Технологии в дошкольном образовательном учреждении | Валерия Валерьевна Иванова. Работа №294963
Автор: Валерия Валерьевна Иванова
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. В современном мире важно овладеть основами технологизации образовательного процесса. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Основная цель образовательной деятельности как социального феномена сегодня не может быть достигнута вне "технологического" поля -той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует современным научным воззрениям.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 “Образовательный центр” п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение “Детский сад “Янтарик” (ГБОУ СОШ № 1 “ОЦ” пгт Смышляевка СП “Детский сад “Янтарик”)
«Технологии в ДОУ»
Воспитатель: Иванова Валерия Валерьевна.
Анализ международного историко-педагогического опыта свидетельствует о том, что успешное функционирование и развитие системы образования определяется гуманизацией и технологизацией педагогического процесса. В начале XXI в. эти направления являются приоритетными в области образования. Переход к гуманистической образовательной парадигме предполагает оказание личности помощи в построении индивидуально-личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития ее физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии. Поэтому одной из актуальных задач педагогики является технологическое обеспечение гуманизации образования, через педагогические технологии.
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности педагога и ребенка.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Педагогическая технология является предметом дискуссий и научных споров в течение многих лет. Вклад термин «педагогическая технология» и понимание его сущности внесли педагоги Л. А. Байкова, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Л. К. Гребенкина, В. В. Гузеев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, Г. Ю. Ксензова, А. С. Макаренко, В. М. Монахов, А. М. Новиков, В. Ю. Питюков, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Т. И. Шамова, и др [3].
Слово «технология» применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка [5].
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Так, в энциклопедическом словаре дается такое определение технологии - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов [10].
Б. Т. Лихачев считал, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса [8].
По В.П. Беспалько педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса [9].
И.П. Волков дал следующее понятие педагогической технологии: «… - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [9].
Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния, так считает В.М. Шепель [7].
По М. А. Чошаноу технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы [7].
В литературе и практике термин «педагогическая технология» часто применяется как синоним понятия «педагогическая система». Понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов, и объектов деятельности.
Анализ существующих определений термина «педагогическая технология» привел нас к выводу о том, что наиболее удачным является определение, в соответствии с которым педагогическую технологию следует понимать, как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов) [4].
Современные технологии, используемые в ДОУ
На основе современных образовательных технологий осуществляется взаимодействие всех субъектов образовательного пространства ДОУ - детей, сотрудников, родителей. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Здоровьесберегающие технологии, целью которых является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, продолжительности пребывания в нем детей, программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей.
Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
-медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка);
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни);
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры и др.)
2. Технологии проектной деятельности, цель которых является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Проектная деятельность классифицируется на «игровую» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионную», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательную», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивную», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.
Выделяют следующие типы проектов:
- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;
- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности, цель которой сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Эта экспериментально – исследовательская деятельность имеет свои методы и приемы организации: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
4. Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками такие задачи как идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
5. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения;
-технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок», совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6.Технология портфолио дошкольника и портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Портфолио педагога позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога
7. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
8.Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения [6].
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Информационно-коммуникативная технология и ее использование в ДОУ
В современных условиях развития общества в системе дошкольного воспитания происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных учреждениях современных компьютерных программ
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в ДОУ доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С.Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) [2].
Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Вне сомнений, дошкольный возраст — это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет [1].
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. 80 % информации человеческий мозг усваивает через органы зрения.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н.Моторина, С.П. Первина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению [10].
Все исследования данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач.
Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что все большее значение с каждым годом приобретает раннее выявление развитие способностей детей дошкольного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены к решению различных жизненных задач. Развитие мысленных операций: логическое мышление, способности к анализу и самоанализу, и т.д., важно для развития детей и подготовки их к обучению в школе [8].
Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании, по мнению многих авторов, вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.
В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других материалов;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиальный способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
- оформление групповой документации, отчетов, буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным видам деятельности;
- создание информации для родительских уголков;
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создание различных баз данных;
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Между тем, при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ, возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Л. Н. Духанина, Т.В. Волосовец, Н.Е. Веракса, Э.М. Дорофеева, Т.С. Комарова, Т.И. Алиев, И.И. Комарова, К.Ю. Белая и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Ученые считают, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Подчеркивается, что «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка» [9].
При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Использование образовательных комплексов в ДОУ возможно при соответствующем техническом оснащении:
1. Создание в ДОУ компьютерно-игрового комплекса (КИК). В этом случае каждый ребенок играет один на один с компьютерным персонажем. Педагог только сторонний наблюдатель и помощник.
2. Использование ноутбука с подгруппой детей. Анимация, видео, аудиоряд помогают педагогу мотивировать детей к деятельности. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Педагог выступает полноправным партнером детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).
3. Использование компьютера и монитора большого размера, либо ноутбука и ЖК- телевизора. Правильность ответа проверяет сам воспитатель, нажимая мышкой на картинку (объект).
4. Использование ноутбука (компьютера), проектора и экрана.
5. Наличие в ДОУ виртуальной студии(й). Под виртуальной студией мы понимаем помещение, оснащенное аудиовизуальной техникой: ноутбуком (компьютером), проектором, интерактивной доской (для дошкольников необходима доска, действующая по нажатию пальцем, а не маркером). В настоящее время разработаны доски, реагирующие одновременно не на одно, а на два или три нажатия. Благодаря этому у доски могут работать одновременно три ребенка. Интерактивная доска в ДОУ открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога.
6. Наличие в ДОУ единого информационно-развивающего пространства. Другими словами, в этом случае все компьютеры ДОУ, предназначенные для работы с детьми, соединены в локальную сеть. Таким образом, все электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОУ и систематически могут им использоваться в повседневной работе.
Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров, оборудованию помещений, безопасность эксплуатируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы» [12]. Как отмечено в данных документах, непрерывная продолжительная работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, для детей шести-семи лет — 15 минут, при соблюдении следующих требований:
- занятие должно быть четко организовано и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
- на занятии дети должны не только получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, т.к. у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
- на занятии не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;
- перед занятием должна быть проведена специальная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, соблюдение все норм и правил, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Важность овладения основами технологизации образовательного процесса объясняется несколькими факторами:
- во-первых, для современного дошкольного образования характерна тенденция к реализации системного подхода в решении педагогических проблем, относящихся к проектированию образовательного процесса, к созданию авторской педагогической системы и конструированию деятельности детей;
- во-вторых, педагогические технологии существенно активизируют образовательный процесс, создают условия для творческой деятельности детей;
- в-третьих, возрастает потребность в компетентных педагогах, способных разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников. Особая необходимость внедрения образовательных технологий в дошкольных учреждениях приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введением государственных образовательных стандартов. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Таким образом, основная цель образовательной деятельности как социального феномена сегодня не может быть достигнута вне «технологического» поля – той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует современным научным воззрениям.
Литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М., - «Педагогика», 1989.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
Границкая
А.С. Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991.
Гузеев
В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
Капуслен
Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 1999.
Кларин
М.В. Технология обучения, Рига – 1999.
Карпенко М. Будущему образованию – технологию будущего // Обозреватель – 1999 № 6.
Левитес
Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997.
Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М-, 1993.
Федеральная программа развития образования в России. – М., 2000.
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm
l
http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html
http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html