Технология дифференцированного обучения. | Кузнецова Светлана Александровна. Работа №343343
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения необходимо проводить диагностику каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
При практическом осуществлении дифференциации в условиях классно-урочной системы нужно знать способы индивидуализации обучения.
Технология дифференцированного обучения
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – дифференцированное обучение.
Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
В процессе обучения индивидуальные различия могут проявляться:
в скорости усвоения нового материала, в количестве тренировочных упражнениях, необходимых для усвоения нового.
в уровне работоспособности (высокая, средняя, низкая). Связано с типом нервной системы.
в различных типах мышления: у одних преобладает практически- действенное, у вторых — наглядно-образное, у третьих — словесно-логическое.
учащиеся отличаются высокой, средней и низкой обучаемостью.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения необходимо проводить диагностику каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
При практическом осуществлении дифференциации в условиях классно-урочной системы нужно знать способы индивидуализации обучения.
Индивидуальный темп обучения учителем может выбираться с учетом скорости учебной деятельности, мышления, восприятия ученика. Но индивидуальный темп может быть обеспечен лишь непродолжительное время, т.к. это может привести к отставанию от класса или от программы. В начальной школе может быть ускоренный темп прохождения материала, но не темп самого урока. При фронтальной форме организации учебной деятельности ускоренный темп может породить у части детей стресс.
Индивидуализация содержания и методов обучения (через объем и сложность учебного материала).
Индивидуализация с учетом видов мыслительной деятельности.
Учащимся с наглядно-чувственными типом мышления рекомендуется выполнение однотипных упражнений средней трудности. Задания же проблемного и творческого характера получают учащиеся с хорошо развитым логическим мышлением.
Пути решения дифференциации
Деление класса на З характерные группы («сильные», «средние», «слабые») с учетом степени развития
реальных учебных возможностей
способностей к учению
работоспособности учащихся
Учителем дифференцированно подбираются задания и темп работы для каждой группы.
Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений.
Подготовка учителем для уч-ся заданий с учетом тех трудностей, которые испытывает ученик: слабые учащихся (алгоритмы решений, планы работы и т.д.), для сильных учащихся — задания повышенной трудности.
Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых обеспечивается системой постоянно усложняющихся вопросов.
Дифференцировать можно:
а) объем;
б) сложность учебного материала;
в) дозу помощи учителя при выполнении;
г) комплексно.
Для разноуровневого обучения учитель может использовать :
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Трудности в реализации дифференцированного подхода.
Слабая организация психологической и педагогической диагностики с целью изучения учебных возможностей учащихся.
Индивидуальный подход к уровню развития учащихся не заложен в учебные программы и не обеспечен содержанием учебников.
Большая наполняемость классов.
Трудности в ведении постоянного учета изменений в уровне подготовленности учащихся. Необходимость классификации ошибок учащихся требует большой затраты времени.
Наличие доли социального неравенства при делении детей на группы. Нельзя составлять списки и т.д., ставить детей в известность.
При дифференциации по уровню сложности материала нельзя для слабоуспевающих учащихся давать задания ниже программных. Иначе это может привести к замедлению их развития.
Большая затрата времени учителя при подготовки к уроку, сложности в организации деятельности учащихся на уроке.
Таким образом, дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.