Технологии в мире природы: как объяснить детям влияние науки и технологий на экологию | Цэдашиева Татьяна Будажаповна. Работа №350250
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования современных технологий для изучения влияния науки и технологий на природу и экологию. Рассматриваются подходы, которые помогут учителям начальных классов наглядно и доступно объяснить детям, как технологии изменяют природный мир, положительные и отрицательные последствия этого процесса, а также необходимость заботы об окружающей среде. Приведены примеры занятий, которые помогут детям осознать ценность природы и важность ответственного отношения к использованию технологий.
Ключевые слова: экология, технологии, природа, начальная школа, окружающий мир, экологическое воспитание, технологии и природа, обучение экологии.
Технологии в мире природы: как объяснить детям влияние науки и технологий на экологию
Цэдашиева Татьяна Будажаповна, учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Токчинская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования современных технологий для изучения влияния науки и технологий на природу и экологию. Рассматриваются подходы, которые помогут учителям начальных классов наглядно и доступно объяснить детям, как технологии изменяют природный мир, положительные и отрицательные последствия этого процесса, а также необходимость заботы об окружающей среде. Приведены примеры занятий, которые помогут детям осознать ценность природы и важность ответственного отношения к использованию технологий.
Ключевые слова: экология, технологии, природа, начальная школа, окружающий мир, экологическое воспитание, технологии и природа, обучение экологии.
Сегодня влияние науки и технологий охватывает все аспекты нашей жизни, и природа — не исключение. Для детей начальных классов важно не только понимать базовые экологические понятия, но и разбираться в том, как современная наука и технологии меняют природный мир. Задача учителя — объяснить это так, чтобы школьники понимали, как техника может помогать природе и, одновременно, каким образом бездумное использование технологий может ей навредить. Важно создать у детей осознанное понимание окружающего мира и научить бережному отношению к нему. Начинать экологическое воспитание можно с простых и доступных примеров, а также с использованием технологий, которые помогут детям наглядно увидеть, что наука не только создает удобства, но и накладывает определенную ответственность на человека.
Одним из подходов к раскрытию этой темы является использование наглядных примеров и игр. Дети легко воспринимают информацию через игру и визуальные образы, поэтому такие занятия, как «Экологические сказки», могут помочь объяснить важные понятия. В этой игре учитель предлагает детям придумать сказку, в которой главный герой использует технику, но заботится о природе. К примеру, история о том, как герой разрабатывает «умный» мусорный бак, который сам сортирует отходы, помогает детям понять, как технологии могут помочь решить экологические проблемы. Такие игры не только развивают фантазию, но и показывают детям, как наука может улучшить состояние окружающей среды, если использовать её с заботой и ответственностью.
Наглядные эксперименты — это еще один метод, который поможет детям понять сложные темы. Например, можно провести опыт, показывающий влияние загрязнений на воду. Возьмите чистую воду, добавьте несколько капель краски и перемешайте — это наглядно покажет детям, как промышленные отходы и загрязнения попадают в реки и моря. Затем можно объяснить, как специальные фильтры и очистные сооружения помогают очищать воду, и насколько важна эта технология для охраны природы. В дальнейшем, можно показать видео о работе водоочистительных станций, чтобы дети могли увидеть, как технологии спасают водные ресурсы от загрязнения. Такое занятие помогает детям осознать важность чистой воды и необходимость её бережного использования.
Важной темой для обсуждения с детьми является также использование технологий для сохранения вымирающих видов. Педагог может объяснить, что существуют специальные программы для отслеживания миграции животных, которые позволяют исследователям защищать редкие виды. Например, GPS-ошейники, которые помогают биологам следить за передвижением диких животных, позволяют учёным понимать, где находятся важные места для их обитания и нуждаются ли они в защите. Этот метод помогает не только сохранять биоразнообразие, но и улучшать среду обитания для этих животных. Для объяснения этой темы детям можно предложить создать карту, на которой они нарисуют животных, проживающих в различных местах, а затем «проследят» их маршрут по карте, как это делают ученые. Это помогает детям понять, что технологии позволяют не только создавать удобства для людей, но и помогают заботиться о природе.
Важно также объяснить детям и негативные стороны влияния технологий на природу. Один из наиболее доступных и наглядных примеров — это использование пластика. Учитель может объяснить, что пластик — это изобретение, которое позволило сделать многие вещи более удобными и доступными, но при этом он наносит значительный ущерб окружающей среде. Для того чтобы дети лучше осознали проблему, можно провести задание по сбору пластика и сортировке отходов, а затем обсудить, как долго разлагается пластик и как его переработка помогает природе. Показать детям, как работает переработка пластика, можно с помощью видео или посетив экоцентр, где расскажут о важности сортировки мусора. Такое занятие не только объясняет экологическую проблему, но и побуждает детей к осознанному потреблению и заботе о природе.
Тема возобновляемых источников энергии также является интересной для детей. Можно рассказать им о том, что ветер, солнце и вода могут служить источниками энергии, которая не загрязняет природу, как это делают традиционные источники. Для наглядности можно провести урок с использованием миниатюрной модели ветряной мельницы или солнечной батареи, объясняя, как с помощью солнца и ветра можно получать электричество. Это покажет детям, что технологии могут быть «дружелюбными» к природе, и познакомит их с основами возобновляемой энергетики.
Еще одним важным аспектом является использование цифровых технологий, таких как приложения и видеоролики, для изучения природы. Учитель может предложить детям установить простые приложения для распознавания растений или птиц, которые позволят детям узнавать новые виды в парке или на прогулке. Такие приложения развивают интерес к природе и помогают детям учиться бережному отношению к растениям и животным. Также можно использовать онлайн-ресурсы, такие как виртуальные экскурсии по природным заповедникам, где дети могут познакомиться с разнообразием жизни на нашей планете. Этот подход позволяет детям «путешествовать» и изучать мир, не выходя из класса, а также развивает у них чувство уважения к природе и осознание того, как важно её сохранять.
Таким образом, использование технологий в преподавании окружающего мира помогает детям понять, что наука и техника могут как положительно, так и отрицательно влиять на экологию. Наглядные примеры, игровые задания и эксперименты помогают детям осознать, что каждый человек может вносить свой вклад в сохранение природы. Учителю важно научить детей осознанному отношению к окружающему миру, побуждать их заботиться об экологии и использовать технологии ответственно. Формируя у школьников базовые экологические знания и понимание роли науки в этом процессе, мы создаем основы для будущего, в котором природа и технологии будут гармонично сосуществовать.
Список литературы
Закутнова
В. И.
,
Романчишина
В. Б.
,
Закутнова
Е. Б.
Изучение окружающего мира как основа экологического образования и
воспитания
обучающихся // Астраханский вестник экологического образования. 2014. №2 (28).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-okruzhayuschego-mira-kak-osnova-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-obuchayuschihsya
Курбатова
А. С.
,
Ягин
В. В.
, Вершинина
А. Ю.
Формирование эколого-развивающей образовательной среды школы как путь повышения экологической безопасности страны // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologo-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy-shkoly-kak-put-povysheniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-strany
Кушнирук
Л. И.
Э
кологическое мировоззрение младших школьников // АНИ: педагогика и психология. 2021. №3 (36). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-mirovozzrenie-mladshih-shkolnikov