Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технологии развития мелкой моторики у детей с ЗПР на уроках письма и чтения | Мяннанова Гельнур Амировна. Работа №353667. Номер работы: №353667

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена анализу технологий, направленных на развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе обучения письму и чтению. Рассматриваются теоретические аспекты данной проблемы, описываются практические подходы и методы работы, а также представлены исследования в данной области. Приводятся примеры упражнений и рекомендаций для педагогов. 

Ключевые слова: мелкая моторика, задержка психического развития, технологии обучения, письмо, чтение, коррекционная педагогика. 

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗПР НА УРОКАХ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

 

Мяннанова Гельнур Амировна, учитель

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №89" г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья посвящена анализу технологий, направленных на развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе обучения письму и чтению. Рассматриваются теоретические аспекты данной проблемы, описываются практические подходы и методы работы, а также представлены исследования в данной области. Приводятся примеры упражнений и рекомендаций для педагогов.

Ключевые слова: мелкая моторика, задержка психического развития, технологии обучения, письмо, чтение, коррекционная педагогика.

 

Дети с задержкой психического развития сталкиваются с различными трудностями в учебной деятельности, включая недостаточное развитие мелкой моторики. Эта проблема особенно актуальна на уроках письма и чтения, где от уровня моторных навыков зависит успешность усвоения знаний. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, развитие двигательной активности напрямую связано с когнитивными процессами, такими как внимание, память и мышление.

Работа с мелкой моторикой не только способствует улучшению двигательных навыков, но и оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Целью данной статьи является изучение технологий, которые позволяют развивать мелкую моторику у детей с ЗПР, а также анализ их эффективности.

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук, которые требуют скоординированной работы мышц, нервной системы и органов чувств. Развитие этих навыков начинается с раннего детства и имеет важное значение для подготовки к учебной деятельности.

Исследования таких ученых, как А.Н. Леонтьев, В.В. Лебединский, и Л.С. Выготский, подчеркивают, что развитие моторики у детей с ЗПР связано с нейропсихологическими особенностями их развития. У таких детей наблюдаются:

1. Слабость мышечного тонуса.

2. Недостаточная координация движений.

3. Замедление формирования сенсомоторных связей.

Для коррекции этих особенностей в педагогической практике применяются специализированные технологии, основанные на принципах коррекционной педагогики и нейропсихологии.

На уроках письма и чтения развитие мелкой моторики может осуществляться через разнообразные упражнения и игры, направленные на стимуляцию работы пальцев и кистей рук. Рассмотрим основные технологии:

1. Игровые технологии. Использование игр с мелкими предметами (мозаика, пазлы, шнуровки) развивает координацию и сенсорное восприятие.

2. Нейропсихологические упражнения. Методики, предложенные А.Р. Лурия, включают простые упражнения, такие как "колечко" (соединение пальцев поочередно с большим пальцем) или "пальчиковая гимнастика".

3. Графомоторные упражнения. Прописи с элементами графики, обведение контуров, рисование простых фигур и штриховка способствуют укреплению мелких мышц руки.

4. Технология сенсорного развития. Использование материалов разной фактуры (песок, глина, крупа) стимулирует работу тактильных рецепторов и развивает пространственное восприятие.

5. Артикуляционно-моторные упражнения. Связь между развитием речи и моторики была изучена Т.В. Ахутиной. Эти упражнения включают одновременное выполнение движений пальцев и произношение звуков или слов, что способствует синхронизации речевых и двигательных процессов.

Примеры упражнений:

1. "Сказочные пальчики": ребенок повторяет движения пальцев, изображая героев сказки.

2. Рисование на песке: помогает развивать как моторные, так и творческие способности.

3. "Лабиринты": обведение линий в прописях с усложнением заданий.

Согласно исследованиям Н.Н. Смирнова и коллег, регулярное использование упражнений для мелкой моторики способствует улучшению навыков письма у детей с ЗПР. В ходе экспериментов было доказано, что через 3 месяца систематической работы у большинства детей улучшилась координация движений, снизилась утомляемость, повысилась скорость письма.

Работы Т.А. Стрельниковой показывают, что использование интегрированных методов (например, сочетание игры и графомоторных заданий) способствует лучшему усвоению учебного материала.

В заключение отметим, что работа с развитием мелкой моторики у детей с ЗПР является важным компонентом коррекционно-развивающего обучения. Использование различных технологий, включая игровые и сенсорные методы, позволяет не только развить двигательные навыки, но и повысить общую успеваемость детей. Успешное внедрение этих методов требует от педагога творчества, терпения и систематического подхода.

 

Список литературы

Ангеловская

, Н. В. Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития / Н. В.

Ангеловская

. — Текст: электронный //

Инфоурок

: [сайт]. — URL:

https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnyh-potrebnostej-u-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-7045281.html???history=4&pfid=1&sample=0&ref=0

Костенкова

, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи / Ю. А.

Костенкова

, Р. Д.

Тригер

, С. Г. Шевченко; под ред. В. И.

Лубовского

. — М.: Школьная пресса, 2019. — 64 с.

Карпова, Г. П. Дети с задержкой психического развития / Г. П. Карпова, Т. П. Артемьева. — Екатеринбург: Изд-во

УрГПУ

, 2019. — 112 с.

 

Скачать работу
Устали от бумажной работы? А тут еще и аттестация? Подготовим документы на категорию за 7 дней!
Пожалуйста, подождите.
x
×
+1 готовое портфолио
Нина из только что получила пакет документов для аттестации
×