Технология дебатов на уроках истории и обществознании | Абдуллина Альбина Нагимовна . Работа №330054. Номер работы: №330054
Реализацию ФГОС можно осуществлять с использованием технологии дебатов. Технология является рамочной, построенной по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов работы по повышению мотивации, усвоению содержания, структуризации информации, выполнению творческих работ, организации самообразования, аргументации своей точки зрения, обучению культуре речи и спора. Учитель работает не по технологии дебатов, а в стиле технологии дебатов, так как формы и уровень ее использования определяются самим учителем.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения требуют перехода к деятельностному способу обучения. При деятельностном подходе весь образовательный процесс построен таким образом, что ученики являются не пассивными получателями информации, а сами активно участвуют в учебном процессе, добывании знаний, формировании своей траектории обучения.
Реализацию ФГОС можно осуществлять с использованием технологии дебатов. Технология является рамочной, построенной по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов работы по повышению мотивации, усвоению содержания, структуризации информации, выполнению творческих работ, организации самообразования, аргументации своей точки зрения, обучению культуре речи и спора. Учитель работает не по технологии дебатов, а в стиле технологии дебатов, так как формы и уровень ее использования определяются самим учителем.
Дебаты способствуют восприятию исторического материала и формированию осознанной гражданской позиции. Участвуя в дебатах, ученики получают навык и умение излагать точку зрения, основанную не только на своих умозаключениях, но и на документах, фактах, мнениях компетентных специалистов.
У учащихся формируются компетенции трех видов: предметные, метапредметные и личностные.
Дебаты – это интеллектуальная игра, проводимая по строгим формальным правилам. Смысл дебатов – убедить судей и зрителей в правоте своей точки зрения (но не противоположную команду). Этого добиваются путем представления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывания противников.
Дебаты развивают логическое мышление, навыки в упорядочении своих мыслей, устной речи, терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность концентрироваться на сути проблемы.
Во время подготовки к дебатам учащиеся изучают не только основной материал по заданной теме, но и дополнительную литературу, периодическую печать, словари, энциклопедии.
Дебаты способствуют формированию личностных компетенций благодаря выполнению определенных принципов.
Первый принцип – уважение. Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. В противостоянии идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные, подкрепленные фактами, аргументы.
Второй принцип – честность. Честность – это основа дебатов. Задача каждого участника быть честным в своих аргументах, в использовании подготовленных доказательств и ответах на вопросы.
Третий принцип – проигравших нет. Участвуете в дебатах только ради победы – неверно. Основная цель – это желание учиться и совершенствоваться. Соблюдение этих принципов поможет ученикам правильно оценить поступки, самоопределиться в системе ценностей.
Главная цель игры – это борьба аргумент-контраргумент. При подготовке дебатов соперничающие стороны готовят как утверждение темы дебатов, так и ее отрицание. Каждый аргумент пишется на небольшом листке бумаги. Аргументы за и против пишутся разными цветами. Аргументы должны подтверждаться примерами, фактами, статистическими данными, цитатами.
Классический вариант игры ведется по следующим правилам:
Команда состоит из трех учеников. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся, либо назначаются учителем. Личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения.
Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 – второй, У3 – третий) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй, О3 – третий). Каждый спикер имеет определенную роль, за рамки которой нельзя выходить. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы.
Игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестные вопросы, таймауты (их может брать каждая команда для подготовки к следующему раунду, но не более 8 мин. Суммарно в течение всей игры). Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель – доказать ложность позиции противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложными являются восполняющие (открытые) вопросы. Обычно используется форма простого вопроса, который не может быть расчленен, не включает в себя другие вопросы. Нельзя задавать вопросы, касающиеся личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.
В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свою линию доказательств, которая может быть представлена в виде кейса. Кейс – это система (специально подготовленная подборка) доказательств, совокупность аргументов и фактов, представленных в организованной форме, используемая для обоснования своей позиции.
При подготовке к дебатам рассматриваются варианты построения утверждающих и отрицающих речей. Единственная речь, которую можно подготовить заранее – это речь первого спикера утверждающей команды. Остальные речи готовятся прямо во время игры, чтобы ответить на аргументы противника.
На уроке проводятся дебаты по изучаемой теме по классическому варианту. Можно предложить следующие темы дебатов:
Ведущая роль варягов в становлении Русского государства.
Реформы Петра Великого имели отрицательные последствия.
Освоение целины решило проблему сельскохозяйственной продукции в стране.
Идеалы декабристов подходят современному человеку.
Реформа Столыпина была успешной.
Февральская революция в России была неизбежна.
Советское правительство не виновато, что в 1941 г. СССР не был готов к отражению фашистской агрессии.
Пакт Молотова-Риббентропа является преступлением сталинского режима.
Нападение Германии на Советский Союз в 1941 г. было внезапным.
Московская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Существовала возможность совместной с другими странами защиты от фашистского нападения.
Во Второй мировой войне победила дипломатия антифашистской коалиции.