ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ | Мой кабинет. Работа №347031
На современном этапе во всём мире именно качество образования определяет уровень развития страны. Успех здесь возможен за счет инновационной, качественной подготовки подрастающего поколения. Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями заключается в различии в позициях педагогов и родителей. Не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.
ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Е.О. Иванова: «Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности».
На современном этапе во всём мире именно качество образования определяет уровень развития страны. Успех здесь возможен за счет инновационной, качественной подготовки подрастающего поколения.
Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого педагога
Перед учителем-логопедом поставлены задачи:
поиск новых, эффективных методов и приёмов работы;
внедрение их в свою работу;
использование различных видов, методов и форм контроля;
развитие самостоятельности
об
уча
ю
щихся
;
обеспечение объективной ценности результатов.
Задача учителя - логопеда – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд.
Огромное значение имеет социально-личностная составляющая. Личностный компонент формирования профессиональных качеств учителя-логопеда включает в себя, прежде всего, умение общаться, ведь профессиональная деятельность учителя-логопеда — это процесс непрерывного общения его с воспитанниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность логопедической работы. Очень важно «открыть» ребенка на общение. "Открытие" ребенка на общение зависит, в первую очередь, от создания комфортных условий на занятиях (в состоянии психологического комфорта дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции невозможно выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него и планировать дальнейшую совместную с ним работу. Необходимо, чтобы они слышали слова одобрения и поддержки, проживали ситуацию успеха на каждом занятии.
Что же поможет учителю-логопеду повысить свой профессионализм : семинары, вебинары, курсы, интернет ресурсы.
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда
Повышение качества профессиональных компетенций
Готовность к педагогическому творчеству
Профессиональный рост
Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентно-способного специалиста образовательного пространства.
Что же поможет учителю-логопеду повысить свой профессионализм в работе с родителями:
Конечно же изучение специальной литературы по работе с семьями детей, имеющих речевые нарушения. Где педагог может почерпнуть информацию о инновационных формах работы с родителями и затем применить их на практике.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Использование опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке».
Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, поэтому важно так построить сообщения и консультации, чтобы они по возможности привлекли внимание родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями заключается в различии в позициях педагогов и родителей. Не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьёй нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – это распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели и ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.
К основным направлениям совместной деятельности можно отнести:
- Формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи.
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
- Объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
- Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
- Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в их уверенности в собственных педагогических возможностях
- Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работ.
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным. Педагоги ищут новые формы роботы с родителями.
В нашем детском саду осуществляется коллективная, индивидуальная и наглядная формы работы
Особое внимание уделяется родительским собраниям, они тщательно готовятся и анализируются. Важно, чтобы родители были на собрании активны, включались в ту или иную предложенную им работу.
Собрания назначаются на время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.
Консультации и семинары выстраиваем так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителями всей предложенной информации, их вниманию предлагаются различные памятки, в которых прописаны ключевые моменты. К некоторым консультациям специально подбираются по теме игры и упражнения, организуются выставки пособий.
Групповые открытые занятия с участием родителей, которые, как правило, с большой заинтересованностью их посещают, проводятся педагогами 2-3 раза в год. Родители смотрят, записывают игры, упражнения, подмечают пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами повышается.
Родители могут воспользоваться подбором практического материала в библиотеке игр и упражнений. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, включающий лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания и памяти. В библиотеке есть все пособия, используемые на логопедических занятиях.
Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются речевые праздники, художественные постановки.
Очень важно максимальное участие родителей и детей в праздниках, тематика которых охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.
Индивидуальные занятия логопеда организуются для взрослых, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций. Тетрадь заполняется логопедом 2-3 раза в неделю. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только на звукопроизношение, но и на формирование словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Наибольшая часть информации запоминается зрительно.
Стендовая информация Речевой уголок отражает тему занятия, даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми заданиями на закрепление различных речевых навыков в домашних условиях.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы в связи с тем, что обращение в устной форме требует много времени и родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, полученную от педагога. Для того, чтобы они смогли осмыслить рекомендации и следовать им, необходимо убедить их в этом, предложив определённый алгоритм действий и вооружив памяткой, которая позволит выполнить эти действия последовательно и точно. Очень важны в достижении результатов в коррекционном процессе практические приёмы работ. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе педагогического коллектива. Показатель уровня их самосознания – понимание нужности и важности их знаний и умений в практической помощи своему ребёнку.
Каждая описанная выше форма повышения компетентности учителя-логопеда несомненно даст свои результаты в его профессиональной деятельности. А мы знаем, что самое важное значение для педагога имеют успехи и достижения воспитанников и основная роль в этом отводится взаимопониманию с родителями.