Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологии работы с "трудными детьми" в условиях образовательного учреждения | Матвеева Ольга Викторовна. Работа №341289

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются технологии работы с "трудными детьми" в образовательных учреждениях. Определяются основные причины трудного поведения, предлагаются методы и стратегии для работы с такими детьми, а также подчеркивается важность комплексного подхода в решении проблем. Описаны конкретные технологии, такие как индивидуальные и групповые формы работы, использование адаптивных методик и вовлечение семей в процесс коррекции. В статье также приведены примеры успешного применения данных технологий на практике.

Ключевые слова: трудные дети, коррекционные технологии, поведенческие проблемы, индивидуальный подход, семейное вовлечение, образовательные технологии.

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С "ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ" В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Матвеева Ольга Викторовна, социальный педагог
МБОУ "Лицей села Хлевное" Хлевенского муниципального района Липецкой области
Аннотация. В статье рассматриваются технологии работы с "трудными детьми" в образовательных учреждениях. Определяются основные причины трудного поведения, предлагаются методы и стратегии для работы с такими детьми, а также подчеркивается важность комплексного подхода в решении проблем. Описаны конкретные технологии, такие как индивидуальные и групповые формы работы, использование адаптивных методик и вовлечение семей в процесс коррекции. В статье также приведены примеры успешного применения данных технологий на практике.
Ключевые слова: трудные дети, коррекционные технологии, поведенческие проблемы, индивидуальный подход, семейное вовлечение, образовательные технологии.
Работа с "трудными детьми" в условиях образовательного учреждения представляет собой одну из наиболее сложных и ответственных задач, стоящих перед педагогами. Под "трудными детьми" понимаются учащиеся, испытывающие трудности в поведении, обучении и социализации. Такие дети часто проявляют агрессию, нарушают дисциплину, демонстрируют низкую мотивацию к учебе, что требует применения особых педагогических подходов и технологий.
Перед тем как рассматривать технологии работы с "трудными детьми", важно понимать причины возникновения их проблемного поведения. К таким причинам могут относиться неблагоприятная семейная обстановка, низкий уровень эмоциональной и социальной поддержки, наличие психологических травм, а также особенности характера и темперамента ребенка. Педагогу необходимо учитывать эти факторы при выборе методов и приемов работы, чтобы корректирующие воздействия были максимально эффективными.
Одной из ключевых технологий работы с "трудными детьми" является использование поведенческой коррекции. Этот метод основан на применении положительного подкрепления для закрепления желательного поведения и негативных последствий для предотвращения нежелательного. Например, за выполнение определенных заданий или соблюдение правил ребенок может получать поощрения, такие как похвала, дополнительные привилегии или символические награды.
Важным элементом поведенческой коррекции является создание системы поощрений и наказаний, которая должна быть прозрачной и последовательной. Примером может служить методика "Система жетонов", где за каждое позитивное действие ребенок получает жетоны, которые затем можно обменять на награды. Это позволяет формировать у ребенка ответственность за свои действия и способствует улучшению поведения.
Игровая терапия также является эффективной технологией работы с "трудными детьми". Через игру дети могут выражать свои чувства, переживания и конфликты, что помогает им лучше понимать себя и свои эмоции. Педагоги используют игровые упражнения для развития навыков самоконтроля, сотрудничества и коммуникативных способностей.
Например, игра "Команда" помогает детям учиться работать в коллективе, договариваться и поддерживать друг друга. В процессе игры дети развивают навыки общения, учатся решать конфликты и принимать общие решения, что положительно влияет на их поведение и взаимоотношения с окружающими.
Социально-педагогическая поддержка является еще одним важным направлением работы с "трудными детьми". Педагоги создают условия для развития социальных навыков у детей, таких как умение взаимодействовать с другими людьми, соблюдать нормы и правила поведения, решать конфликты. Важную роль играет обучение детей навыкам саморегуляции и эмоционального контроля.
Каждый ребенок уникален, поэтому педагогу необходимо применять индивидуальный подход в работе с "трудными детьми". Важно учитывать особенности характера, темперамента, эмоционального состояния и уровня развития каждого ребенка. Индивидуальные программы коррекции поведения должны быть направлены на выявление и устранение причин, лежащих в основе проблемного поведения, а также на развитие сильных сторон личности ребенка.
Педагог может использовать диагностические методики для определения уровня социальной адаптации и психологического состояния ребенка. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальная программа поддержки, включающая в себя как коррекционные мероприятия, так и задания, направленные на развитие у ребенка позитивных качеств, таких как ответственность, самостоятельность и уверенность в себе.
Работа с семьей "трудного ребенка" играет важную роль в коррекционной работе. Нередко проблемное поведение ребенка связано с неблагоприятными условиями в семье, такими как конфликты между родителями, недостаток внимания или поддержки. Педагог должен тесно взаимодействовать с родителями, помогая им понимать особенности поведения ребенка и предоставляя рекомендации по воспитанию.
Примером такой работы могут быть родительские консультации, на которых педагог обсуждает с родителями поведение ребенка, объясняет причины его трудностей и предлагает методы их преодоления. Важно, чтобы родители и педагоги действовали согласованно, поддерживая единый подход к воспитанию и коррекции поведения ребенка.
Успешная работа с "трудными детьми" невозможна без участия всего педагогического коллектива. Педагоги должны взаимодействовать друг с другом, делиться опытом и совместно разрабатывать стратегии работы с такими детьми. Важную роль играет создание положительного психологического климата в образовательном учреждении, где каждый ребенок чувствует себя принятым и защищенным.
Кроме того, педагоги должны быть готовы к постоянному повышению своей квалификации, участвуя в семинарах, тренингах и мастер-классах, посвященных работе с "трудными детьми". Это позволяет им осваивать новые методики и подходы, адаптировать их к конкретным условиям и особенностям учащихся.
Таким образом, работа с "трудными детьми" в условиях образовательного учреждения требует использования комплексного подхода, включающего поведенческую коррекцию, игровую терапию, социально-педагогическую поддержку и индивидуальные программы. Важным условием успешной работы является тесное взаимодействие педагогов с родителями и создание благоприятной образовательной среды. Использование современных технологий и методов позволяет педагогам эффективно справляться с задачами коррекции поведения и способствует успешной адаптации "трудных детей" в школьной среде.
Список литературы
Кондрачук О. С., Сгонник Л. В. Особенности работы социально-психологической службы образовательного учреждения с трудными детьми // Таврический научный обозреватель № 8(13) — август 2016. – С. 13-16.
Менщикова, А. Н. Специфика социальной работы с трудными подростками / А. Н. Менщикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 338-340.
Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт. — сост. Л. Д. Баранова. — Волгоград: Учитель, 2017. — 187 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X