Технологии речедвигательной, логопедической и фонетической ритмики в коррекционной работе учителя-логопеда. | Ольга Григорьевна Шишкова. Работа №241550
Автор: Ольга Григорьевна Шишкова
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Мышечные импульсы, составляют компонент ощущения, которое существенно усиливается действием. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).
Технологии речедвигательной, логопедической и фонетической ритмики
в коррекционной работе учителя-логопеда.
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Мышечные импульсы, составляют компонент ощущения, которое существенно усиливается действием. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).
Исследованиями Выготского Л.С., М.Е. Хватцева, Дворкиной П.С, Горской, И.Ю., М.В. Фомичевой показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.
Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие в отличие от фонетической и логопедической ритмики, а включается в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение обучающих и развивающих занятий с использованием технологии речедвигательной ритмики существенно повышает мотивацию детей к занятиям.
Использование речедвигательных упражнений на занятиях оказывает оздоровительный эффект, т.к. они направлены на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. Широкий спектр применения данной технологии в разнообразных видах коррекционной работы способствует коррекции звукопроизношения, формированию навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и развития связной речи.
Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться. Ребёнку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью речедвигательной ритмики удаётся быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.
Элементы речедвигательной ритмики можно вводить на занятиях по коррекции звукопроизношения начиная с этапа вызывания звука в речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. Кроме того, речедвигательные упражнения могут быть использованы в структуре других видов занятий в организационных моментах, в динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. В этих случаях речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики. Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе. В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом. В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».
В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков. Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания. Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.
Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА). Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.
Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает. Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики. Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.
В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку. Логопед формирует устойчивую связку: «артикуляция/произнесение звука - движение фонетической ритмики - графический образ буквы - объёмная буква», в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.
Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи. На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок. Ала-ала-ала – на столе пиала. Алу-алу-алу – я возьму пиалу. Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)
Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.