Технологии виртуальной реальности в обучении: новые горизонты для уроков труда | Бугаева Надежда Олеговна. Работа №353028
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования технологий виртуальной реальности (VR) на уроках труда (технологии) для учащихся. Описываются преимущества VR в образовательном процессе: повышение мотивации, развитие пространственного мышления, безопасное освоение сложных операций и инструментов. Представлены примеры практического применения VR для изучения процессов проектирования, моделирования и производства. Рассматриваются рекомендации для учителей по внедрению виртуальной реальности в учебный процесс, включая выбор оборудования и программного обеспечения.
Ключевые слова: виртуальная реальность, технологии VR, уроки труда, цифровое обучение, моделирование, проектирование, обучение навыкам.
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ДЛЯ УРОКОВ ТРУДА
Бугаева Надежда Олеговна, учитель труда (технология)
МБОУ Игримская СОШ №1 Игрим, ХМАО - Югра пгт.Игрим
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования технологий виртуальной реальности (VR) на уроках труда (технологии) для учащихся. Описываются преимущества VR в образовательном процессе: повышение мотивации, развитие пространственного мышления, безопасное освоение сложных операций и инструментов. Представлены примеры практического применения VR для изучения процессов проектирования, моделирования и производства. Рассматриваются рекомендации для учителей по внедрению виртуальной реальности в учебный процесс, включая выбор оборудования и программного обеспечения.
Ключевые слова: виртуальная реальность, технологии VR, уроки труда, цифровое обучение, моделирование, проектирование, обучение навыкам.
Современные технологии трансформируют подходы к образованию, открывая новые возможности для обучения. Одной из таких технологий является виртуальная реальность (VR), которая предлагает иммерсивные и интерактивные формы обучения. На уроках труда VR позволяет моделировать производственные процессы, обучать работе с инструментами и оборудованием в безопасной и увлекательной форме. Это особенно актуально для учащихся, которым важно привить как базовые технические навыки, так и мотивацию к изучению профессий.
Возможности технологий виртуальной реальности на уроках труда
1. Безопасное обучение сложным навыкам
VR позволяет создавать симуляции работы с инструментами, станками и оборудованием без риска для здоровья учащихся. Это особенно полезно при освоении работы с токарным или фрезерным оборудованием.
Пример: Ученики могут изучать процесс работы на токарном станке в виртуальной среде, наблюдая за каждой операцией в деталях и практикуясь в её выполнении.
2. Развитие пространственного мышления
Программы VR позволяют учащимся видеть трёхмерные модели объектов, изменять их и наблюдать за результатами своих действий в реальном времени. Это помогает лучше понять принципы проектирования и производства.
Пример: Виртуальные мастерские позволяют учащимся создавать 3D-модели мебели или инженерных конструкций, тестировать их устойчивость и работоспособность.
3. Погружение в реальную производственную среду
VR-технологии могут имитировать условия реального производства, такие как работа в заводских цехах или на строительных объектах. Это формирует у учащихся представление о профессиональной среде.
Пример: Симуляции могут показать процесс сборки автомобиля или работу конвейера, помогая учащимся понять структуру производства.
4. Повышение мотивации и вовлеченности
Иммерсивный формат обучения стимулирует интерес к изучаемым темам. VR делает уроки интерактивными и динамичными, что особенно важно для подростков.
Преимущества применения VR на уроках труда
Интерактивность и вовлечённость. Учащиеся становятся активными участниками процесса, а не пассивными слушателями.
Индивидуализация обучения. VR позволяет адаптировать темп и сложность заданий под уровень подготовки каждого ученика.
Экономия ресурсов. Виртуальные инструменты и материалы не требуют затрат на их физическую покупку и замену.
Экологичность. Работа в виртуальной среде исключает расход материалов, таких как дерево, пластик или металл.
Практическая реализация VR на уроках труда
1. Выбор оборудования
Для внедрения VR в образовательный процесс учителю необходимо выбрать подходящие устройства:
Очки виртуальной реальности (например, Oculus Quest, HTC Vive).
Компьютер или ноутбук с необходимой производительностью.
Программное обеспечение для обучения (например, CoSpaces Edu, Google Expeditions).
2. Разработка уроков с использованием VR
Включение VR-технологий в план урока требует тщательного планирования. На начальном этапе лучше всего использовать VR для демонстрации процессов, а затем переходить к самостоятельной работе учащихся.
Пример урока:
Тема: Проектирование и создание мебели.
Этапы:
Демонстрация в VR-пространстве этапов создания мебели.
Индивидуальное проектирование учащимися своих моделей.
Анализ готовых проектов и обсуждение.
3. Оценка результатов
Использование VR должно быть ориентировано на достижение образовательных целей. Критериями оценки могут быть:
Качество выполненных работ в виртуальной среде.
Уровень понимания изучаемого материала.
Вовлечённость и активность учащихся.
Рекомендации для учителей
Проведите обучение. Перед использованием VR важно самому пройти курсы или мастер-классы по работе с VR-оборудованием.
Начинайте с малого. Внедряйте VR постепенно, начиная с простых задач и демонстраций.
Обеспечьте безопасность. Убедитесь, что оборудование используется правильно, а учащиеся понимают основные правила работы с VR-гарнитурами.
Интегрируйте VR в учебные цели. Технологии должны дополнять, а не заменять традиционные методы обучения.
Технологии виртуальной реальности открывают перед уроками труда новые горизонты, делая обучение увлекательным, безопасным и эффективным. Они развивают у учащихся навыки проектирования, пространственного мышления и работы с современным оборудованием. Однако их внедрение требует от учителя подготовки и планирования.
Виртуальная реальность способна не только оживить учебный процесс, но и подготовить учащихся к профессиональной деятельности в условиях цифрового будущего. Использование VR на уроках труда — это шаг в сторону современной школы, которая отвечает запросам времени и потребностям обучающихся.
Список литературы
Азевич
Алексей Иванович ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ДОПОЛНЕННОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. №2 (60).
Жакупова
Галина
Спатаевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // SAI. 2024.
№Special Issue 50.
Касумаев
Б. А. ПЕРЕХОД К ВИРТУАЛЬНОСТИ - БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ //
НиКа
. 2020.
№.