Технологии проектной деятельности на уроках литературы | Бордовская Светлана Вячеславовна. Работа №350699
Аннотация. В статье рассматриваются технологии проектной деятельности, которые можно использовать на уроках литературы для углубленного изучения текста и развития творческих и исследовательских навыков школьников. Описаны методы, позволяющие учащимся работать с литературными произведениями через исследовательские и творческие проекты, что помогает им глубже понять авторскую мысль, развить критическое мышление и научиться выражать свои идеи. Приведены примеры проектов, направленных на анализ текста, создание иллюстраций и сценических интерпретаций.
Ключевые слова: проектная деятельность, уроки литературы, исследовательские навыки, творчество, критическое мышление, школьники, литературные произведения.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Бордовская Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Марковская СОШ №2»
Аннотация. В статье рассматриваются технологии проектной деятельности, которые можно использовать на уроках литературы для углубленного изучения текста и развития творческих и исследовательских навыков школьников. Описаны методы, позволяющие учащимся работать с литературными произведениями через исследовательские и творческие проекты, что помогает им глубже понять авторскую мысль, развить критическое мышление и научиться выражать свои идеи. Приведены примеры проектов, направленных на анализ текста, создание иллюстраций и сценических интерпретаций.
Ключевые слова: проектная деятельность, уроки литературы, исследовательские навыки, творчество, критическое мышление, школьники, литературные произведения.
Проектная деятельность на уроках литературы позволяет школьникам стать активными участниками процесса изучения текста, развивает у них навыки анализа и критического мышления, а также способствует творческому самовыражению. В отличие от традиционного подхода, при котором учащиеся изучают литературное произведение только с позиции анализа, проектная работа даёт им возможность интерпретировать и осмыслять текст через собственные идеи и решения. Такой подход позволяет учащимся углубиться в содержание произведения, понять авторские замыслы и увидеть литературные произведения в новом свете.
Одним из популярных видов проектов является создание анализирующих и исследовательских работ по тексту. Учитель может предложить учащимся выбрать тему исследования, например, анализ образов героев, особенности авторского стиля или символику в произведении. Учащиеся самостоятельно ищут информацию, анализируют текст, сопоставляют полученные данные с историческим и культурным контекстом и представляют результаты в виде исследования. Такая деятельность учит школьников работать с текстом, выделять главное, формулировать аргументированные выводы и презентовать свои идеи перед аудиторией.
Творческие проекты, такие как создание иллюстраций, комиксов или сценических постановок, позволяют учащимся выразить свои эмоции и мысли, связанные с произведением, через искусство. Например, учащиеся могут создать визуальные образы главных героев или ключевых сцен, что помогает им глубже понять характеры и мотивы персонажей. Сценические интерпретации, в которых школьники воплощают эпизоды из произведения, позволяют им ощутить себя частью литературного мира и помогают проникнуться атмосферой текста. Такие проекты способствуют развитию воображения и делают изучение литературы более эмоционально насыщенным и значимым для школьников.
Исследовательские проекты по культурному и историческому контексту произведения помогают учащимся осознать связь литературы с реальными событиями и темами, интересующими общество. Учитель может предложить школьникам исследовать эпоху, в которую был написан текст, особенности мировоззрения автора или влияние событий на стиль и темы произведения. Например, при изучении произведений XIX века школьники могут исследовать политическую ситуацию того времени, культурные традиции и проблемы, затрагиваемые в текстах. Такой подход развивает у учащихся историческую и культурную осведомлённость, учит их видеть в литературе отражение реальной жизни и её изменений.
Создание литературных блогов или рецензий — ещё один способ вовлечь учащихся в процесс обсуждения и анализа текстов. Учитель может предложить школьникам написать отзывы на произведение, выразить своё мнение о сюжете или персонажах, а затем обсудить это с одноклассниками. Современные цифровые технологии позволяют создать блоги или сайты, где учащиеся могут публиковать свои работы, делиться впечатлениями и обмениваться комментариями. Этот вид деятельности учит школьников формулировать свои мысли, аргументировать суждения и видеть литературный текст как повод для дискуссии и размышления.
Работа с литературной картой — ещё одна интересная форма проектной деятельности, позволяющая школьникам изучить места, связанные с жизнью и творчеством автора. Например, можно создать карту, на которой отмечены города и места, упомянутые в произведении, или связанные с жизнью писателя. Это помогает учащимся увидеть географический и культурный контекст произведения, понять, как пространство влияет на сюжет и образность текста. Литературная карта способствует развитию пространственного мышления и делает текст более живым и осмысленным.
Проекты по созданию собственной версии произведения или его альтернативного конца также способствуют развитию творческих способностей школьников. Учитель может предложить учащимся написать продолжение текста, представить, как бы развивались события, если бы герои поступили иначе, или переписать финал с другой точки зрения. Такой подход учит школьников вживаться в роли персонажей, понимать мотивы и характеры, а также помогает им развивать навыки написания текста и умение осмысленно выражать свои идеи.
В заключение следует отметить, что технологии проектной деятельности на уроках литературы помогают школьникам глубже понимать литературные произведения, развивать аналитические и творческие способности, учат их выражать свои идеи и аргументировать суждения. Исследовательские, творческие и историко-культурные проекты способствуют формированию у учащихся интереса к литературе, осознанного подхода к тексту и стремления к самовыражению. Важно, чтобы учитель поддерживал интерес к проектной деятельности, создавал условия для активного участия и помогал школьникам чувствовать себя уверенно в процессе изучения литературы.
Список литературы
Болтенкова, Т. Н. Развитие творческих способностей на уроках литературы / Т. Н. Болтенкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 67-70.
Огородникова, И. А. Организация проектной деятельности на уроках литературы / И. А. Огородникова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 173-175.