"Технологии уровневой дифференциации на уроках математики в старшей школе" | Киселёва Юлия Борисовна. Работа №363866
В данной статье рассматриваются процессы выбора педагогической технологии обучения математике в старших классах школы.
Статья посвящена основным аспектам уровневой дифференциации.
Особое внимание уделено на использование этой технологии в старших классах.
В статье анализируются преимущества и актуальность данной технологии, рассматриваются возможности обучения учащихся одного класса на трех уровнях и требований к действиям учащихся.
Описаны этап подготовки к выбору уровня обучения старшеклассников, этапы процесса организации внутриклассной дифференциации.
В статье обобщен материал о данной технологии.
Статья рекомендована для учителей математики 10-11 кл.
Аннотация на статью Ю.Б. Киселёвой учителя математики МАОУ СОШ №111 г.Краснодар
"Технологии уровневой дифференциации на уроках
математики в старшей школе"
В данной статье рассматриваются процессы выбора педагогической технологии обучения математике в старших классах школы.
Статья посвящена основным аспектам уровневой дифференциации.
Особое внимание уделено на использование этой технологии в старших классах.
В статье анализируются преимущества и актуальность данной технологии, рассматриваются возможности обучения учащихся одного класса на трех уровнях и требований к действиям учащихся.
Описаны этап подготовки к выбору уровня обучения старшеклассников, этапы процесса организации внутриклассной дифференциации.
В статье обобщен материал о данной технологии.
Статья рекомендована для учителей математики 10-11 кл.
Статья Ю.Б. Киселёвой учителя математики МАОУ СОШ №111 г.Краснодар
"Технологии уровневой дифференциации на уроках математики в старшей школе"
Свою статью я хочу посвятить теме выбора педагогических технологий.
Эта тема очень важна, так как выбор правильных технологий лежит в основе достижения наибольшего эффективного уровня образованности, воспитанности, подготовленности к жизни наших выпускников.
Два года назад в нашей школе были сформированы новые четыре десятых класса из учащихся разных школ.
Формировали классные коллективы, искали такие технологии, методы и формы обучения, которые смогли бы дать наибольшую эффективность в процессе обучения.
Потому что это разные дети по развитию, подготовленности, возможностях и интересам.
Для эффективной организации обучения математике я изучила возможности, потребности, интересы, десятиклассников, их планы продолжения обучения после окончания школы. По результатам бесед и анкетирования я решила использовать технологию уровневой дифференциации с целью обеспечения надлежащей подготовки выпускников к обучению разнопрофильных вузах. Уровневая дифференциация – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями и потребностями, а не разделение учащихся на классы по уровням.
– это технология обучения в одном классе детей с
разными способностями и потребностями, а не
разделение учащихся на классы по уровням;
- совокупность методов, форм и средств обучения,
применяемых с учётом индивидуальных особенностей
учеников на основе выделения разных уровней учебных
требований.
Виды дифференциации:
- по психологическим особенностям;
- по обученности;
- по познавательным способностям;.
- по интересам и склонностям.
Критерии формирования групп учащихся:
- по темпу работы: низкий, высокий;
- по успеваемости: базовый, средний, высокий;
- по уровню развития познавательной самостоятельности: копирующая, воспроизводяще выборочная, творческая.
Этапы процесса организации учителем внутриклассной дифференциации.
1. Определение критерия формирование групп.
(первичный – уровень обучаемости)
2. Проведение диагностики.
3. Распределение по группам на основании результатов
диагностики.
4. Выбор способов дифференциации разработка
разноуровневых заданий для групп.
5. Реализация дифференциального подхода на разных
этапах урока.
В работе использую формы внутриклассной дифференциации:
- задание разного уровня сложности;
- дозирование помощи учителя;
- уровневый дифференцированный подход.
Уровни сложности математических заданий:
- стандартные задания: выполняются по алгоритму;
- нестандартные задания: сводятся в несколько преобразований к стандартному;
- сложные: выполняются системой трансформации.
Уровневая дифференциация позволяет обучение
учащихся одного класса на трех уровнях:
I базовый – определённый программой и учебником,
минимум знаний и умений, достижения которого
обязательно учащимся всех типологических групп.
II повышенный – содержит некоторые, выходящие за
рамки программы и учебника, дополнительные знания и
формирует прочные умения по применению этих знаний
в различных ситуациях.
III - высокий - дополнительные сведения, углубляющие
знания по теме и формирующие умения решать задачи
повышенной сложности.
Каждому уровню соответствуют
требования к действиям учащихся
I уровень: показывать, называть, опознавать, распознавать, узнавать, давать определения, решать типичные задачи и примеры
II уровень: измерять, объяснять, соотносить, работать по схеме, характеризовать, сравнивать, решать задачи u примеры
III уровень: составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, выделять признаки, анализ, решать задачи профильного уровня.
Преимущества и актуальность разноуровневого обучения:
- убирает шаблоны и формализм в преподавании;
- повышает интерес к предмету;
- развивает логическое мышление;
- повышает вычислительные навыки;
- даёт возможность изучения предмета на нужном уровне;
- повышает культуру речи;
- уменьшает нагрузку на учащихся при подготовке к обучению в разнопрофильных вузах;
- получение каждым учащимся нужного именно ему содержания обучения;
- устраняет страх перед оцениванием, неудовлетворенность результатами своей деятельности.
Этапы подготовки к выбору уровня обучения
старшеклассников:
- рассказать о сложности каждого задания и дать совет,
какое задание рационально выбрать;
- довести сложность заданий, а выбор оставить за
учащимся;
- ученики сами оценивают сложность и делают самостоятельный выбор.
Постигая эти этапы, через некоторое время старшеклассники будут оценивать свои возможности и желания, делать самостоятельный выбор, не только школьных заданий, но и решения тех проблем, что возникнут на их пути.
Целевыми ориентациями уровневой
дифференциации являются:
- обучение каждого на уровне его возможностей, способностей,
потребностей согласно выбранного профиля дальнейшего
обучения выпускников;
- адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Для меня, учителя математики, появляется возможность помочь слабому преодолеть трудности, испытать учебный успех.
Уделить внимание сильному, помогая реализовать желание быстрее и глубже продвигаться в образовании, утвердиться в своих способностях.
Этим мы повышаем уровень мотивации учение в сильных группах. Ho самое важное для меня и моих учеников это то, что они не чувствуют себя зависимым от уровня развития, а выбирают уровень обучения согласно своих возможностей, интересов и профиля дальнейшего образования.
Уровневая дифференциация способствует:
- повышению самооценки;
- развивает уверенность в своих возможностях;
- сохраняет индивидуальность каждого молодого человек;
- повышает ответственность за своё образование.
И заканчиваю свою статью словами Всеволода Мейерхольда.
“В школе нельзя всему научиться — нужно научиться учиться.”
А нам, учителям, хочу пожелать: не учить своих учеников, а создавать условия, при которых они сами смогут учиться. А, главное, сформировать личность.