Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологии развития мелкой моторики у детей с ЗПР на уроках письма и чтения | Глинкина Любовь Алексеевна. Работа №346931. Номер работы: №346931

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные технологии и методы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе обучения письму и чтению. Понимание важности мелкой моторики как основы для формирования графомоторных навыков и читательской активности является ключевым аспектом педагогической практики. Рассматриваются основные методы и приемы, направленные на развитие мелкой моторики, а также их интеграция в занятия по письму и чтению. Статья акцентирует внимание на необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, на роли игровой деятельности в обучении и на использовании арт-терапевтических приемов для повышения интереса детей к учебному процессу.

Ключевые слова: мелкая моторика, дети с ЗПР, письмо, чтение, технологии, графомоторные навыки, индивидуальный подход.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗПР НА УРОКАХ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

 

Глинкина Любовь Алексеевна, преподаватель,

МАОУ Лицей 12, г. Екатеринбург,

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные технологии и методы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе обучения письму и чтению. Понимание важности мелкой моторики как основы для формирования графомоторных навыков и читательской активности является ключевым аспектом педагогической практики. Рассматриваются основные методы и приемы, направленные на развитие мелкой моторики, а также их интеграция в занятия по письму и чтению. Статья акцентирует внимание на необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, на роли игровой деятельности в обучении и на использовании арт-терапевтических приемов для повышения интереса детей к учебному процессу.

Ключевые слова: мелкая моторика, дети с ЗПР, письмо, чтение, технологии, графомоторные навыки, индивидуальный подход.

 

Развитие мелкой моторики является важной частью общего психического развития детей, особенно тех, кто имеет задержку психического развития (ЗПР). Мелкая моторика включает в себя координацию мелких движений рук и пальцев, что напрямую связано с графомоторными навыками, необходимыми для письма, а также с умением воспринимать и обрабатывать информацию во время чтения. В условиях образовательной среды, учителям необходимо применять разнообразные технологии и методы, направленные на развитие этих навыков. В данной статье мы рассмотрим наиболее эффективные подходы к развитию мелкой моторики у детей с ЗПР в процессе обучения письму и чтению.

Мелкая моторика — это способность управлять мелкими движениями, которые задействуют пальцы и кисти рук. Эти навыки необходимы для выполнения множества повседневных задач, включая письмо, рисование, застегивание пуговиц и использование столовых приборов. Мелкая моторика также играет важную роль в когнитивном развитии, так как координация движений способствует развитию мозга.

Развитие мелкой моторики влияет на формирование графомоторных навыков, необходимых для успешного письма. Исследования показывают, что дети с развитыми навыками мелкой моторики легче осваивают навыки письма и чтения, так как у них лучше развита координация движений и пространственное восприятие.

Для детей с ЗПР эти навыки особенно важны, так как у них могут наблюдаться трудности в обучении, которые напрямую связаны с недостаточной развитостью мелкой моторики. Это может проявляться в неумении удерживать ручку, трудностях при копировании букв и цифр, а также в проблемах с чтением.

Проблемы детей с ЗПР в обучении письму и чтению

1 Характерные особенности ЗПР

Дети с задержкой психического развития могут демонстрировать широкий спектр трудностей, включая проблемы с вниманием, памятью, речевым развитием и социальной адаптацией. Эти особенности могут затруднять обучение и создание эффективной образовательной среды.

2 Трудности в развитии мелкой моторики

У детей с ЗПР часто наблюдаются следующие трудности, связанные с мелкой моторикой:

- Невозможность правильно держать письменные принадлежности. Дети могут не понимать, как правильно хватать ручку или карандаш, что затрудняет процесс письма.

- Сложности с координацией движений. Пальцы могут быть недостаточно развиты, чтобы выполнять точные движения, необходимые для письма и чтения.

- Неумение выполнять последовательные действия. Это может проявляться в затруднениях при выполнении графических заданий или использовании материалов для творчества.

Для решения указанных проблем важно применять технологии, направленные на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР. Рассмотрим некоторые из них.

1 Игровые технологии

Игровая деятельность является важным инструментом для развития мелкой моторики. Игры могут включать в себя различные манипулятивные действия, которые способствуют тренировке координации движений.

Пример:

- Игра «Собери фигурки»: Используя мелкие детали, дети собирают фигуры по шаблонам. Это не только развивает мелкую моторику, но и помогает детям понять геометрические формы.

- Лепка: Работа с пластилином или глиной позволяет развивать тактильные ощущения и укреплять пальцы, что способствует улучшению моторики.

2 Арт-терапевтические приемы

Арт-терапия использует различные виды творчества для развития эмоционального и когнитивного восприятия. Работа с различными материалами может значительно улучшить мелкую моторику.

Пример:

- Рисование пальцами: Использование красок и других материалов для рисования пальцами позволяет развивать координацию и укреплять мышцы рук.

- Создание коллажей: Вырезание и приклеивание различных материалов помогает развивать мелкую моторику и способствует улучшению концентрации.

3 Конструирование и моделирование

Работа с конструкторами и другими моделями также является эффективным способом развития мелкой моторики.

Пример:

- Конструкторы LEGO: Дети могут строить различные конструкции, что требует точности и координации движений.

- Работа с пазлами: Сборка пазлов развивает зрительно-моторную координацию и способствует развитию логического мышления.

4 Специальные упражнения

Для детей с ЗПР также можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

Пример:

- Сжатие и разжатие: Использование антистрессовых мячиков или резинок для тренировки мышц рук и пальцев.

- Упражнения с резиночками: Натягивание резинок или выполнение движений с ними помогает развивать силу и координацию пальцев.

Интеграция технологий в уроки письма и чтения

1 Подготовка к письму

Развитие мелкой моторики должно предшествовать обучению письму. Педагогам рекомендуется включать в занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики перед началом обучения письму.

Пример:

- Перед тем как дети начнут писать, можно проводить занятия, на которых они будут выполнять различные графические задания, такие как обводка фигур, рисование линий, зигзагов и кругов.

2 Обучение письму

 

На уроках письма важно сочетать традиционные методы с игровыми технологиями и арт-терапией. Это поможет сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для детей с ЗПР.

Пример:

- Использование цветных мелков: Письмо цветными мелками на большом листе бумаги помогает детям чувствовать себя уверенно и развивает интерес к письму.

- Интерактивные занятия: Использование планшетов и приложений для обучения письму может сделать процесс более интересным и увлекательным.

3 Обучение чтению

В процессе обучения чтению также важно развивать мелкую моторику. Это можно сделать через игры и упражнения, которые будут связаны с чтением.

Пример:

- Чтение с использованием карточек: Дети могут использовать карточки с изображениями и словами для создания предложений, что развивает как чтение, так и мелкую моторику.

- Разгадывание кроссвордов и ребусов: Эти задания помогают развивать внимание и память, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Индивидуальный подход и оценка результатов

1 Индивидуализация обучения

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ЗПР при использовании технологий для развития мелкой моторики. Это позволит лучше удовлетворить потребности каждого ученика и достичь лучших результатов.

Пример:

 

- Индивидуальные занятия с детьми, которые нуждаются в дополнительной поддержке, помогут более эффективно развивать их мелкую моторику и графомоторные навыки.

2 Оценка результатов

Регулярная оценка результатов обучения позволяет отслеживать прогресс детей и корректировать образовательные подходы.

Пример:

- Использование портфолио, в которое будут включаться работы детей, позволяет видеть динамику их развития и корректировать занятия в зависимости от успехов.

В заключение можно отметить, что развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития является важной задачей, которую необходимо решать в процессе обучения письму и чтению. Применение современных технологий и методов, таких как игровые технологии, арт-терапевтические приемы и индивидуализированный подход, поможет педагогам создать поддерживающую и стимулирующую образовательную среду. Только комплексный подход и активное вовлечение родителей и специалистов позволят обеспечить успешную социализацию и обучение детей с ЗПР.

 

Список литературы

 

1. Бакланова, Н. В. Мелкая моторика как фактор успешного обучения. Психология и образование, 2021,- 5(2), 12-18.

2. Митина, Л. И. Арт-терапия в работе с детьми с ЗПР. Санкт-Петербург: Педагогическое издательство,2020.

3. Качур, С. Б. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Б. Качур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 110-116.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×