«Технологии проблемного обучения в начальной школе» | Разова Татьяна Александровна . Работа №334016. Номер работы: №334016
Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Технология же проблемного обучения позволяет достигнуть тех результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы.
Тема по самообразованию:
«Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников»
Учитель: Т. А. Разова
Череповец, 2024
Актуальность. Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно - ориентированной, обеспечивающей такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов–усиление заботы о развивающей стороне обучения и формировании у школьников умения учиться. Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.
В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы, так как в начальных классах активно совершенствуются достижения дошкольного развития, либо компенсируются пробелы дошкольного образования. Решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения, закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки. Решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип не возможно без использования технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем и самостоятельным нахождением ответов на поставленные перед ними вопросы. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» - говорил Сократ.
Проблемное обучение это не новое педагогическое явление. Оно возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения и является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Ж.Ж. Руссо (1712-1778) писал об учащихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам». Так, немецкому педагогу А. Дистервергу принадлежит афоризм, который можно также назвать предпосылкой всего проблемного обучения: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Основной этап истории проблемного обучения начинается с введения исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Джоном Дьюи. Дьюи Джон (1859-1952) – американский философ-прагматик, психолог и педагог. Он предлагал всё обучение построить как самостоятельное решение проблем. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Его педагогическая теория получила название инструментальной педагогики или «обучения путем делания» и заключалась в том, что ребенок должен получать опыт и знания в процессе самостоятельного исследования, изготовления различных макетов и схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и так далее.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями в развитии мыслительных способностей.
Рассматривая классификацию параметров данной технологии, можно отметить следующие её критерии:
· по уровню применения: общепедагогическая;
· по основному фактору развития: биогенная, социогенная, психогенная;
· по характеру содержания: обучающая, общеобразовательная;
· по организационным формам: групповая, академическая;
· по преобладающему методу: проблемная;
· по категории учащихся: массовая (все категории).
Целевыми ориентациями же данной технологии являются:
- приобретение ЗУН,
- усвоение способов самостоятельной деятельности,
- развитие познавательных и творческих способностей,
- повышение прочности знаний,
- формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимо:
· построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиа средств);
· отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
· учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
· наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
В своей деятельности я придерживаюсь следующей технологической схемы цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемных ситуаций)
1этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на воспитание её проявления, организация появления у ребёнка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью различных вербальных и технических средств.
2 этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.
3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
4 этап – «Ага – реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
5 этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (например: командира, юриста, педагога);
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания
(например: исследовательские);
- формулирует проблемные задачи (например: с
недостаточными или избыточными исходными данными, с
неопределённостью в постановке вопроса , противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление « психологической инерции» и д.р.)
При возникновении проблемных ситуаций перед учащимися ставятся определённые проблемы. По содержанию этих проблем различают три вида проблемного обучения:
· решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
· решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого
вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
· создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.
При организации работы я учитываю следующие правила постановки учебной проблемы:
· алгоритм решения ранее решённых проблем можно использовать при решении новых проблемных задач;
· решение встречающихся ранее, но не решённых из-за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету и побуждает их к получению новых знаний;
· постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;
· ранее решённые коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся, на определение ступени образовательного процесса. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. ознавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
В настоящее время достаточное внимание уделяется работе по повышению у детей познавательного интереса и активности. В связи с этим все учителя активно используют технологию проблемного обучения, которая стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.
Мы выделили наиболее характерные для нашей педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Типы ситуаций.
Не могу!
Даётся практическое задание невыполнимое вообще.
Несоответствие.
Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации.
Конфликт.
Ситуация, рассматривающая противоположности.
Неожиданность.
Вызывает удивление неожиданностью, парадоксальностью.
Неопределённость.
Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных.
Выбор.
Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное.
Ошибка!
Задание с заведомо допущенной ошибкой.
Пример приёма «с удивлением». Сущность приёма: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»)
Урок окружающего мира.
Тема: Масштаб.
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Пример приёма «с затруднением». Сущность приёма: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Часто на уроках предлагаем детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимаю, что задание выполнить невозможно в том виде в каком оно представлено, и нужно изменить его, либо дополнить какими-то новыми данными.
Например: сложить из деталей конструктора фундамент для дома прямоугольной формы: длина строительного материала: 4см, 6см,6см,3см. Ознакомившись с заданием, дети приступают к его выполнению, встречаются с проблемой, которая побуждает их к диалогу, совместно обсудив проблему, дети приходят к выводу, что задание невыполнимо при таких данных.
На уроках окружающего мира мы чаще организовываем проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках окружающего мира часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся.
Использование технологии проблемного обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие познавательных учебных действий. В результате этого появляются:
· значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;
· возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;
· развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.
Технология проблемного обучения - необходимый элемент формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Познавательная активность личности в свою очередь является основой личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной для развития интеллекта и творческих способностей младших школьников, развивающей универсальные учебные действия;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно - психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и "открытия" знаний.
Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Технология же проблемного обучения позволяет достигнуть тех результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы.