиях ЗБР задаётся взрослым, ребёнок является ведомым, а сама ситуация является репродуктивной. В пространстве возможностей ребёнок является инициатором, здесь отчётливо «слышен его голос».

Выделение двух пространств: зоны ближайшего развития (ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР) позволяет говорить о существовании характерного для каждого из них и типа общения. Общение взрослого и ребенка в ЗБР фактически направлено на то, чтобы ребенок освоил идеальную форму, и представляет собой по сути дела инструктирование детей. Задача этого типа общения состоит в том, чтобы ребенок понял указания взрослого и подчинился логике структурных отношений, стоящих за системой научных знаний. Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. Беседа не может ограничиться инструктированием, она должна представлять собой обсуждение. Объяснение собственной позиции является существенным отличием обсуждения от инструктирования. Собственная позиция и характеризует детскую индивидуальность. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.

Согласно программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве ЗБР. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому перед педагогом стоит задача — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.

Существенной стороной поддержки творческого начала личности выступает разнообразие предметно-пространственной среды. Оно позволяет максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребёнку готовых схем. Она должна допускать различные способы своего употребления, установленные не только культурой, но и самим ребёнком. ППС, с одной стороны, выступает как набор стандартов, а с другой взаимодействие с ней по усмотрению ребёнка без давления со стороны взрослого открывает новые возможности, т.е. позволяет детям идти по творческому пути. Всякое творчество – это процесс создания чего-либо нового. При этом ценность и значимость продукта будет определяться его востребованностью. Если продукт востребован, то и ребёнок, его создавший, будет утверждаться в глазах окружающих и своих собственных, что важно для становления детской личности.

Важным моментом развития ПДР может стать «утренний круг», на котором дети обсуждают интересные для них темы. ПДР включает в себя специальную организацию времени и места, где дети могут проявлять свою индивидуальность.

Ещё одним вариантом построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. Имеющиеся на этот счет данные позволяют говорить о разворачивании пространства детской реализации, начиная с раннего возраста. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого.

   Проектная деятельность в ПДР подразумевает создание условий, когда дети могут:

- обсуждать содержание деятельности;

- проявлять творческую инициативу;

- анализировать имеющиеся возможности;

- изготавливать различные продукты (индивидуально или совместно с детьми);

- предъявлять продукт;

- обсуждать социальную значимость продукта;

- хранить и действовать с продуктом.

Ещё один формат проявления индивидуальности связан с детской инициативой. Это означает, что педагог должен поддерживать те виды активности, которые предлагает ребёнок. В этом случае ребёнок становится субъектом образовательного процесса, т.е. сам определяет осваиваемое содержание и управляет временем.

Таким образом, раскрывается и развивается индивидуальность каждого ребенка, поддерживается его уникальность, создается детско-взрослое сообщество, в котором формируется личностно-развивающий и гуманистический характер детско-взрослого взаимодействия. Ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости.

 Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Мы говорим о том, что пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.

Два пространства по своей сути противоположны друг другу. Педагогу нужен особый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.

С построением пространства реализации связан поиск новых образовательных практик. Этот подход, связанный и с удержанием зоны ближайшего развития на занятиях и построением пространства детской реализации. Таким образом, можно сказать, что развитие ребенка в детском возрасте характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР, т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры будущего.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развитияСовременная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно – образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева.

Н.П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Социализация детей дошкольного возраста — это фундамент успешного вхождения в дальнейшую жизнь, в школе, в высших учебных заведениях, на работе, в семье. В этом возрасте закладываются главные навыки общения, понимания своего места в жизни и в обществе. Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. Всем известно, что ведущим видом деятельности ребенка — дошкольника является игра. В детском саду применяются различные виды игр, но мы хотим остановиться на подвижных играх. Подвижная игра помогает укрепить не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и является хорошим средством социализации детей в коллективе. В игре реализуются основные потребности дошкольника. В наше время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть они мало двигаются в течение дня, что не благоприятно складывается на их здоровье. В выходные дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Для полноценного роста и развития, ребенку необходимо много двигаться. Именно через двигательную активность удовлетворяются все потребности ребенка — дошкольника. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности
Процесс социализации в ходе подвижной игровой деятельности успешно формируется и развивается, приобретает высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности. Когда дети играют вместе в подвижные игры, они учатся уступать друг другу, договариваться, строят свои взаимоотношения, общаются. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Главная цель занятий физической культурой - это не только поддержание в норме здоровья детей, но и актуальная возможность для развития собственной дисциплины, самооценки ребенка, самоуважения, духа команды, дружбы, сплоченности коллектива, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит воспитанникам быть более самостоятельными и инициативными. Дети получат не формальные знания о правилах поведения в обществе, а приобретут практические навыки и умения.

ПРАВО ВЫБОРАсамое главное правило

Физическая активность в дошкольном возрасте является очень значимой для развития ребенка. Физические упражнения, подвижные и спортивные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, в активном общении, ощущении коллектива.

Исходя из сложившегося опыта работы с детьми на занятиях физической культурой, можно выделить некоторые рекомендации по оптимизации педагогического взаимоотношения педагога по физическому воспитанию с воспитанниками на физкультурных занятиях:

а) необходимо создавать располагающую дружескую атмосферу в процессе занятий, поддерживать уверенность каждого ребенка в своих силах, давать положительную оценку его действиям, всячески поощрять самостоятельность и инициативу;

б) необходимо помогать детям «раскрыться» в том, что им удается наилучшим образом;

в) помочь каждому ребенку пережить момент успеха, поверить в себя, свои возможности;

г) предоставлять «непопулярным» детям выполнять ведущие роли в подвижных играх.

Таким образом, можно заключить, что педагоги по физическому воспитанию в детских садах имеют возможность развивать у детей дружеские взаимоотношения в коллективе, повышать их уверенность в себе, своих возможностях и способностях развивать навыки коммуникации, что определенно играет немаловажную роль в процессе дальнейшего развития каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из принципов педагогического процесса являются отношения с ребёнком, активное взаимодействие с ним. И основой этих отношений, по требованию проекта ФГОС, это субъект–субъектные отношения т. е. положение педагога «не над ребёнком, а рядом», что позволяет ребёнку быть равноправным партнёром всех видов деятельности.

Рассмотрим эти отношения на основе образовательного мероприятия (занятия). В настоящее время ООД, в своей основе, не дают возможности ребёнку полноценно пройти все этапы деятельности.

Давайте вспомним с вами этапы реализации ООД, в той форме, в которой мы с вами проводим.

​Организационный момент.

Ход занятия.

Рефлексия.

Разберём данные этапы поподробнее.

Организационный момент, что он под собой подразумевает? Конечно же организацию предпосылок к действиям ребёнка. И вот здесь крайне необходимо удивить, мотивировать его.

МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении.

Говоря о мотивации, можно выделить два её вида:

-внешняя

, которая в свою очередь делиться на 

положительную

 – 

«Если я что – то сделаю, то меня похвалят или дадут конфету» 

и 

отрицательну

ю

 

«Если я не буду делать, то меня будут ругать»

 и т. п.;

-

внутренняя

«Я

хочу помочь, потому что сочувствую»

 т. е. мотивация связанная с нравственной стороной воспитания.

Как можно мотивировать ребёнка на деятельность?

Самый главный вопрос, который должен задавать воспитатель, прежде всего себе, при разработке занятия «Для чего это нужно детям?»

Задавая вопросы типа «А вы хотите?..», «Давайте поможем…» тоже вариант, но данная постановка вопроса связана с внешней мотивацией ребёнка к действию.

Лучший способ – это удивить детей «Вы представляете…» или создать провокационную ситуацию «Они уже это сделали и у них получилось, а у вас получиться?», «Вы умеете?» Т. е необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая будет стимулировать детей к самостоятельному решению, формулированию своего намерения «Я хочу помочь», «Мы сможем это сделать».

Следующий этап – это этап планирования действий. Хочется отметить, что не новый, но выведен в отдельную строку.

Из практики можно видеть, что мы заменяем его собственной активностью при подготовке и организации детской деятельности, используя фразы «Для этого нам нужно…», «Сначала мы сделаем это, затем то…» и т. п. Это приводит к понижению или даже отсутствию детской самостоятельности при решении проблемы. Чтобы детская инициатива проявилась в полной мере можно задать следующий ряд вопросов «Подумайте, что для этого нужно?», «Что вам для этого понадобится?», «Что вы будете делать потом?», «Где вам удобно работать?» и т. д.

Следующий этап – ход занятия или осуществление действий.

Разрабатывая занятие хотелось бы, что бы педагоги избегали создания такой ситуации, которая далека от реальности и в жизни не только никогда не встретиться, но и фактически не возможна по своей сути. Но не стоит кидаться из крайности в крайность.

Главная особенность ООД в соответствии с принципами ФГОС – вопрос.

Задавая вопросы, не стоит торопиться с ответом «за детей», это наш с вами бич. Наберитесь терпения и если пауза затянулась, следует уточнить понятен ли вопрос и при необходимости перефразировать его.

При ответах детей на заданный вопрос не стоит ориентироваться на первый правильный ответ, но ни в коем случае нельзя его проигнорировать. Можно использовать приём провокации «Ты уверен? Докажи», «Кто-нибудь считает так же?» Это поможет выяснить понимает ли ответивший суть вопроса или просто заученный ответ. Так же заставляет задумать остальных. (Обычно дети ориентируются на ответ так называемых «звёзд группы», но когда вы подвергнете сомнению их ответ тут то и начнётся смятение. Самое главное после этого сказать, что ответивший прав и т. п.) Для поддержки интереса к заданному вопросу, проблеме, теме используйте разнообразные речевые формулы «точно, согласна, может быть, интересная версия, возможно, необычно и т. д. Так же жест, улыбка, кивок». Для развития детской любознательности, закрепления материала очень хорош способ, я его назвала «научите». Педагог как не понимает, что будет правильно, предлагает проверить, попробовать, при этом поддерживая положительную самооценку ребёнка «Как хорошо, что ты попробовал, теперь мы точно знаем, как…» Так же можно использовать способ переадресации вопроса «Соня я не знаю этого, но может ребята знают…», «Ребята, послушайте какой интересный вопрос задал Миша…», «А ты сам как думаешь?» Здесь правда существуют подводные камни, есть возможность, что вопрос или информация «не по теме» может увести вас в другое русло и занятие может потеряться – стать другим. Например, в каждой группе есть так сказать «неудобный ребёнок», который может в любой момент сказать «А у меня дома…» и что то в этом роде, или вой сирены, снегопад, кошка на окошке… Как тут действовать? Необходимо ли реагировать? Конечно необходимо, но тут же, если случившееся неактуально, закрыть её.

Это и есть работать в режиме экспромта.

В ходе продуктивной деятельности, организованной педагогом при активном сотрудничестве с детьми (элементарные трудовые поручения) доделывание работы за ребёнком, навязывание своей помощи не приемлемо.

На этом моменте существует так называемый временной контекст. Как с этим справиться?

1.Так распределить время, чтобы ребёнок смог полностью реализовать свой замысел.

2.В тех случаях если это не оказалось возможным (пример) вместе с детьми решить данную ситуацию «К сожалению у нас нет времени доделать, что мы можем придумать?»

3.Использование коллективной работы на открытых показах. (Аппликация)

Главное, чтобы в ходе всего этапа осуществления действий все дети были охвачены, заинтересованы в результате.

И наконец, четвёртый этап – рефлексивный итог.

Рефлексия – это самооценка причин успеха, неудач. В данной формулировке ключевое слово – самооценка. При проведении детьми самоанализа нужно задать им не более 3-4 вопросов открытого характера, но наиболее значимых и весомых.

Вот ряд предположительных вопросов, которые следует задавать на этом этапе ООД:

​- Для чего мы это делали?

– Что хотели добиться?

Вспомните

какие трудности у вас были?

– Для чего это вам нужно?

– Чему научились?

– Почему не получилось?

– Что нам помогло?

– Что помешало?

– Что можно рассказать родителям о сегодняшней встрече?

– Что можете сказать друг другу?

Ни в коем случае не делать выводы за детей. И обязательная «оценка» деятельности, поведения, эмоционального настроя детей.

И в итоге хотелось бы сказать, чтобы осуществить грамотную реализацию всех видов деятельности детей в полном объёме, необходимо прежде всего, проанализировать собственную деятельность на предмет наличия ошибок. Ибо на ошибках учатся.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×